Народный фронт призывает правительство изменить свою позицию

Общероссийcкий_народный_фронт

Правительство Российской Федерации направило в Госдуму официальный отзыв на проект поправок в закон «Об исполнительном производстве», которые внесли на рассмотрении нижней палаты парламента активисты Общероссийского народного фронта.

В отзыве кабмин не поддержал предложение Общероссийского народного фронта сохранить гражданам прожиточный минимум при удержании из зарплат и пенсий банковских и других долгов. Сейчас несовершенство законодательства позволяет забирать в счет уплаты долга до половины регулярного дохода, в результате граждане часто остаются без средств к существованию. Эксперты Общероссийского народного фронта считают аргументы правительства России необоснованными и призывают изменить позицию по этому вопросу.

Разработанным законопроектом активисты Народного фронта предлагают ликвидировать пробел в законодательстве, который по сути нивелирует положение статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прямо гарантирующее сохранение прожиточного минимума за должниками при взыскании долгов. В результате суды позволяют оставлять должнику прожиточный минимум лишь при единовременном изъятии у него наличных денег. На ежемесячные принудительные списания эта норма не распространяется.

Получается парадоксальная ситуация, когда государство считает неправильным оставлять человека без средств к существованию один раз, но считает возможным делать это на системной основе.

Правительство в своем отзыве сообщает, что у должника есть возможность обратиться в суд с заявлением о рассрочке или отсрочке исполнения судебного решения. Но эксперты Общероссийского народного фронта проанализировали судебную практику на этот счет и выяснили, что в 80 % случаев суды отказывают заявителям в удовлетворении таких просьб. При этом, они игнорируют позицию Конституционного суда России, который считает, что должнику нужно сохранять минимум имущества для жизни. Также, по мнению правительства, в законопроекте Народного фронта не определено, кто и в каком порядке будет рассчитывать размер совокупного дохода должника, который останется после удержаний.

Это замечание вызывает еще большее недоумение у экспертов Общероссийского народного фронта, так как закон «Об исполнительном производстве» уже сейчас предоставляет приставам достаточный инструментарий для определения точного размера доходов конкретного гражданина, а размер прожиточного минимума в каждом регионе – это открытая информация.

На совещании в Госдуме в ноябре 2017 г. представители Федеральной службы судебных приставов сообщили, что исполнение законопроекта Общероссийского народного фронта потребует лишь усовершенствовать автоматизированную базу службы. Нужно будет добавить функцию, которая будет в автоматическом режиме определять прожиточный минимум для конкретного должника с учетом региона и его принадлежности к трудоспособному населению или пенсионерам.

При этом поправки Общероссийского народного фронта к закону не запрещают приставам проводить взыскания по иным направлениям. Например, если должник скрывает свою истинную зарплату, приставы могут изымать у него имущество — счета в банках, недвижимость, автомобили и прочее. Кроме того, закон не распространяется на имеющие особую социальную значимость обязательства — взыскание алиментов на детей, возмещение вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца и ущерба от преступления. По этим основаниям деньги будут списываться по-прежнему без учета прожиточного минимума должника. Зато, по мнению экспертов Общероссийского народного фронта, законопроект очень поможет тем гражданам, которые, например, задолжали банкам и микрофинансовым организациям.

Поправки Народного фронта актуальны для многих граждан России. Согласно Кредитной карте России, которую составляют эксперты Общероссийского народного фронта на основе данных Центробанка и Росстата, общий объем кредитов, которые взяли граждане, на 1 октября 2017 г. достиг исторического максимума и составил 11,6 трлн рублей. Из этой суммы просроченная задолженность граждан составляет 873,9 млрд рублей (или 7,5 %). Большинство этих кредитов банки выдали без достаточного финансового обоснования. Об этом говорят данные Федеральной службы судебных приставов: в 2016 г. приставы завершили 2 млн. исполнительных производств по причине того, что с должников нечего взять. Примерно такие же результаты получились и за 2017 г.

«Мы не увидели в отзыве правительства ни одного внятного аргумента, который бы ставил нашу инициативу под сомнение, — ни юридического, ни концептуального характера, — подчеркнула член Центрального штаба Народного фронта, координатор законодательных инициатив Общероссийского народного фронта в Госдуме Наталья Костенко. – Для нас очевидно, что позиция чиновников кабмина обусловлена лишь принципиальным нежеланием разобраться в острой для граждан проблеме. Люди, которые получают небольшие зарплаты и пенсии, не должны оставаться без средств к существованию. Авторы отзыва не видят проблему так, как видим ее мы, и потому так легко игнорируют интересы наименее обеспеченных и при этом широких слоев населения. Россия по Конституции нашей страны — социальное государство. Гражданский процессуальный кодекс также гарантирует жителям нашей страны прожиточный минимум. Экспертный совет Центробанка, куда входят представители крупных банков, микрофинансовых организаций, страховщиков, данную инициативу поддержал. О защите прав заемщиков неоднократно высказывался президент России. И мы не намерены отказываться от идеи законопроекта, и призываем к конструктивному диалогу все заинтересованные стороны, в том числе кабинет министров».

С. Дубовцева