еременко_hf

Военное лихолетье одним махом смешало и разбросало миллионы человеческих судеб и вот уже более семи десятилетий многие по крохам пытаются отыскать следы родных и близких людей. Мы – родившиеся после войны, знаем о ней только по рассказам своих бабушек и дедушек. Отцы, у кого они выжили, говорили о своем участии в боевых действиях неохотно. Но тогда, в беззаботном и мирном детстве, нас мало интересовали эти рассказы. А сегодня, когда мы сами уже бабушки и дедушки, — расспросить почти некого.  

В основном наше поколение получало информацию о войне в школе, на уроках истории. Мы с трепетом стояли в почетном карауле у «Вечного огня».  Но знания охватывали общую историю, а не истории конкретных людей, их подвиги. Сейчас, когда живых свидетелей тех лет остались единицы, как-то по-особенному дороги скупые сведения, которые хранит память с детских лет. Хорошо, что теперь можно информацию пополнить с помощью Интернета и рассекреченных архивов.

Я не знала своего деда – он пропал без вести в далеком 1943 году. Его жена, моя бабушка, осталась одна с тремя детьми. Помню, рассказывала, что дед был печником да гармонистом. На его гармошке играл иногда мой отец. Вот и все, что я знаю о своем деде – участнике войны.

Моей однокласснице – Нине Еременко, повезло больше. Ее дед – Иван Герасимович Еременко, с войны вернулся живым. Мы дружны с ней с детских лет и до сих пор, поэтому я многое знаю о ее семье. Думаю, что рассказанная история жизни в военное время ее деда и бабушки может стать еще одно сохраненной страничкой, из которых и состоит подлинная история нашей страны.

Иван Герасимович Еременко родился в 1902 году в хуторе Измайлово. Здесь жил и работал. Был счастлив в браке с супругой Матреной Михайловной, с которой воспитывали пятерых детей. Умерла от болезни старшая 10-ти летняя дочь Марина, а тут и война внесла свои страшные коррективы в тихий семейный уклад – отца большой семьи призвали на фронт.

Как тяжело жилось им без кормильца можно только догадываться. Но в своих письмах мужу на передовую Матрена Михайловна писала, что все у них хорошо. Вложила фотокарточку со всеми детьми. Умолчала только, что начиная с мужского пиджака, в который была одета она, и заканчивая шляпкой на голове у младшенькой Ниночки, все было собрано по всему хутору у соседей специально для этой фотографии. Но чего было не скрыть – не по-детски серьезные лица ребятишек. Старшему Василию на тот момент было 14 лет, Николаю – 12, Раисе – 6, а маленькой Ниночке – 4 года. Ее-то именем и назвали потом мою подругу.

Старшие дети нанимались к людям работать. Труд им оплачивали едой. Но они сами не ели, а все заработанное несли домой. Мама в баланду добавляла воды, лебеды, а иногда мучицы, чтобы хватило на четверых. Главное – детей сохранить. Сама уж как придется. Судьба была милостива к Матрене, и в 1945 году муж вернулся с войны. Весь в ранах и шрамах – места живого нет, но живой. И сразу Иван Герасимович окунулся в работу. Жизнь на хуторе и в мирное время не сладкая. А уж после войны – и подавно. Официально он возил горючее для сельхозтехники, но фактически – делал все, что требовалось.

О войне вспоминать не любил. Молча разрешал детям поиграть медалью «За отвагу». Жизнь, казалось, налаживается. Но вскоре на семью посыпались одно за другим несчастья. Старший Василий работал зоотехником-ветеринаром. Получил от лошади удар копытом в грудь. Болел недолго и в возрасте 20 лет умер. Подросла Нина. Пошла работать дояркой на ферму. Возвращаясь с вечерней дойки, наступила на оборванный электрический провод. Ей было только 18 лет. Через два года в возрасте 59 умер и Иван Герасимович – сказались множественные ранения.

Матрена Михайловна тяжело перенесла смерти детей и мужа. До своих последних дней жила в семье сына Николая. А он своих сына и дочь назвал в честь трагически погибших брата и сестры – Василием и Ниной. Николай Иванович прожил долгую и достойную жизнь. В 2012 году на 83 году жизни его не стало. Сестра его Раиса Ивановна жива до сих пор. А вот о подвигах своего отца тоже узнала недавно.

За что И.Г. Еременко был награжден медалью «За отвагу» говорят скупые строки архивных документов. «14.02.1945 года в селе Иоркшверк (Германия) вывозя с поля боя троих раненых, сержант Еременко попал под артиллерийский налет противника. Проявляя отвагу, красноармеец Еременко продолжал ехать на повозке и своевременно доставил в передовой медпункт тяжелораненых».  «25.04.1945 года в районе города Аннабург (Германия) при проческе лесного массива Еременко встретился с группой немецких солдат. Действуя решительно и проявляя отвагу, смело открыл огонь. Противник, парализованный внезапностью, потерял 70 солдат убитыми и 8 солдат взяты в плен».

На параде в День Победы в Бессмертном полку нашего района добавились еще две фотографии: Ивана Герасимовича Еременко – дедушки по отцовской линии моей одноклассницы Нины Еременко, и Петра Карповича Гомонова – ее дяди по линии матери. Подробности о гибели П.К. Гомонова семье стали известно тоже не так давно.

Уроженец хутора Измайлова, он ушел в 1941 году на фронт в 18 летнем возрасте. В 1943 году 20-летний командир отряда вел солдат в бой у города Крымска. После ожесточенной немецкой бомбежки он подорвался на мине. Откопавшим его сослуживцам предстала жуткая картина – половина туловища командира была раздроблена, но он был жив. Скончался от кровопотери. В Крымске на гранитной плите его имя высечено золотом рядом с именами других защитников города.

Написав по просьбе подруги об истории ее родственников, защищавших наше Отечество, я прикоснулась к их подвигу и прониклась чувством благодарности за то, что своим не показным мужеством они обеспечили мир для многих поколений россиян.

 

Г. Чужинова