маша не видит 2

Особенные малыши в инклюзивной группе детского сада «Казачок» развиваются быстрее. А обычные детки учатся  сопереживанию и сочувствию.

Есть в нашем маленьком городке небольшой водоем, в общем-то ничем особым не примечательный. Но почему-то именно его еще лет десять назад (а может и больше) облюбовали лебеди. И живут у нас они теперь и летом, и зимой.

Часто в эти летние каникулы с книжкой в руках я уединялась на скамеечке под зеленым шатром ивы у нашего «лебединого озера».Так хорошо здесь: и летний зной у воды отступает, и Тургенев здесь понятнее и ближе. А как интересно наблюдать за грациозными птицами, ставшими хозяевами в этом уголке нашего городка. Вот, два взрослых белых красавца плывут через весь водоем и ведут за собой шестерку сереньких неуклюжих лебедят. А вот направляются к людям, которые манят их хлебом. Лебеди принимают корм от человека, но птицы-родители при этом охраняют своих еще не окрепших птенцов и угрожающе шипят при желании людей подойти к ним поближе.

Несколько дней подряд встречаю здесь молодую женщину с девочкой лет 4-5. Они тоже кормят лебедей хлебом. Девчушка громко щебечет, держа мать за руку, а та, в свою очередь, подробно объясняет каждое свое действие. Что-то странное показалось мне в поведении этого маленького белокурого ангела: ребенок не выпускал мамину руку, не совсем уверенно шел с ней рядом.

А через несколько дней мы оказались на одной скамейке, и меня ввел в какое-то оцепенение странный взгляд голубых глаз девочки.

— Да, мой ребенок родился незрячим, Машенька не видит, — тихо произнесла мама ребенка.

И она поведала свою печальную историю, горе всей ее жизни: как не сразу узнала о страшном диагнозе, как долго не могла поверить и каждую минуту ждала прозрения своей крохи, как очень долго искала помощи в самых известных клиниках. А потом, понимая, что ей нужна поддержка специалистов в развитии своего особенного ребенка, обратилась к чиновнице от образования и получила жестокий отказ: у нас для здоровых детей нет мест в детских садах, а вы тут…

— Мы живем почти рядом со столицей нашей Родины, а здесь сейчас в гостях у родственников. Мне так нравится ваш городок, — призналась моя собеседница, — я даже стала подумывать о том, чтобы переехать сюда жить. Недавно, проходя мимо одного детского сада, решила зайти и поинтересоваться, могут ли чем-то помочь моему особенному ребенку. И каково же было удивление, когда меня выслушали, нас с Машулей принял психолог, потом логопед. Мы несколько раз заходили в этот детский сад, и каждый раз нас тепло встречали и специалисты, и воспитатели. Маша впервые пообщалась со сверстниками, а детки (это меня пора-зило больше всего!) наперебой хотели помочь Маше: вели ее за ручку, катали по очереди на качельке. До этого я никогда не водила дочку на детскую площадку, чего-то боялась. Наверное, нездорового любопытства людей, что мой ребенок может испугать своим необычным поведением других деток. А консультации педагогов вашего детского сада помогли мне справиться с тем тяжелым чувством, которое постоянно мучило меня.

Когда я спросила у мамы Маши, какой детский сад ее так хорошо принял, она махнула рукой направо:

— А тот, что недалеко отсюда, с таким чисто кубанским названием «Казачок».

И вот сегодня я в «Казачке».

Этот детский сад весь, как на ладони, потому, наверное, что на территории нет деревьев. И хотя сразу за зданием раскинулся старый парк, без деревьев детский сад – не совсем «сад». Вспомнилась недавняя поездка в Краснодар, посещение рукотворного парка рядом с новым стадионом. Вот бы при строительстве детских учреждений высаживали такие же большие деревья!

А в здании красиво, по-домашнему уютно, вкусно пахнет выпечкой.

Прохожу в кабинет заведующей. Ольга Петровна Синельникова хорошо помнит Машу.

— В нашем детском саду практически с момента его открытия работает консультационный пункт психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 2 месяцев до 8 лет), не посещающих дошкольное образовательное учреждение, — рассказывает Ольга Петровна. — Консультации для родителей абсолютно бесплатны. Очень часто за помощью обращаются родители детей, которых сегодня принято называть особенными. Думая о том, что им недоступно право на образование, мамы (а обращаются именно мамы) испытывают страх перед системой образования. Часто родители упорно делают вид, что ничего не происходит, и не помогают больному малышу. Или непрерывно лечат его всеми легальными или нелегальными способами, вместо того чтобы спуститься на землю и заняться развитием – тем, что может реально продвинуть особенного ребенка.

Бывает, получив консультативную помощь, родители детей с ограниченными возможностями здоровья решаются привести ребенка в детский сад: для кого-то разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, кто-то после определенного периода адаптации начинает посещать детский коллектив.

Инклюзивное образование, которое сегодня пока только декларируется, должно стать нормой для образовательного учреждения. Эта очень непростая задача. Если в нашем государстве это является новинкой, то во всем мире знают, что такое инклюзивное образование, что это норма, а не исключение из правил.

Еще в начале прошлого века Л.С. Выготский, выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии, указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Жизнь вместе с особыми людьми полезна и обычным людям, помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм. Рядом с особым ребенком дошколята учатся приходить на помощь ближнему, сопереживать, в их детских душах прорастают семена «разумного, доброго, вечного», зарождаются самые прекрасные чувства: взаимопомощи, сострадания, деятельного участия. А ведь во всем этом будут нуждаться (наступит и такое время!) состарившиеся родители, а не только посторонние люди.

Инклюзия – это не просто создание материально-технических условий для образования инвалидов. Это новая культура общения, и мы стараемся ее сформировать. Процесс это непростой, требующий новых знаний, терпения и уважения. Если говорить о препятствиях, то они в основном связаны с недостатком знаний, опыта, нежеланием менять что-либо, а также с заблуждениями и предрассудками. Так, уже в первый год после открытия детского сада была сформирована специальная (коррекционная) группа для детей с проблемами речи. Это традиционная для дошкольного образования форма работы с детьми, имеющими определенное недоразвитие речи. А в другой группе было принято решение не отделять таких детей от воспитанников с нормой речи, «не создавать замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка». И сегодня, сравнивая результаты работы, можно однозначно сказать: в инклюзивной группе процессы коррекции речи дошколят оказываются более результативными.

Мне захотелось посмотреть на жизнь дошкольной группы изнутри, поговорить с малышами, понаблюдать за их жизнью в детском саду. И вот я в старшей группе.

Воспитатель Наталья Вячеславовна Власенко рассказывает мне об особенностях детей старшего дошкольного возраста:

-У детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника. В нашей группе есть особый ребенок. Даша Болвак родилась с одной лишней хромосомой, таких деток еще называют «солнечными». Детям нравится помогать Дашеньке: доставать из шкафчика одежду, застегивать пуговички на кофточке.

Добродушная, улыбчивая девочка. В ней какой-то хронический синдром добра, уникальная энергетика. Поистине солнечный человечек. Я заметила, что детки в группе, помогая Даше, испытывают нескрываемое чувство радости.

Смотрю на этих детей и нисколько не сомневаюсь, что вырастут они прекрасными людьми, ответственными и надежными, никогда не будут равнодушными, не совершат предательства. Им так повезло, этим пока еще маленьким, но уже таким настоящим людям: ведь то разумное, доброе, вечное, чем наполнены души их воспитателя Натальи Вячеславовны, помощника воспитателя Елены Владимировны Родионовой, других работников этого детского сада, дошколята могут черпать без остатка, наполняя свои открытые миру детские сердца самой высшей ценностью на земле – любовью.

 

К. Бобкова