волик_hf

Находясь на траурном мероприятии в связи с безвременной кончиной Алексея Михайловича Волик, вспомнил далекий 1956 год. …Фонтан в старом бароновском парке, парнишка, играющий на баяне перед киносеансом. Медленные танго, зажигательные фокстроты, раскрасневшиеся лица парней и девчат, танцующих краковяк, польку-бабочку, и аплодисменты молодому баянисту. Мне 8 лет. Я и мои сверстники стоим за спиной у баяниста и с завистью смотрим на музыканта. Веса ему в наших глазах добавляет тот момент, что ему покровительствует В.И. Волик, лесник, цветовод, декоратор бароновского парка, гроза всех мальчишек Хуторка.

Владимир Иванович так дорожил и берег созданной под его руководством красотой парка, что мы удивлялись, когда он появлялся неожиданно из засады и заставал нас врасплох за изготовлением «шпаг», «рогатулек» из веток сирени на кургане с водонапорной башней. Разговор был короток. Владимир Иванович сообщал родителям о порче насаждений, и дома ждала трепка с физическим воздействием – нормой воспитания подростков в 50-е годы прошлого века.

Мы, пацаны, считали за честь нести по очереди баян в футляре до дома В.И. Волик. Алексей-баянист был двоюродным братом знаменитого лесника. Иногда летними вечерами на улице Суворова собирались соседи В.И. Волик — Сакулины, Полевые, Бирюковы и другие. На звуки баяна приходили жители «Курского вокзала» и улицы Московской, и Алексей играл на баяне, что примечательно, не зная музыкальной грамоты, на «слух».

Далее наши жизненные дороги разошлись… 2010 год. Мероприятие у Вечного огня. Мое внимание привлек майор-пограничник в парадной форме со многими правительственными наградами на кителе. Афганцы негласно считали его за старшего, да так оно по возрасту и было. Относились к нему с уважением и почтением. Что-то неуловимое, знакомое показалось мне в поведении майора, а услышав фамилию Волик, я подошел к ветерану. Так состоялось второе знакомство более чем через полвека. В разговоре вспомнили былое и впредь на всех мероприятиях и праздниках мы общались как старые знакомые. Вскоре вышли две публикации А.М. Волик об афганских событиях и его воспоминания о том времени в районной газете «Свет маяков».

Запомнились личные воспоминания Алексея Михайловича. Призванный на военные сборы в г. Кропоткин, получив звание младшего лейтенанта, А.М. Волик пожелал остаться в кадрах Советской Армии. Тяготы военной службы в отдаленных пограничных гарнизонах разделила с ним верная спутница жизни – жена, Нина Прокофьевна Волик. Сын, Сергей Алексеевич, пошел по стопам отца, он офицер-пограничник Российской армии. А.М. Волик служил на различных должностях в пограничных войсках, прошел славный путь до командира отдельного дорожно-мостового батальона. Это была мощная единица, ей были приданы средства усиления, автотранспорт, подъемные краны, бульдозеры, экскаваторы и другая дорожная техника.

По заданию советского правительства строили по ущельям Горного Бадахшана автомобильную дорогу. Времени на инженерные изыскания не было, шли взрывные работы, готовили полотно дороги, инженеры-мостовики выбирали место для переправ на горных реках. Строительство шло высокими темпами. К работе на договорной основе привлекалось местное население. По рассказу Алексея Михайловича, условия их жизни были ужасающие – примитивные жилища «сакли» и это на фоне резко-континентального климата: днем +50 градусов, ночью -5 по Цельсию. Военные помогали местным жителям, чем могли. Это мука, сахар, консервы, одежда, обувь и так далее, всего не перечислишь.

Сейчас прошли годы и на фоне американской «помощи» в Афганистане все больше хороших отзывов о благородстве и братстве «шурави». К слову сказать, что производство героина после вывода советских войск возросло в несколько раз, и наркотрафик поразил своими щупальцами многие сопредельные государства.

Алексей Михайлович был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, награды Республики Афганистан заняли почетное место рядом с правительственными наградами России. Находясь в составе Новокубанской делегации и наблюдая за А.М. Волик во время праздничного мероприятия в г. Краснодаре в связи с 71-й годовщиной Великой Победы, подумалось — Алексей Михайлович старше меня всего на 8 лет, но сколько испытаний готовила ему жизнь: годы военного лихолетья, оккупация в течении полугода в родной Кубанке, голодные школьные годы в послевоенное время, становление в жизни.

Зная о коварстве своей болезни, Алексей Михайлович встретил испытания судьбы как настоящий борец и воин, до последних дней вел активный образ жизни, уделял внимание семье, рыбалке, общественным делам. В течение последних четверти века жизни Алексея Михайловича рядом с ним делила радостные и горестные дни Тамара Разумовна Волик.

Мужество Алексея Михайловича проявилось и в том моменте, что за неделю до трагического дня он побывал на кладбище и выбрал место для своего вечного успокоения. А.М. Волик ушел из жизни, но осталась благодарная память о нем у многочисленных родственников, друзей, соседей, афганцев и ветеранов района. Многие школьники навсегда запомнят волнующие, полные положительных эмоций воспоминания о былом афганца, кавалера правительственных наград, гражданина России, майора-пограничника А.М. Волик.

В грозы, в бури, в житейскую стынь,

При тяжелых утратах, и когда тебе грустно

Казаться улыбчивым и простым,

Самое высшее в мире искусство.

Эти слова Сергея Есенина полностью освещают жизненный подвиг Алексея Михайловича.

С. Полевой