Крещение Господне: как провести великий праздник?

full_669bogoyvlenie

Праздник Крещения стоит в ряду самых почитаемых и любимых народом торжеств православного календаря. Многие в этот день непременно запасаются святой крещенской водой, а самые смелые купаются в проруби. О главном значении этого праздника и традициях с ним связанных нам рассказал настоятель Свято-Иоанно-Богословского храма г. Новокубанска священник Иоанн Мотовилов.

Богоявление

Название праздника Крещения говорит само за себя – Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Иными словами этот праздник называется Богоявлением, так как в момент Крещения Господь явился во всей своей славе. Это событие описывает Евангелие. Крестился Бог Сын Иисус Христос. На него сошел Дух Святой в виде голубя. И был голос Бога Отца с неба: Сей Сын Мой возлюбленный.

Вот что говорит об этом событии Евангелие от Матфея 3:13-17: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Это один из главных двунадесятых православных праздников. Всегда на Крещение в храмах совершается праздничное богослужение и великий чин освящения воды.

Для верующего человека главное в этот день прийти помолиться на богослужение, приять участие в водосвятном молебне. А крещенское купание – это уже народная традиция, которая не является обязательной.

Когда освятят воду в храме?

В храме Иоанна Богослова г. Новокубанска в этом году богослужение на Крещение будет совершаться ночью — начало 18 января в 23 часа. По окончании Литургии (ориентировочно в 4 часа утра 19 января) будет совершен великий чин освящения воды.

Мы будем освящать воду в храме и накануне праздника: 18 января, после Литургии, часов в 10 утра.

Купаться или не купаться в проруби?

Processed by: Helicon Filter;

У людей, далеких от Церкви, существует неправильное восприятие последования действий на этот праздник. Для них на первом месте стоит стремление набрать святой крещенской воды и искупаться в проруби.  Для верующих людей – важно быть именно на богослужении. Купание в проруби имеет второстепенное значение.

Дело в том, что на Крещение человек купается в проруби по древней народной благочестивой традиции. Как Христос крестился в  реке Иордан, так и мы заходим в воду, вспоминая те евангельские события, подражая Христу. Мы крестимся, погружаемся в воду троекратно. Но это не обязательный канонический обряд, а именно древняя народная традиция.

Объясню, откуда она взялась. Раньше не было водопровода. Весь народ ходил на богослужение, молился, а потом всем храмом крестным ходом, с пением праздничных тропарей люди шли на водоем, где совершалось освящение воды, а затем и купание в проруби.

Место крещенского освящения воды и купания на водоеме называли символически Иорданью в память о Крещении Христа в реке Иордань.

Сейчас, особенно в городах, все приспособлено больше к цивилизации. Раз есть водопровод, то освящают воду чаще в храме.

Каждый человек должен сам для себя определить – купаться ему на Крещение или не купаться. Все нам можно, но не все приносит пользу.  Поэтому, если человек по каким-то причинам не купается на Крещение, тут осуждать и огорчаться не нужно. Вера православная – вера рассудительная. Мы  должны ко всему подходить с рассуждением. Все люди разные.

Я раньше часто купался на Крещение, с детства не пропускал такую возможность. Мы сами из Кировской области. Там после богослужения весь народ идет на речку, где заранее делают прорубь в форме креста (иордань), где происходит освящение воды и крещенское купание.

И мои все семеро детей купаются. Поповских детей видно сразу. Они холодной воды не боятся, привыкли купаться на Крещение, в святых источниках, которые и летом холодные. У нас в семье к этому всегда здравое отношение.

Отец священник меня так учил, что человеку всегда нужно оставлять возможность выбора. Это не говорит о том, что его нельзя направить на путь истинный. Но в душе человека должна оставаться свобода, которую нельзя сломать или повредить. Я не имею в виду те случаи, как нам сейчас говорят о том, что вы, мол, не имеете права воспитывать своих детей в своей традиции, потому что это устарело. В то же время тот, кто это нам говорит, воспитывает наших детей в своих традициях. Здесь нет свободы выбора.

Если человек не хочет купаться, то заставлять его не надо. Надо объяснить, что если ты сейчас сделаешь этот поступок, то станешь исполнителем той традиции, которая совершается много веков нашим предками на Руси. Если ты этого не совершишь, тебя за это никто не осудит. Ребенок должен для себя сам сделать выбор. Он получит больше пользы для свой души, если совершит этот шаг самостоятельно и осознанно.

Вообще, когда человек переживает некий стресс, то у него открывается второе дыхание. От этого он начинает по-другому смотреть на мир, иначе размышлять, оценивать окружающие события. Даже такой маленький стресс, который человек испытывает во время крещенского купания, играет свою роль в формировании личности человека. Ты зашел в холодную воду, тебе бежать оттуда хочется, а на тебя смотрят люди, и ты не можешь пойти назад, а крестишься и окунаешься. Думаю, эти ощущения испытывали все, кто шел первый раз купаться на Крещение. И вот это принуждение себя остаться в холодной воде психологически важно.

Недаром Господь говорит, что «нужницы восхищают Царствие Божие», то есть те, кто принуждает себя. Это первый шажочек по принуждению себя к обретению спасения.

Наполниться благодатью

Почему важно в эти дни праздника Крещения, когда совершается таинство, быть трезвым? Чтобы в конце торжеств человек чувствовал себя не опустошенным, а наполненным благодатью.

Вначале нужно исполнить «божье» в трезвом уме – помолиться, освятить воду, при желании искупаться. А потом уже можно сесть и за праздничный стол.

Записал С. Шептун