Новокубанцы – шефы Черноморского флота

На палубе корабля

В 50-х годах на нас мальчишек-хуторян очередной кинофильм, в котором сверстники-нахимовцы проходят на шлюпках под веслами и поют слова песни юных моряков, действовал магически. Все мы хотели обязательно быть моряками и в будущем бороздить просторы морей и океанов, непременно служить в Военно-Морском флоте СССР.

Хочу сказать, что ореол морской романтики присутствовал в жизни молодежи того времени: фильмы, песни отображали значимость морских профессий. 1996 год. Страна в пучине перестройки, начатой Горбачевым и продолженной Ельциным. Армия и флот были ошельмованы и планомерно разваливались с подачи наших западных «партнеров» и заокеанских «друзей», сокращено финансирование жизнедеятельности военных структур, боевая учеба запущена. Стоит вопрос, как выжить в нелегких условиях и сохранить армию и флот. Как всегда в тяжелые времена россияне подставили свое натруженное плечо людям в военной форме. Жители Кубани взяли шефство над Черноморским флотом.

Новокубанскому району по разнарядке края досталось судно-спасатель подводных лодок «Михаил Рудницкий». Предприятия района, как промышленные, так и сельскохозяйственные внесли посильную помощь в обеспечение подшефных продуктами питания: сахзавод выделил сахар, колхозы и совхозы — овощи, растительное масло, муку, крупы, макаронные изделия, «Зори Кубани» — овощные консервы, консервный завод Биофабрики — тушенку. Все жители района участвовали в этой благотворительной акции.

Шел обмен делегациями, моряки присутствовали на районных торжественных мероприятиях, делегации тружеников района посещали подшефное судно. Многие новокубанцы по призыву служили матросами на подшефном корабле.

29 июля 1996 года. 300-летие российского флота. Имея возможность, я и моя семья решили побывать в г.Севастополе и принять участие в торжественных мероприятиях. Проехав через весь Краснодарский край, на рассвете оказались в порту «Кавказ». Судно-паром доставило наш автомобиль в порт «Крым». Пограничный и таможенный контроль в сопредельном государстве Украина и мы в пути.

Керчь, Феодосия, Красный Крым, Симферополь и вот с высоты перевала как на ладони — город русской славы. С волнением ступили на землю героического города, политого кровью многих поколений россиян. С трепетом я взирал на грозные башни северного форта, которые защищали вход в бухту. В них прошла служба моего деда А.И. Полевого. Служа в артиллерии, он помнил события первой мировой войны, трагическую гибель флагмана Черноморского флота линкора «Императрица Мария» (германская диверсия, эти события 1916 г. прекрасно описаны в книге В.Катаева «Кортик»). В Севастополе Аким Игнатьевич пережил события февральской и октябрьской революции 1917 года. Со слезами на глазах провожал в пучину Черного моря военные корабли, которые были затоплены, чтобы не достались войскам Германии в гражданскую войну. Как я сейчас жалею, что в молодости не расспросил об этом деда, участника этих памятных событий…

Причальная стенка, корма «Михаила Рудницкого», на которой развевается Андреевский флаг, вахтенный матрос у трапа. Знакомство с кораблем по палубам, надстройкам, внутренним помещениям в составе делегации Новокубанского района, которую возглавил глава города А.И.Соловьев. Ужин в кают-кампании корабля с офицерами, мичманами, тосты за дружбу побратимов новокубанцев и рудничан. Запомнились традиционные макароны по-флотски, холодный компот из сухофруктов. Блюда подавали моряки-вестовые. Импровизированный концерт, песни под аккомпанемент офицеров-гитаристов в совместном исполнении хозяев и гостей. Запомнилось то радушие, искренность и гостеприимство, которое чувствовалось во всем. Хозяева были предупредительны с тем неповторимым флотским куражом, ослепительными шутками и загадками на морскую тематику.

Сон в отдельной каюте прошел в непривычной обстановке, штормило, и корабль покачивался на волнах. Это поступательное движение волн передавалось и нам. Запомнились удары склянок через определенное время. Рассвет я встретил на верхней палубе, передо мной просторы Севастопольской бухты. На противоположном берегу в бинокль вахтенного офицера я увидел Памятник погибшим кораблям в Крымскую войну 1854-56 гг.

Утреннее построение, торжественный строй офицеров и моряков в парадной форме с безупречной выправкой. Подъем флага, гимн России. От этого ритуала легкий морозец пробежал по коже, мы почувствовали причастность к этим великим событиям. Поздравления от командира корабля «Михаил Рудницкий» со знаменательной датой 300-летия флота. Посадка на катер, который пришвартовался к борту корабля, и вот мы на пристани, заняли скамейки на пологом склоне берега бухты.

Аплодисментами зрители встретили реконструкцию события Крымской войны. Англичане и французы штурмовали укрепления российских солдат и моряков, но получили должный отпор в огне из старинной пушки и рукопашной штыковой схватке. Командующий флотом на адмиральском катере подходил к очередному кораблю и поздравлял моряков, в ответ раздавалось громогласное «Ура! Ура! Ура!».

Показ боевых возможностей  флота остался в памяти на всю жизнь. С ревом проносились самолеты морской авиации, которые поражали деревянные мишени. Пуск торпед подводной лодкой в пустую акваторию бухты закончился легкими взрывами плотов с мишенями. Приводнение вертолетов с десантом боевых пловцов и плавучие танки из десантных кораблей, которые вздымая волны, устремились к берегу. Самым красочным, по мнению зрителей, был проход белоснежного как лебедь госпитального судна с красными крестами на рубке в ореоле струй воды из судов пожарного обеспечения флота. Финалом парада был выход 33-х богатырей с морским дядькой Черномором из морской пучины на пристань. Подводные пловцы в бутафорском одеянии продемонстрировали свою выучку.

Неизгладимое впечатление осталось от вечернего путешествия на больших морских шлюпках, которые тянул на буксире катер вдоль стоящих на рейде кораблей с разноцветными гирляндами праздничной подсветки, которая подчеркивала борта судна, мачты и судовые надстройки. Плеск волны, ее удары о борта шлюпки, салют – то завораживающее действо и спустя 21 год внушает уважение к морякам и организаторам празднования 300-летнего юбилея российского флота.

В конце повествования хочется уделить внимание судьбе подшефного корабля. После ремонта в доке судоремонтного завода г. Севастополя он был переведен на Северный флот и принимал участие в спасательных работах по подъему подводной лодки «Курск». На экране телевизора я видел знакомый до боли силуэт корабля с характерными мачтами, надстройками и крановым хозяйством. Судно вздымалось на волнах в серой дымке зимнего Баренцева моря…

С.Полевой