В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, позже ее отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошел первый «День белого цветка», главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки

В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, позже ее отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошел первый «День белого цветка», главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки.

Познакомиться с историей волонтерского движения в нашей стране – это еще один повод перелистать страницы славной Отечественной истории. А заодно убедиться, что стремление помогать ближним заложено в нас предками на уровне генетической памяти.

Как свидетельствую различные научные сведения, наша история волонтерского движения во многом отличается от зарубежной. В России идея добровольчества уходит в далекие дохристианские времена, когда члены общины брали на себя обязанности по уходу и оказанию помощи различным категориям нуждающихся соплеменников – вдовы, сироты, погорельцы и многие другие. К тому же, первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911 год) и князя Игоря (945 год) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

С принятием христианства, вскоре после 988 года, развитие волонтерства на Руси еще сильнее набирает обороты. Принципы христианской добродетели прочно вошли в жизнь общества. И в мирное, и в военное время Церковь вдохновляла мирян на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Так, например, мы помним о подвиге Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию. Или же другой пример – в русской православной среде до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри.

Первые «человеколюбивые общество» под императорским патронажем появились в XVIII веке. При Екатерине II возникла сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев. В России это стало благотворительной новацией. А 1 сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об «Учреждении Московского воспитательного дома». Строили его на частные пожертвования: сама императрица выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50 тысяч, а цесаревич Павел — по 20 тысяч рублей. Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге. Помимо этого, во времена правления Екатерины II фактически начались регулярные взносы жертвователей на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.

Одним из крупнейших в российской благотворительности было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 году по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Первоначально Императорское человеколюбивое общество финансировалось преимущественно «от щедрот монарших». Однако постепенно частные и общественные пожертвования стали превышать казенные субсидии. В этот период благотворительность приняла светский характер. Личное участие в ней воспринималось обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считалось неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода было зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начали организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. К тому же, в Москве при Городской думе действовал «Благотворительный совет» и образованная им специальная «Детская комиссия», которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.

В XIX веке были и учреждены первые «некоммерческие общественные организации», которые назвали земствами. Этот период историки теперь по праву считают весьма знаменательной вехой развития волонтерства в нашей стране. Большинство народных начальных школ во второй половине XIX столетия принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры из числа представителей интеллигенции. Земствам и врачам-энтузиастам наша страна обязана распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, жители которых издревле не всегда успешно лечились лишь народными средствами. А известный феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – также одно из ярких проявлений добровольчества в России. Это социальное явление даже нашло отражение в русской классической литературе. Например, кающегося дворянина описал в романе «Новь» Иван Сергеевич Тургенев.

Стоит отметить, что подобными вещами в Европе со времен Средневековья занимались только религиозные братства и ордены. В нашей стране уезжавшие в сельскую местность учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, а могли и не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии. Наследниками тех земских учителей и докторов XIX века явились советские парни и девушки, уезжавшие в Среднюю Азию теми же учителями и врачами.

Конечно, всегда были и одиночные деятели, желавшие помочь обездоленным. Особенно трепетное отношение у многих вызывали заключенные. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, ухаживать за ними.

В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений и 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составлял 7200 рублей: по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц.

В одной из крупнейших московских благотворительных организаций — «Общество попечения нуждающихся детей», добровольцы собирали пожертвования и посещали бедных. В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, позже ее отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошел первый «День белого цветка», главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Бюро договорилось с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами – о бесплатном проезде продавщиц цветков, с театрами и кинематографами – об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.

После октября 1917 года добровольчество в России, принадлежавшее общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. В итоге последняя негосударственная волонтерская организация – российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Однако это вовсе не привело к исчезновению волонтеров в нашей стране. Появились комсомольцы-добровольцы, сражавшиеся в рядах Красной Армии, восстанавливающие разрушенное войнами народное хозяйство, покорявшие целину. И особенно в этом ряду выделялись женщины, которые в годы Великой Отечественной войны добровольно уходили на фронт, возрождая традицию сестер милосердия и сражаясь наравне с мужчинами.

В 60-е годы ХХ века зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского и действовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. В прессе того времени часто появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись расчищать завалы, подтаскивать кирпичи, размешивать раствор. Таким образом, восстанавливались уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыно.

Л. Матюшечко