Подросток и Интернет

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью современной жизни. Начиная с раннего возраста, дети приобщаются к виртуальной реальности. С одной стороны, социальные сети, различные сайты используются для общения, возможности получать и передавать информацию, искать необходимые сведения, приятно проводить время за прослушиванием любимой музыки, просмотром фильмов или играми. С другой стороны, Интернет может являться инструментом для совершения преступлений.

Формы и методы использования подростков для совершения противоправных деяний через Интернет весьма разнообразны и зачастую непосредственно связаны с особенностями детской и подростковой психики. Например, ребенок желает приобрести новейший гаджет по низкой цене. Следуя подробной инструкции, он переводит деньги (чаще родительские) на счет не известного ему лично продавца и в конечном итоге остается и без денег, и без гаджета.

Процесс вовлечения в так называемые «группы смерти» — контенты, подталкивающие ребенка к совершению самоубийства, может происходить в форме игры с обязательными к исполнению заданиями: сделать фото (селфи) на крыше, на мосту, рельсах; рисунки с изображением китов, бабочек, дельфинов, единорогов; фото с сигаретами, спиртными напитками, порезами на своем теле.

Вербовка в другие деструктивные группы и организации, в том числе экстремистской и террористической направленности, также происходит с учетом индивидуальных особенностей молодых людей, их желаний обрести «вторую половину», принять участие в создании единственно справедливого общества. При этом потенциальная жертва такой вербовки, сама не осознавая того, помогает вербовщикам, выкладывая на своей странице в соцсетях подробную информацию о себе, своих переживаниях, проблемах и увлечениях.

На что должны обращать внимание родители, чтобы их ребенок не попал под негативное влияние Интернета и не стал жертвой противоправных деяний, совершаемых с помощью сети?

  1. Ребенок стал замкнутым, в беседе использует односложные ответы, старается уйти от общения, потерял интерес к тому, что ранее доставляло радость и удовольствие.
  2. Ребенок часто говорит на тему смерти, смысла жизни, отмечается фиксация на литературе, фильмах, просмотре картинок о смерти.
  3. В речи ребенка можно услышать выражения типа «все скоро закончится», «я никогда больше не буду для вас проблемой», «я не хочу так жить», «лучше умереть, чем так жить».
  4. Ребенок начал активно употреблять спиртное, табак, наркотики, психотропные вещества, хотя раньше этого не делал.
  5. В публикациях ребенка на его страницах в социальных сетях стали появляться комбинации слов, такие как: «синий кит», «хочу в игру» или «я в игре», «разбуди меня в 4:20», «беги или умри» и (или) хэштеги: #кит, #китыплывутвверх, #синийкит, #тихий, #синий, #китом, #жду, #синий_кит, #хочу, #море, #разбуди, #спасименя, #рина, #полерерамалиен, #тихийдом, #4, #китообразный, #Видья, #я_в_игре, #млечный_путь_далеко, #кураторнапиши, #гдемойкуратор, #явИгре.

Как уберечь ребенка от негативного влияния Интернета, преступлений и правонарушений, совершаемых с помощью сети?

Для обеспечения безопасности ребенка в Интернете возможно использование различных форм кибер-защиты:

— установка различных комплектов обеспечения безопасности в Интернете;

— использование надежных паролей при работе с Интернетом. Особенно социальными сетями и электронной почтой;

— установка различных систем так называемого «Родительского контроля»;

— установка системы «Компьютер – телефон»;

— установка программ типа «Интернет-цензор».

При этом необходимо четко понимать, что никакие электронные средства не гарантируют 100 % безопасности ваших детей! Максимально уберечь их можно только тогда, когда родители искренне проявляют внимание и заботу к своим детям, вникают в их проблемы и находят время для общения.

А. Тишкова