Для интеллектуального развития ребенка

Христос Воскресе!

Каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук, но не все знают, как правильно это делать. Да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Так что же такое мелкая моторика? Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов, например, захват игрушки, до очень сложных движений — писать и рисовать, вышивать и лепить, и другое.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. То есть, мелкая моторика рук «тянет» за собой весь интеллект. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование. Наиболее простые и эффективные игры: массаж рук, ладушки, разрывание бумаги, перелистывание страниц, перебирание  круп, нанизывание бус и бисера или макарон, рисование на манке, песке, снеге, завинчивание крышек, застегивание, расстегивание и шнуровка, лепка, рисование и раскрашивание, собирание мозаик и пазлов, вырезание, конструирование.

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованной работы обеих рук. Поэтому одним из самых высоких по эффективности воздействий на развитие мозговой деятельности является рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, вязание, шитье, оригами и прочее. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, наблюдательности, настойчивости. Все виды ручного труда  развивают мелкую моторику пальцев рук, а значит, развивают интеллект ребенка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко обучался, ловко выполнял самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте тренировать его руки.

 

Л. Костюченко, инструктор по труду социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних