Найти свой уникальный импульс для развития

Экономические зоны Краснодарского края, согласно стратегии социально-экономического развития "Кубань 2030".

Экономические зоны Краснодарского края, согласно стратегии социально-экономического развития «Кубань 2030″.

Новая стратегия социально-экономического развития даст импульс развитию агропромышленного комплекса Новокубанского района

Краснодарский край активно включился в разработку новой стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Все муниципальные образования Кубани, в том числе Новокубанский район, должны разработать и представить на рассмотрение краевой администрации свою стратегию развития. В феврале и марте прошел ряд межмуниципальных форумов, посвященных этой теме. Один из них состоялся в Армавире.

В рамках подготовки стратегии экономического развития Новокубанский район посетила  депутат Государственной Думы Н.В. Костенко, которая знакомилась с ситуацией, побывала в ряде передовых предприятий, которые должны сыграть свою роль в подготовке экономического прорыва. О чем шла речь во время встреч депутата с коллективом и руководством предприятий? Какие задачи ставятся разработчиками стратегии?

Стратегия «Кубань-2030»

— Стратегия социально-экономического развития предполагает вовлечение в экономику Краснодарского края 15 трлн рублей и вскоре должна быть принята Законодательным Собранием Кубани. Но для начала нужно провести инвентаризацию имеющихся у региона ресурсов и понять, что есть, а чего не хватает, чтобы внести краевой власти предложения по источникам реализации этого проекта. Важно разработать такие планы развития, которые бы усиливали эффект от принимаемых всеми муниципалитетами экономических решений, а не мешали их реализации, – пояснила ситуацию Н.В. Костенко.

По словам председателя комиссии общественной палаты Краснодарского края профессора Александра Полиди, Стратегией «Кубань – 2030» предусмотрены три сценария развития – инерционный, базовый и оптимистический, предполагающие рост валового регионального продукта до 5,3 % в год. Для каждой экономической зоны, рассматриваемой стратегией, предусмотрено развитие кластеров и реализация в них флагманских проектов.

Нужно уяснить, что кластеры не создаются искусственно, они возникают сами по себе за счет сотрудничества и кооперации предпринимателей и компаний и могут быть стимулированы мерами государственной поддержки.

Новокубанский район включен разработчиками стратегии в Восточную экономическую зону вместе с Армавиром, Кропоткиным, Тихорецком и прилегающим к ним районам. Эта зона является частью Южного импортно-экспортного хаба и характеризуется следующим образом:

Основными структурообразующими элементами зоны являются планировочная транспортная ось Ростов-на-Дону – Армавир – Невинномысск – Махачкала, река Кубань и важные планировочные узлы региона – Армавир, Кропоткин и Тихорецк. Зона включает территории Белоглинского, Новопокровского, Тихорецкого, Кавказского, Тбилисского, Гулькевичского, Новокубанского, Курганинского, Успенского районов и город Армавир и является третьей по численности населения после Краснодарской агломерации и Черноморской курортной агломерации. Территория граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем.

 

Основной узел экономической зоны и ядро развития первого порядка края – г. Армавир — тяготеет к одному из опорных центров Юга России региональному центру соседнего субъекта городу Ставрополю, расположенному от него в 60 км. Армавир является опорным связующим узлом между региональными центрами – Ставрополем и Майкопом, а также городом Невинномысском. Города Армавир и Новокубанск являются потенциальной территорией инновационного индустриального развития региона с высокими возможностями энергогенерирующих ресурсов, функциями торгово-транспортно-логистического хаба «восточных ворот Кубани».

 

По задумке разработчиков Восточная зона должна иметь самые тесные связи с соседней Предгорной зоной, характеризуемой, как «умный и экологизированный агропромышленный комплекс».

Отмечается, что муниципалитетам необходимо ставить амбициозные задачи, выбирая оптимистический сценарий и направляя сконцентрированные силы на его достижение. При этом муниципальные стратегические программы должны учитывать специфику сопредельных территорий – это позволит перейти от заимствования успешных технологий к выработке собственных и в конечном счете к усилению всей экономической зоны за счет тесной кооперации и взаимодействия.

Так Армавир, как промышленный центр, не может разместить у себя  вредное химическое производство в то время, когда соседние районы, согласно Стратегии «Кубань – 2030» должны концентрировать усилия на развитии туризма и экологичного сельхозпроизводства. Но, Армавир, как промышленный центр может разместить у себя производства по хранению и переработке продуктов питания или производству одежды, чем поможет сельхозпроизводителям соседних районов, обеспечит работой их жителей и воспользуется преимуществами транспортной доступности к Сочи для обеспечения сбыта и той, и другой продукции.

Как отметила депутат Государственной Думы Н.В. Костенко, юго-восточные районы Краснодарского края, несмотря на отдаленность от регионального центра, имеют отличный потенциал и мощные ресурсы для претворения в жизнь разработанного экспертами оптимистического сценария развития. Однако не стоит ждать, пока инвестор сам придет, начинать работу необходимо уже сегодня. Опираться нужно на собственные силы и местных людей, которые хотят работать и развивать свои проекты. Для них нужно будет проработать возможность образовательных программ по направлениям, консультаций различных специалистов и оказание помощи при составлении бизнес-планов. Потому что основная задача всей этой работы – именно люди Кубани и рост их благосостояния в ближайшие 12 лет.

В результате этой работы у муниципальных образований должны появиться деньги на качественное здравоохранение, образование и социальное обеспечение местных жителей. Чем быстрее муниципалитеты разработают свои стратегии развития, тем выше их шансы получить одобрение и финансирование от краевых органов власти. Кооперация и взаимодействие в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, туристко-рекреационное направление, логистика, и, конечно, промышленность, включая развитие в г. Армавире подкластера легкой промышленности, на фоне реализации предусмотренных стратегией флагманских проектов, даст свой ожидаемый результат, что позволит укрепить позиции Кубани на общероссийском уровне и создаст задел для дальнейшего энергичного развития.

Краснодарский край обладает развитой транспортной сетью, богатыми природными и климатическими ресурсами, что делает регион высоко конкурентоспособным и позволяет добиваться успеха в социально-экономическом развитии. Потенциал районов Предгорья Кубани и Восточной зоны недостаточно реализован, и Стратегия «Кубань – 2030» даст активным муниципалитетам и предприимчивым гражданам шанс это упущение исправить. Все разработанные планы по развитию получат поддержку на федеральном и региональном уровнях.

В поисках новокубанских двигателей прогресса

В рамках работы над разработкой Стратегии «Кубань-2030» и в поисках предприятий, которые будут принимать самое активное участие в ее реализации депутат Государственной Думы Н.В. Костенко побывала в Новокубанском районе. У нас она посетила Армавирскую биофабрику и реконструируемый Новокубанский молочный завод. Вместе с главой Новокубанского района А.В. Гомодиным и председателем Совета МО Новокубанский район Е.Н. Шутовым Наталья Васильевна ознакомилась с производственным процессом, пообщалась с руководством и коллективом предприятий, обсудила их насущные проблемы.

Экскурсию по Армавирской биофабрике для Н.В. Костенко провел директор предприятия Е.В. Сусский, который рассказал депутату Государственной Думы об особенностях производства, разработке новых препаратов, показал продукцию предприятия и новейшее оборудование.

Наталья Васильевна живо интересовалась особенностями деятельности уникального предприятия и технологическими новинками. Завершив экскурсию, депутат Государственной Думы эмоционально призналась: «Пройдя по цехам, убедилась, что это высокий мировой уровень производства и качества. Как в космосе побывала».

В ходе общения коллектив и специалисты Армавирской биофабрики поставили перед Н.В. Костенко ряд важных вопросов, которые требуют вмешательства законодателей. Например, с 1 января 2017 года предприятие работает по федеральному закону № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Парадокс ситуации заключается в том, что предприятие не получает бюджетных средств, зарабатывает деньги, продавая свою продукцию, но должно следовать букве данного закона.

Биофабрика для своей деятельности закупает свыше 3 тыс видов товаров и услуг. Чтобы все это провести через торги, уходит много времени. Это сказывается на конкурентоспособности. Из-за названного закона, где прописано много ограничений,  предприятие не можем закупить новое сложное оборудование.

Н.В. Костенко по этому поводу отметила, что данная проблема известна, подобные сигналы поступают из разных регионов России, депутаты Государственной Думы уже озаботились этим вопросом и готовят соответствующие поправки. К сожалению не всегда в таких объемных и важных законах можно предусмотреть все нюансы.

Наталья Васильевна также обсудила с коллективом Армавирской биофабрики кадровые вопросы. Ведь модернизация производства, освоение новых технологий, выпуск новой продукции напрямую зависят от кадров и квалификации специалистов.

Как отметили выступающие, сейчас на предприятии работает свыше 600 человек, средняя зарплата составляет около 35 тыс руб. В коллективном договоре прописаны различные меры социальной поддержки работников. Но и на таком производстве сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров.

Армавирская биофабрика – наукоемкое предприятие. Здесь ежегодно разрабатывают и регистрируют новые препараты. Для этого нужны специалисты с базовым ветеринарным, фармацевтическим, медицинским образованием, требуются биотехнологи, электронщики, химики-хромотографисты. Выпускники школ, которые в дальнейшем выберут образование по данным направлениям, смогут найти работу на предприятии.

Во время посещения обновленного новокубанского молочного завода Н.В. Костенко подробно осудила с создателем предприятия П.Н. Калмыковым вопросы переработки молока и реализации выработанной продукции.

Подводя итоги поездки по Новокубанскому району, депутат Государственной Думы отметила следующие моменты:

— Наш президент в послании Федеральному Собранию поставил четкую задачу — сделать технологический прорыв, найти новые подходы к решению задач. И нам нужно понять, что нужно для этого рывка.

На последнем экономическом форуме мы определили ряд основных направления развития нашего предгорья и юго-востока Краснодарского края. Хотя разработчики концепции одним из ключевых направлений развития Новокубанского района определили промышленное, как часть промышленного кластера, связанного с Армавиром, но мы считаем, что сельское хозяйство и сельхозпереработка должны быть главными. Есть известные новокубанские бренды, которые необходимо развивать.

Два других направления – туризм и развитие экологически чистой промышленности, которая позволит развиваться сельскому хозяйству и производству чистых экологических продуктов, потребность в которых растет по всему миру. Сейчас нам нужно бороться не только за внутренний рынок, но и производить продукцию на экспорт. И у нас для этого есть уникальные возможности: удобное расположение, порты, развитая логистика.

Лет пятнадцать назад село и сельское хозяйство не упоминалось без эпитета «убогое», «бесперспективное», никто не хотел за него браться. Сейчас ситуация изменилась. Все хотят заниматься сельским хозяйством. Доходы от производства  сельскохозяйственной продукции превысили по поступлениям в бюджет даже оборонную промышленность.

Президент отметил, что нужно поддержать людей на селе. Радостно, что проблемы фермеров прочно вошли в повестку развития сельского хозяйства, от них перестали отмахиваться, как от какой-то мелочи.

В настоящее время малые формы хозяйств производят практически половину сельскохозяйственной продукции в стране. Именно фермеры в первую очередь заинтересованы в развитии социальной инфраструктуры села.

Сейчас передо мной стоит задача познакомиться с ведущими предприятиями отрасли, увидеть их роль в реализации стратегии социально-экономического развития.

Если говорить про Армавирскую биофабрику, то это предприятие важно при реализации планов развития животноводства предгорья. Потому что здесь у нас много пастбищ, но очень мало животноводства. Если мы развиваем животноводство, наращиваем поголовье, значит, мы должны беспокоиться о безопасности этих животных и должны знать – в состоянии ли биофабрика закрыть те потребности в вакцинах, которые возникнут завтра, сможет ли предприятие оперативно настроить свою работу синхронно с планами развития животноводства.

То же самое и по молочному заводу. В Новокубанском районе развито молочное животноводство. И нам важно знать, какие на новом предприятии заложены объемы производства, какое имеется оборудование. Это наши производители, они здесь платят налоги, делают новые рабочие места. Чем им можно помочь в развитии? Их работу тоже нужно синхронизировать с планами по наращиванию поголовья скота, чтобы они могли вовремя провести модернизацию, увеличить объемы производства продукции, если вырастут объемы сырья, которое будет к ним поступать.

Мы должны изучить свой внутренний рынок — что из молочной продукции, и в каких объемах потребляют наши жители сейчас.

Другое направление – это развитие агротуризма. У Новокубанского района есть ряд брендов, которые широко известны в стране, например, новокубанский коньяк. Их нужно использовать для привлечения туристов.

Нужно выстраивать коммуникацию между всеми участниками реализации этой стратегии. Это не только местная администрация, которая должна написать свою стратегию в рамках краевой, но и предприниматели, простые жители, которые тоже должны понимать, что этот бизнес работает на их земле, платит здесь налоги, дает рабочие места. Что, выбирая на полке какой-то продукт, при равных качествах, мы должны делать предпочтение своим местным производителям, которые производят хороший продукт.

Перед нами сейчас стоит глобальная задача такая – найти инструменты, чтобы запустить реализацию новой стратегии социально-экономического развития. А для этого нужно определить лидеров, которые потянут за собой всех других участников экономики предгорья и юго-востока Кубани.

С. Шептун