Сестры милосердия Омского военного госпиталяСестры милосердия Омского военного госпиталя

Известно, что еще в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

Так, в X веке княжна Ольга организовала первую больницу на Руси. В XI веке появляются «бабы-вдовицы» или как их еще называли «повивальные бабки». В их обязанности входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов. В XII-XIII веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты». И все необходимое лечение больных и раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в монастырских больницах. А слово «больница» стало означать то место, где боль кладет человека ниц.

В 30-х годах XII века внучка Владимира Мономаха – Евпраксия, занималась народной медициной. Она стала первой русской женщиной, ступившей на нелегкую стезю медицины. К тому же, написала первый отечественный медицинский трактат «Мази», который был уникален для того времени. Труд включал вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Благодаря этому царю произошли значительные преобразования организации медицинской помощи в Российском государстве. В 1715 году вышел Указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Но начинаниям Петра не суждено было сбыться: Екатерина I удалила женщин из больниц, и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты.

В марте 1844 г. в г. Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь существующей при общине церкви Святой Троицы). Согласно уставу, ее целью было «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями». Община включала в себя отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей и отделение «кающихся Магдалин».

В сестры милосердия принимали вдов и девиц от 20 до 40 лет. В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. В торжественной обстановке женщин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий их долгое время не привлекали — в обществе бытовало мнение, что только падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в г. Санкт-Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, была образована знаменитая Крестовоздвиженская община для подготовки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку, а затем их направляли на фронт в г. Севастополь.

Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них 15-летняя Даша Михайлова, прозванная защитниками города Дашей Севастопольской. По зову сердца она пошла на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, а затем — в госпиталях. Дашу высоко ценил знаменитый хирург Н.И. Пирогов. К тому же, по приказу Николая I она была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией.

Вслед за Дашей Михайловой среди сестер милосердия появились еще имена, которые прочно вошли в историю добровольного сестринского дела. Так, например, Екатерина Хитрово начала свой милосердный путь в Одесской общине сердобольных сестер, позднее возглавив ее. В сложный для Крестовоздвиженской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настойчивым просьбам великой княгини Елены Павловны и Н.И. Пирогова, повинуясь долгу, она отправилась на театр военных действий и смогла наладить деятельность своей общины в трудных военных условиях, тем самым сохранив ее.

Другая подвижница — Екатерина Бакунина, узнав в 1854 году о формировании в г. Санкт-Петербурге Крестовоздвиженской общины в связи с Крымской войной, несмотря на сопротивление родственников, стала полноправной сестрой общины: прошла необходимый подготовительный курс, приняла присягу и выехала с третьим отрядом сестер в Севастополь. Екатерина Бакунина смогла в короткий срок стать не только хорошей операционной сестрой, но и талантливым руководителем в так называемых транспортных отрядах, организованных Н.И. Пироговым. Позже, Е. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими родными организовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на фронт и продолжила оказывать медицинскую помощь раненым.

Обратила на себя внимание Н.И. Пирогова в Севастополе и Елизавета Карцева. Он писал о ней: «Е.П. Карцева моложе и неопытнее Хитрово и Бакуниной, притом она молчаливого и тихого нрава, показала, однако, что у нее много такта, последовательности и особенной самостоятельности в исполнении взятых на себя обязанностей». О ее милосердии ходили легенды. После Е. Бакуниной она стала сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины.

В 1867 году создано Российское общество попечения больных и раненых. В 1876 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста и вошло в состав международного Красного Креста. Это общество было сформировано благодаря героической деятельности общин сестер милосердия, усилиям великой княгини Елены Павловны, Н.И. Пирогова и православной церкви. В работе общества активное участие многие годы принимали знаменитые русские врачи Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Н. Бурденко, С.И. Спасокукоцкий.

В 1868 году в г. Москве была учреждена первая община Красного Креста. В 1870 году организована Георгиевская община — одна из самых известных, ее возглавляла Елизавета Карцева. Общины имели свой устав. К тому же, это были богатые организации со своими лечебницами, амбулаториями, домами для проживания престарелых сестер.

Сестры милосердия выполнили свой долг и в Русско-турецкую войну. Это сражение вошло в историю как самое неблагоприятное в эпидемическом отношении. Многие сестры погибли от сыпного тифа, в том числе баронесса Юлия Вревская. В числе первых женщин-добровольцев она отправилась на Балканы сестрой милосердия, отказавшись от светской петербургской жизни. Своим отношением к делу, к больным и раненым баронесса подавала пример всем, кто работал рядом с ней.

В 1907 году великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, которая начала свою деятельность в 1909 году. Высокий уровень подготовки сестер поддерживался ежедневными лекциями опытных врачей. Сама княгиня ухаживала за больными, ассистировала при перевязках. К 1911 году община стала центром милосердия в г. Москве: нуждавшиеся получали безвозмездную медицинскую помощь и лекарства.

Самоотверженный труд и воинские подвиги российских сестер милосердия достойно оценивало государство. Для награждения сестер милосердия и сестер Красного Креста, отличившихся в оказании помощи раненым и больным воинам и населению, пострадавшему от стихийных бедствий, в Рос­сийской империи была учреждена система наград. Помимо правительственной Георгиевской медали сестер милосердия награждали особой медалью «Российское общество Красного Креста», которая приравнивалась к государственной награде.

После событий 1917 года в Российском обществе Красного Креста произошли коренные изменения. На первом Всероссийском съезде сестер милосердия было основано Всероссийское общество сестер милосердия. В 1920 году по инициативе наркома здравоохранения Н.А. Семашко открылись школы по подготовке медицинских сестер. Общество рассматривало медсестру как помощника врача в лечебной и профилактической деятельности. В 1922 году общество Красного Креста было реорганизовано в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.