Главный редактор газеты «Свет маяков» Николай Иванович Гордеев встречает дорого гостя Станислава Ильича Бондала

Главный редактор газеты «Свет маяков» Николай Иванович Гордеев встречает дорого гостя Станислава Ильича Бондала.

Как мы уже сообщали, в редакции газеты «Свет маяков» состоялась встреча с интересным человеком –  инспектором Министерства Обороны РФ по Южному федеральному округу генералом – майором Станиславом Ильичом Бондалом.  Разговор   получился  четким, динамичным,   отражающим всю суть кадрового военного, прошедшего долгий путь становления офицера от выпускника военного училища до руководителя высшего военного  учебного заведения.

С.И. Бондал  — человек  разносторонний и в  беседе мы затронули множество важных тем, говорили о молодежи и службе в армии, о Вооруженных силах страны,  преемственности поколений. И, это понятно.

Скоро стартует очередной воинский призыв в ряды вооруженных сил России,  а кто-то из выпускников школ захочет стать профессиональным военным.  Мнение человека, всю жизнь посвятившего служению Отчизне, наверняка, будет для них полезным.

-Станислав Ильич,  если бы ваши дети или внуки  решили стать продолжателями военной династии, Вы бы это этому порадовались?

—  Мой сын  Станислав уже полковник, что касается внуков, — меня только внучки! А всем родителям сыновей хотел бы пожелать растить их мужчинами, сильными, мужественными амбициозными.  У России много врагов, а друг всего один – вооруженные силы. Поэтому ей нужна сильная армия!

Хочу отметить, что армейские специальности сегодня очень  престижны, кроме того,  и это немаловажно, военным предоставляются весомые социальные гарантии. Поэтому не стоит отговаривать молодых людей  от поступления в высшее военное учебное заведение.

-В как Вы определили свой жизненный путь? И почему выбрали  профессию военного?

— Бывает, слушаешь интервью с кем-то,  и человек рассказывает: «Я с детских лет, мечтал о том-то…». Признаюсь, я не мечтал. Окончил школу, поступил в гражданский  институт, потом в силу обстоятельств учебу пришлось оставить. Год работал токарем, а когда пришло время идти в армию,  военком, посмотрев на мои документы, сказал: «Как в солдаты? У тебя в аттестате всего четыре четверки! Тебе  прямая дорога в военное училище!»

По его совету я поступил в Гомельское военное училище радиоэлектроники, но когда пришло время приступить к занятиям, оказалось, что надо ехать в Красноярск. Учебное заведение было передислоцировано туда, ведь в конце 50-х годов  было время  очень большой вероятности ядерной войны. И для того, чтобы вывести из-под удара, войска из средней части Советского союза  были передислоцированы в удаленные зоны.

-Как сложилась Ваша жизнь после окончания училища?

-После получения  диплома нес службу в разных частях на территории Советского Союза. Был командиром взвода, роты, батальона, полка, бригады, начальником войск корпуса,  был начальником оперативно- тактической кафедры в военной академии в Твери,  сменил 14 мест службы.

А с Красноярским высшим военным училищем  у меня сложились особые отношения. Я не просто окончил это  учебное заведение, но через многие годы мне  посчастливилось вернуться в свою альма матер  начальником. Даже некоторые мои командиры в еще строю были.

Девять лет  возглавлял прославленное учебное заведение. Коллектив выполнял множество задач  по подготовке офицерских кадров по пятилетней программе углубленной инженерной подготовки.  Дипломы училища получали  курсанты,  гармонично сочетающие фундаментальные знания с высокой практической выучкой.

Насколько я понимаю, Вы считаете себя счастливым человеком. Но ведь на гражданке даже быстрее можно было заслужить авторитет, получить заветные квадратные метры жилья…

— Психология офицера — это понимание востребованности. В те годы  армии  требовались подготовленные кадры и множество людей стремились стать именно теми специалистами, что нужны своей Родине. В 50-80 годы  мы все были советскими людьми в хорошем понимании этих слов. Все свято верили в идею, стремились достигнуть поставленных целей, прилагали к этому все знания и опыт. Идея служения, честного отношения к делу помогали переносить все трудности жизни в землянках, палатках и т.д.

У нас не было никаких сомнений в том, что все что делается правильно, и вклад каждого в общее дело  важен. Хочу отметить, что это было время справедливости и  честности.

Все дети воспитывались на ярких примерах героизма и самоотверженности защитников Родины. Я  родом из Белоруссии,  появился на свет в августе 1941 года.  И на десятый день жизни стал партизаном. Дважды с матерью  оказывались в лагере, за проволокой. Выжили…

Элемент справедливости и веры были главными в то время. Резкого улучшения жизни не наступало, но у людей крепла вера в лучшее, не было злобы, зависти, негатива.

На днях по ТВ  был фрагмент о маршале Малиновском.  Дочь его вспоминала,  как однажды отец пришел домой, и, отвернувшись к окну, будто сам себе сказал: «Ну, нельзя же так с армией…»Это относится к  хрущевскому периоду. Что же  происходило  в это время?

Хрущев не только отдал Крым Украине, порт Артур Китаю, хотя  там крови российских солдат немеряно,  но он  вдруг посчитал, что вооруженные силы надо бы подсократить,   военную авиацию  вообще уничтожить. Тогда был  период массового увольнения из вооруженных сил, что породило множество трагедий…

-Станислав Ильич, расскажите о сегодняшнем дне Российской армии.

Вы сами видите, что время сейчас тревожное. Не исключена возможность военного, прежде всего авиационного контакта с Америкой.

Если говорить о  боеспособности Российской Армии, то сейчас она находится на подъеме. Ситуация в мире довольно напряженная и очень важно, чтобы не было  никаких случайностей.

Время, когда министром обороны был А. Сердюков,  считаю одним из самых неблагоприятных для армии. Из почти 70 высших военных учебных заведений Министерства Обороны,  осталось всего 16. Военное образование оказалось разрушенным.

С приходом С. Шойгу  восстановлена часть военных училищ, все усилия направлены на реальную боевую подготовку,  на готовность войск действовать в реальных условиях,  большинство технических специалистов служит по контракту.

Станислав Ильич, расскажите, где сейчас готовят  спецов, которые смогут справиться с такими серьезными задачами?

Некоторые военные училища восстановлены. Часть нагрузки по подготовке возложены на Федеральные университеты и там созданы военные факультеты, которые стали правопреемниками военных училищ. Они готовят  военных с точки зрения теории, физической подготовки  даже лучше чем училища.

В академии наряду с офицерами стали принимать  выпускников школ и готовят по пятилетней программе. Такое образование дает право претендовать на должность командира дивизии и выше.

Если бы вы сейчас были юношей призывного возраста, какую дорогу выбрали бы?

— Подал  бы документы высшее военное училище

 

Биографическая справка:

Станислав Ильич Бондал  родился 2 августа 1941 года, — советский и российский военачальник. В 1959 году поступил и в 1962 году окончил Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО . В дальнейшем проходил службу в должностях командира взвода, отдельной радиолокационной роты , радио-технического батальона.

В 1975 году окончил Военную академию Воздушно-космической обороны.

Продолжал службу в должностях командира радиотехнического полка, радиотехнической бригады . С 1980 по 1986 год возглавлял кафедру тактики и вооружения Военной академии в г. Тверь.1987-1996 начальник Красноярского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО.

Избирался депутатом Красноярского краевого Совета народных депутатов, депутатом городского Совета в городах Ельце и Орле.

С 2012 года Инспектор Группы инспекторов Объединенного стратегического командования Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации. Живет в Новокубанске.

Знаки отличия: