Стратегическая задача – продовольственная безопасность (продолжение)

В.А. Бекетов - стратегическая задача - продовольственная безопасность Как мы уже сообщали, 11 октября  в станице Советской с рабочим визитом побывал председатель Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетов. Свою встречу с жителями и активом станицы Владимир Андреевич посвятил теме участия граждан в выполнении стратегической задачи – обеспечении продовольственной безопасности нашего государства. Вместе с председателем Законодательного Собрания Кубани в общении со станичниками приняли участие глава Новокубанского района Р.Г. Архипов, председатель Совета МО Новокубанский район В.И. Цыганков, глава Советского сельского поселения В.А. Бичурин, председатель Совета депутатов Советского сельского поселения С.Ю. Гуров.

Инвестиции – в Кубань

Приветствуя собравшихся, В.А. Бекетов прежде всего рассказал о результатах последнего Сочинского экономического форума. Владимир Андреевич отметил, что такие мероприятия очень важны для всей нашей страны:

— Инвестиционная активность, как сказал Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на состоявшемся чуть раньше Петербургском международном экономическом форуме, — один из факторов инновационного развития и успешной модернизации нашей экономики. России нужен настоящий инвестиционный бум.

Сочинский форум — уже девятый по счету. С каждым годом ширится география его участников, растет число гостей, разнообразнее становится программа. В этом году в Сочи прибыли представители 52 российских регионов и 32 государств, а также ведущие российские и международные компании. Для участия в мероприятиях зарегистрировались более 8 тысяч человек.

В первые годы проведения форума на нем выставлялись только предложения Краснодарского края. Сегодня же форум работает на экономику многих регионов Российской Федерации. Не считая Краснодарского края, 26 регионов России на нем подписали 88 соглашений на сумму 240 млрд. руб. Регионы ЮФО заключили 20 соглашений на общую сумму 17,8 млрд. руб. А всего на форуме «Сочи — 2010» было подписано 376 соглашений на общую сумму более 760 млрд. руб.

Свои предложения — а это более чем 1500 инвестпроектов — представили все муниципальные образования края. Разумеется, не все они нашли своего инвестора, но все равно, итоги впечатляют. Краснодарский край заключил на Сочинском форуме 257 соглашений на общую сумму порядка 382 млрд. руб. Это значит, что по мере реализации проектов в нашем крае будут появляться новые современные предприятия по производству товаров и услуг. Их деятельность увеличит поступления в бюджеты всех уровней, что позволит нам и далее укреплять социальную ориентированность бюджета, больше средств выделять на такие нужные каждому кубанцу дела, как строительство и ремонт дорог, поддержку ЖКХ, социальное обеспечение, развитие образования и здравоохранения и многое другое. Жители Краснодарского края получат возможность приобретать новые товары и услуги, а у тех, кто придет работать на эти предприятия, появятся достойно оплачиваемые рабочие места.

Новокубанский район заключил на форуме 6 соглашений на общую сумму 637,5 млн. руб. В частности, предприятие ООО «Новый Кубанский Профиль» планирует построить в г. Новокубанске завод по производству профильных труб стоимостью 111,3 млн. рублей. ООО «Евро Стоун» собирается запустить цех по производству бетонных изделий стоимостью 30 млн. руб.

Наиболее значимые соглашения Новокубанского района были подписаны в сфере АПК и переработки. ОАО «ОПХ ПЗ «Ленинский путь» планирует строительство молочно-товарной фермы на 1200 голов КРС стоимостью 150 млн. руб., ООО «ТПК-Абсолют» — молочного завода. Стоимость этого проекта — 330 млн. руб. Будет построено и предприятие по производству кондитерских изделий производительностью до 0,5 тонн в сутки стоимостью 10,2 млн. руб.

Всего Краснодарским краем по направлению «АПК и потребительская сфера» было подписано контрактов на сумму 10 миллиардов рублей. Это явное подтверждение того, что вложения в сельскохозяйственное производство и переработку Кубани привлекательны для инвесторов. Наш агропромышленный комплекс зарекомендовал себя как отрасль, обеспечивающая надежные вложения денег с высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью.

Подорвать доверие инвесторов не смогли даже сложности последнего времени. Ведь текущий год был очень непростым для кубанского села. Кроме кризисных проблем, которые затронули наших сельхозтоваропроизводителей, пришлось выдержать и природные испытания. По всей России стояла аномальная жара, такого лета даже старики не припомнят. Во многих регионах погибли посевы. Положение в стране складывалось достаточно серьезное, был даже введен мораторий на экспорт зерна.

Тем не менее, на Кубани получен и сохранен от непогоды хороший урожай — свыше 8,5 миллионов тонн зерновых. На конец сентября по краю средняя урожайность зерновых и зернобобовых составила почти 48 ц/га, озимой пшеницы — 52,5 ц. По Новокубанскому району средняя урожайность зерновых составила 59, а озимой пшеницы — 61 ц/га. Урожайность кукурузы на зерно — 55 ц/га, подсолнечника — 26,8 ц/га.

Таким урожаем можно гордиться, это один из наиболее высоких результатов в крае. На фоне того, что произошло во многих регионах России, где пшеницу и другие культуры просто выжгло, кубанская жатва имеет особое значение. Это наш вклад в обеспечение продовольственной безопасности России, и доля Новокубанского района в нем заметна.

Приведенные мной данные надежно свидетельствуют об одном: экономика Краснодарского края уверенно выходит из временного спада, вызванного кризисом, и наращивает производство. Можно сказать, что кризис Кубань прошла с меньшими потерями, чем многие другие регионы Российской Федерации. Однако это не значит, что в нашей жизни все радужно. Жизнь постоянно ставит нас перед новыми сложностями, и нужно уметь реагировать, отвечать на них.

Свое продовольствие — это безопасность

Большую часть своего выступления председатель ЗСК В.А. Бекетов посвятил теме продовольственной безопасности, которая решается как на государственном и краевом уровнях, так и непосредственно в каждой станице и хуторе, на личных подворьях наших граждан:

— К сожалению, до сих пор у нас в стране граждане не обеспечиваются собственными, в России произведенными, продуктами питания. Есть люди, которые говорят: «А стоит ли вообще об этом беспокоиться? Если в других странах мясо, картофель, фрукты или овощи дешевле, то, может, надо просто закупать их на те доходы, что Россия получает от продажи нефти и газа?» На первый взгляд, простое решение. Но так не поступает ни одна страна, думающая о будущем. Напротив, есть масса примеров, когда в рамках национальной экономики государства идут на серьезные затраты, поддерживая дотациями своего производителя, хотя купить некоторые продукты за границей было бы действительно дешевле.

Причина проста. Со всех точек зрения зависеть от стран-поставщиков столь важного товара как продовольствие крайне рискованно. Во-первых, если изменится политическая ситуация, нарушатся взаимоотношения с поставщиками, то и страна-импортер продовольствия окажется в сложной ситуации. В обмен за продовольствие ей можно будет диктовать любые условия. Во-вторых, при закупке дешевого иностранного продовольствия экономия кажущаяся. Ведь приобретать россиянам пришлось бы восстановимый ресурс, а расплачиваться за счет совокупных доходов от продажи энергоносителей, то есть ресурса ограниченного и невосполнимого.

Поэтому сегодня продовольственная безопасность рассматривается как одна из важнейших составляющих общего вопроса национальной безопасности. В начале текущего года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». В ней говорится, что «стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов».

Но пока что такого уровня мы не достигли. Ситуация такова, что каждый год наша страна импортирует сельскохозяйственной продукции на миллиарды долларов. Причем мы ввозим не только то, что по климатическим причинам невозможно или сложно выращивать на территории России, например, тропические фрукты. Но и ту традиционную продукцию, которую веками выращивали наши предки. За прошлый 2009 год мяса свинины и КРС на территорию России было ввезено свыше 1 млн. 300 тыс. тонн, птицы — почти 1 млн. тонн, рыбы — почти 800 тыс. тонн. Также импортируется значительная доля реализуемых в России овощей, фруктов, зеленной продукции. Это то, что с успехом у нас, в субъектах Южного федерального округа, можно было бы производить в необходимых для российского потребителя объемах.

Наиболее оптимальная производственная форма для решения такой задачи в условиях Краснодарского края — это семейное хозяйство. Именно поэтому у нас в крае так много было сделано для развития сектора личных подсобных хозяйств. В рамках краевой целевой программы «Развитие личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» на 2007-2009 годы велось субсидирование части затрат на приобретение животных, услуги по искусственному осеменению, производство реализуемой продукции животноводства, строительство теплиц, закладку садов и виноградников и уходу за ними, а также предусматривались средства на обучение граждан.

Общий объем субсидий за все время действия программы превысил 2 миллиарда рублей. Всем желающим выделялись дополнительные земельные участки. Была принята краевая целевая программа «Пастбища для выпаса коров, содержащихся в личных подсобных хозяйствах на территории Краснодарского края» на 2008-2012 годы, нацеленная на создание новых и улучшение имеющихся культурных пастбищ для выпаса скота.

С момента принятия краевого закона «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» прошло 6 лет. Но за этот короткий срок мы смогли добиться существенных результатов. На сельских подворьях начался рост поголовья, увеличились объемы закупок продукции в личных подсобных хозяйствах заготовительными и перерабатывающими организациями. И эти показатели постоянно увеличивались. За 2009 год производство молока в личных подсобных хозяйствах составило 471,3 тысяч тонн, мяса скота и птицы в живой массе — свыше 272 тысяч тонн, овощей 363 тысячи тонн, картофеля 453 тысячи тонн. Из них закуплено перерабатывающими и заготовительными организациями более 156 тысяч тонн молока и 61 тысячи тонн мяса, 62 тысячи тонн овощей и 116 тысяч тонн картофеля.

В Новокубанском районе за истекший 2009 год было закуплено 3 тысячи 385 тонн молока, 2 тысячи 193 тонны мяса, 855 тонн овощей, 220 тонн картофеля.
Если сравнивать итоги прошлого года с 2005, тем годом, когда только начинались мероприятия по поддержке кубанского ЛПХ, то картина будет следующей: с 2005 по 2009 год по краю рост объемов реализации по молоку составил 196,4 % или на 76,6 тысяч тонн, по мясу в живом весе 129,1 % или на 18,4 тысяч тонн, по овощам 182,3 % или на 27,9 тысяч тонн. Но все-таки главный результат, которого удалось достичь — нам удалось сформировать класс мелких собственников на селе, которые, производя сельхозпродукцию, насыщая ею рынок, зарабатывают себе на жизнь.

Сегодня уже можно констатировать, что многие личные подсобные хозяйства переросли свои прежние рамки. Они уже являются товарными производствами, ориентированными не на удовлетворение собственных потребностей, а на рынок, на получение прибыли, на дальнейшее развитие. Они фактически ведут предпринимательскую деятельность.

Всего год назад владельцы ЛПХ стали поднимать вопрос о том, чтобы официально зарегистрировать свою деятельность в качестве предпринимательской, и в частности, фермерской. Мы поддержали их инициативу. Экономические реалии изменились: от выживания в 90-е годы село перешло к развитию. Соответственно, переместились и акценты государственной поддержки.

Как вы знаете, сейчас большинство мер поддержки предусмотрены только для тех владельцев подворий, кто пройдет перерегистрацию и начнет вести предпринимательскую деятельность. То есть это в интересах самого владельца ЛПХ, если, конечно же, он собирается ставить свое дело на надежную основу.

Совместно с администрацией края, органами местного самоуправления, депутаты ЗСК провели ряд встреч с гражданами, где разъясняли все плюсы оформления предпринимательской деятельности. Буквально за год порядка двух тысяч владельцев личных подсобных хозяйств осуществили соответствующую перерегистрацию. В Новокубанском районе перерегистрацию прошел пятьдесят один человек, еще четверо оформляют документы. Не могу сказать, что это много. Всего в Новокубанском районе почти 19 тысяч личных подсобных хозяйств, среди них немало высокопроизводительных.

Что касается края в целом, то темпы тоже нельзя назвать высокими. Все-таки высокотоварных ЛПХ в крае во много раз больше, чем две тысячи. Дело могло бы идти быстрее, если бы к нему ответственно подошли во всех муниципальных образованиях. Здесь очень важна позиция местных органов власти, ведь не все владельцы подворий ориентируются в ситуации, полностью владеют информацией. Их нужно агитировать, убеждать и доказывать, что такой шаг в их собственных интересах.

Поддержка малого бизнеса

Вместе с развитием малого бизнеса на селе крепнет и финансовая основа местного самоуправления. Органы местного самоуправления сейчас все отчетливее понимают, что развитие малого бизнеса на их территории, прежде всего, им самим на руку.

Малый бизнес сегодня признается тем механизмом, благодаря которому можно в кратчайшие сроки менять к лучшему темпы экономического роста, а значит — уровень жизни и благополучие миллионов граждан России. Его развитие становится одним из приоритетов государственной политики на уровне регионов и федерального центра. На уровне субъектов Российской Федерации сейчас разрабатываются свои программы поддержки этого сектора экономики.

Главная задача, которая перед нами сейчас стоит — повысить эффективность действующей системы государственной поддержки предпринимательства, чтобы ускорить темпы его развития, выработать новые механизмы госпомощи. Мы активно над этим работаем и стараемся привлечь к разработке новой краевой политики поддержки малого предпринимательства как можно более широкий круг людей и организаций. Не так давно было проведено совещание, посвященное именно этому вопросу. На нем присутствовали руководители органов исполнительной власти края, общественных организаций, представляющих интересы малого бизнеса, сами представители малого бизнеса.

Был обсужден ряд проблем, которые мешают нормально развиваться малому предпринимательству на Кубани. Первое, что бросается в глаза — это отсутствие в достаточном количестве кадров, способных грамотно вести дело. Применительно к сфере агробизнеса это значит, что хозяйствовать по-старому уже нельзя, на одной тяпке и советах соседей заработать не получится. Современный предприниматель должен быть в курсе последних технологических новинок, обладать познаниями в бухгалтерии, знать законодательство и многое другое.

На базе Брюховецкого аграрного колледжа был создан учебно-методический центр по обучению ведению предпринимательства в агропромышленном комплексе. Здесь обучают основам технологий выращивания и откорма свиней, птицы на яйцо, клеточного и напольного содержания бройлеров, возделыванию овощных культур с использованием капельного орошения и других.

В прошлом году в центре прошли подготовку 520 человек. Но для края это капля в море. На Кубани несколько десятков тысяч высокотоварных ЛПХ, и их численность растет. Поэтому необходимо, чтобы предпринимателей готовили несколько учебных заведений. Причем различной направленности, не только сельскохозяйственной. Так получилось, что кроме сельскохозяйственного производства весь остальной малый бизнес представлен в основном торговлей, а это большой перекос. Малое предпринимательство должно активно развиваться и в других отраслях.

Другое важное направление государственной поддержки малого бизнеса — это правовая защита малых предпринимателей. Люди, только начинающие свое дело, не ориентируются в законах, их легко обмануть, у них зачастую нет средств на то, чтобы при необходимости оплатить юридические консультации, услуги адвоката.
В Законодательное Собрание поступают письма и обращения, в которых люди жалуются на то, что заготовительные кооперативы, принимающие у них молоко или иную сельхозпродукцию, на многие месяцы затягивают расчет или произвольно пересматривают закупочные цены.

Наш малый сельхозтоваропроизводитель, к сожалению, не защищен от подобных ситуаций, поскольку чаще всего заготовительный кооператив является монополистом на данной территории. Такие явления необходимо решительно пресекать. Заработок крестьянину дается тяжелым трудом, и нельзя допускать, чтобы кто-то старался оторвать хоть часть честно заработанных им денег. В случае подобных проявлений есть немало способов призвать дельцов к ответу. Не только краевые, но и местные органы власти вполне могут назначить проверки чистоты ведения предпринимательской деятельности.

Законодательное Собрание края совместно с Федеральной антимонопольной службой, органами прокурорского надзора будут принимать серьезные меры по отношению к тем горе-бизнесменам, которые допускают такой прямой обман сельских жителей. Хочу вас заверить, этот вопрос будет на нашем постоянном контроле, мы будем отслеживать подобные случаи, и совместно с органами муниципальной власти и правоохранительными органами будем оперативно принимать необходимые меры.

Уважаемые избиратели! Сегодня жизнь ставит перед нами немало задач, и надо не жаловаться на то, что они есть, а искать пути их решения. Никто кроме нас самих с ними не справится. Давайте сообща обсуждать и сами проблемы, и то, как с ними справиться. Будем делать это совместно, в том числе и в ходе нашей встречи.