любченко сахар_hf_hf

Мы привыкли к выражению «Хлеб — всему голова». Все правильно. Но нельзя не согласиться, что еще и мясо нужно. А еще нужен сахар. Дети войны знали вкус каждой травки, корешка, им хотелось сладкого, без него не прожить.

1950 год. В семье вернувшегося с войны механизатора шестеро детей, ждут седьмого. Шестому ребенку уже два года, а он не ходит. Живут на пятом отделении совхоза «Хуторок».

Услышала мать, что в Хуторок приехали врачи из Краснодара. Пошла на прием пешком с ребенком. Еле успела. Приняли. Врачи сказали, что для лечения ребенка нужен сахар. А в продаже его нет. Один сахарный завод есть на весь край в Гирее, что под Кропоткиным.

Отец семейства обратился за помощью к председателю колхоза. Сахар нашли. Через 2-3 недели мальчик пошел. Ростом как братья не вышел, но служил. Все обошлось.

А выращивать сахарную свеклу труднее, чем пшеницу. Много ручного труда. Только сеяли техникой. Всходят семена щеткой. Расставлять по одному растению возможно только вручную.

И ползали женщины и их дети-помощники на коленях. Колени обматывали тряпками или надевали рукава от фуфайки. Жара, пекло! Водоносы едва успевают. Ряды километровые. Норма – 5 гектаров. Пололи и привлеченные работники, им давали по 1-2 гектара.

Вторая прополка чуть легче, свекла ж расставлена. Но если лето дождливое, то и третья прополка нужна.

Уборка. Плугом чуток подрезали рядок, а дальше все вручную. Скидать свеклу в кучу, обрезать ножом, руками же закидывать корни на тракторную тележку. Сидя на верху, сопровождали свеклу на сахарный завод в Гирей.

Уборка затягивалась до холодной осени. Женщины простывали. Вот так добывался сахар. И не выдавали его на трудодни. Удавалось только варить чай со свеклы. И до 1969 года зарплаты не было. Уехать в город, чтобы работать на производстве и получать деньги, не разрешалось. И паспортов не выдавали.

Кое-кому удавалось покинуть село по уважительной причине с трудного разрешения правления колхоза. Скучали по родным местам. Приезжая в гости, шутили: «Как нападет скука, вспомним про свеклу, и хандра сразу проходит».

Все вынесли мужественные селяне. Нет теперь таких изнурительных работ. Есть бригадные столовые. Выросли дети, которым навсегда запомнился каторжный труд. Выросли хорошими, нашли свое место в жизни. Построено много сахарных заводов. Все для жизни есть.

Внуки не знают таких трудностей. И не надо с раздражением им пересказывать в сотый раз о наших былых трудностях. Они не виноваты в том. Неизвестно, какая судьба им достанется. Мы дожили до глубокой старости. Доживут ли они? Вон как неспокойно в мире. Давайте жить и радоваться.

В.Я. Любченко

На фото: Так на поле обрезали ножами свеклу.