священик_hf

«Октябрьский переворот, чудовищная расправа над Царской семьей, братоубийство, террор и массовые репрессии ― все это стало огромной трагедией для нашего народа. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Это были трудные годы преследований, поразивших пастырей и рассеявших овец (Мк. 14:27) Русской Православной Церкви по всему миру» — эти слова митрополита Илариона (Алфеева) полноценно характеризуют события ставшие началом долгих страданий Русской Церкви и Ее верных чад.

В эти дни, спустя столетие со времени февральского и октябрьского переворотов 1917 года, во всех епархия Русской Православной Церкви проходят мероприятия, призванные увековечить память тех страдальцев, которые не жалея своих жизней, стремились сохранить главное – свое право быть православными. Ряд мероприятий прошел и в Армавирской епархии.

Состоялась демонстрация кинофильма «Светоч» об армавирском священнике Леониде Дмитриевском, который был номинирован комиссией по канонизации святых в рамках краевого конкурса «Имя Кубани».

В Усть-Лабинске около памятного камня на месте мученической смерти в 1918 году иерея Михаила Лисицына была совершена панихида по убиенному священнику.

Также были подведены итоги конкурса сочинений к празднику Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, организованного комиссией по канонизации святых Армавирской епархии совместно с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. В конкурсе приняли участие учащиеся Армавира, Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Успенского и Усть-Лабинского районов.

 

Из новокубанских участников конкурса дипломом жюри было отмечено сочинение ученика школы №10 станицы Советской Владислава Ряскина «Кубанские новомученики».

 

Комиссия по канонизации святых Армавирской епархии

 

Судьба казачьих пастырей

 

Предлагаем вашему вниманию выдержки из конкурсного сочинения  ученика школы №10 станицы Советской Владислава Ряскина:

 

В истории нашей страны есть страницы, которые не могут быть забыты. Период гонений на Православную Церковь и судьба тех, кто пострадал за свои    убеждения, должна быть известна каждому человеку, ведь зная историю своего прошлого, можно избежать ошибок  в истории, которую делаем мы, современные жители.

Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских – всех тех, кто погиб в годы  Советской  власти за свои религиозные убеждения, кто был подвергнут репрессиям, кто прошел сквозь ад ГУЛАГА и не отрекся от своей веры.

Таких мучеников  веры в России тысячи и тысячи. Многие из этих священнослужителей  жили и приняли мученическую смерть на Кубани. Благодаря работе комиссии по канонизации Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века пятерых священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года: Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Михаила Лекторского, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева. Они стали первыми жителями Кубани, канонизированными в лике святых. Однако тысячи имен людей, пострадавших за веру, многим остаются неизвестными.

Читая архивные данные, мы видим, что все расстрелянные принимали активное участие в общественной жизни, например, переписи населения, преподавали в школах Закон Божий, открывали библиотеки, имели государственные и церковные награды. Их жизнь может стать достойным примером для наших современников.

Священник  Павел Иванов

Священномученик Павел Иванов родился в 1858 году. Он происходил из духовного звания, окончил курс по второму разряду в Кавказской духовной семинарии 18 июня 1880 года. В разные годы он служил в храмах станиц Успенской, Бесскорбной, Попутной.

У Павла Васильевича было 4 дочери. Две старшие из них были женами священников, а младшие работали учительницами в школе  станицы Попутной.

В храме святых равноапостольных Константина и Елены ст. Попутной  отец Павел служил 33 года. Когда в станице установилась советская власть, красноармейцы обвинили священника в том, что он в 1918 году служил молебен по просьбе белых. Местные жители предупредили священника о том, что его хотят расстрелять и призвали уехать из станицы. На что отец Павел ответил: «Тело мое убьют, а душу убить не смогут, я никуда не поеду».

Вскоре красноармейцы забрали его из дома и расстреляли. Гроб было делать не из чего. Для этого взяли доски из забора. Похоронен был священник на станичном кладбище, на территории которого позже был построен молзавод.

 

Священник Михаил Лекторский

 

Протоиерей Михаил Лекторский родился 9 ноября 1872 г. в семье кубанского священника. Успешно окончил полный курс духовной семинарии в 1892 г. Состоял учителем церковноприходской школы ст. Динской. В 1893 г был рукоположен в иереи и определен в село Благодатное, где состоял законоучителем церковноприходской школы. С 1906 г он был настоятелем церкви ст. Новотитаровской. Отец Михаил был прекрасным семьянином, имел 4 детей.

 

В 1921 г. он был арестован вместе со многими казаками и отвезен в ст. Брюховецкую. Их обвинили в подготовке контрреволюционного мятежа. После долгих пыток 40 человек приговорили к смертной казни. Казаки начали просить священника, чтобы он исповедовал их. После исповеди их связали, бросили на телеги и повезли на расстрел в глиняный карьер. Лежавший рядом с отцом Михаилом казак, сумел развязать веревки себе и отцу Михаилу руки, и предложил ему бежать вместе с ним.

 

Отец Михаил благословил его, но бежать отказался, оставшись вместе со своей паствой. После того как красноармейцы обнаружили, что у отца Михаила руки развязаны они подвергли его страшным пыткам и вместе с другими расстреляли 27 ноября 1921 года.

 

Священник Андрей Величко

 

Третьим из казачьих священников, о котором хотелось бы рассказать, был Андрей Величко, служивший в храме ст. Урупской (сегодня Советской). О нем нам известно немного. Родом он был из Екатеринославской губернии.

 

После приезда в станицу долгие годы работал в церковноприходской школе учителем пения. Рукоположен в священники был в начале 20 века и стал настоятелем одного из станичных храмов. Очевидцы вспоминали, что в те годы  при храме был замечательный хор, руководимый отцом Андреем.

 

В начале 30-х годов храм был закрыт, но отец Андрей продолжал службу на дому. В 1937 г. на праздник Пасхи множество людей пришло к отцу Андрею с просьбой открыть храм и провести праздничную службу. Он согласился, хотя знал, чем ему это грозит. Во время службы в храм зашли чекисты, отец Андрей был арестован и увезен из станицы. Позже узнали, что его вместе с другими арестованными расстреляли в ст. Прочноокопской.