Шофер знаменитой «Катюши»

Волик Н.Т. Волик, апрель 1944 года 1, Украинский фронт

Жизненный путь Н.Т. Волик так интересен, что повествование хочется начать с далекой зимы нового  1933 года, когда Николай Тимофеевич окончил курсы шоферов в учебном комбинате П.П.К. имени Сталина пос. Хуторок. Освоив специальность шофера,  Н.Т. Волик продолжил изучать секреты профессионального мастерства, пройдя срочную службу в Красной Армии с декабря  1933 по декабрь 1935 год.

Недолго Николаю Тимофеевичу пришлось работать в  родном Хуторке в предвоенные годы. Убрав  урожай военного 1941 года, в сентябре был мобилизован в Красную Армию. Сколько испытаний пришлось познать фронтовому шоферу с сентября 1941-июль 1942 года:  это  и бои по защите столицы нашей родины города Москва, ранение, излечение в госпитале. Волей судьбы при выписке из госпиталя произошла та не забываемая встреча с родным братом Григорием, который поступил на излечение в тот же госпиталь. Радость общения сменилась горечью расставания.

В 1942 году шла спешная формировка частей гвардейских минометов(любовно названных фронтовиками) «Катюша» . В эти подразделения шел особый отбор, предпочтение отдавалось фронтовикам, классным специалистам с безупречным жизненным прошлым. С августа 1942 года Н.Т. Волик водитель  боевой установки «Катюша» на базе автомашины ЗИС-5 в 88 гвардейском минометном полку.

Получив высокое здание «Гвардеец»  и с ним полную ответственность за это звание, боевой путь минометчик начал с обороны Сталинграда, окружение, и уничтожение и пленение войск шестой армии Паулюса. С боями освобождал город Новочеркасск, Малин, участник Корсунь-Шевченковской битвы,  весной 1944 года освобождал Львов. Перейдя государственную границу с боем взяли город Дупля в Карпатах, жестокие бои с переменным успехом на Сандомирском плацдарме на левом берегу  реки Вислы в Польше. Мне было приятно писать эти строки, дело в том, что мой отец лейтенант В.А. Полевой командир взвода ПТР 1-го Украинского фронта участвовал в освобождении Львова и получил тяжелое ранение  в боях  на   Сандомирском плацдарме. После излечения был комиссован инвалидом 2-ой группы. Оба были призваны Ново-Кубанским райвоенкоматом осенью 1941 года, их боевой путь сошелся в Польше.

Гвардейские минометчики 368 дивизиона  штурмом взяли укреп район на реке Нейсе в Германии и войну бойцы 1-го Украинского фронта закончили освобождением города Праги. Первой боевой наградой медаль «За оборону Сталинграда» Н.Т. Волик был удостоен  12.12.1942 года. Следующую  награду медаль « За Отвагу» отважный водитель получил  29.04.1944 года за бой 11.02.1944 года, что подтверждается выпиской из наградного листа: 11.02.1944 года противник в районе Восовки предпринял танковую атаку. В результате атаки создалось напряженное положение. Дорога была перерезана танками противниками, тогда было дано приказание о выходе б/м на огневые позиции. После залпов товарищ Волик умелым управлением машины под сильным арт-огнем противника и по бездорожью вывел свою установку в безопасное место. Тем самым спас боевую машину. Гвардии младший сержант Волик достоин награждения медалью «За Отвагу».

Первый боевой орден «Красная звезда» гвардеец – сержант был удостоен за бой 15-17 июля 1944 года. Скупые строки наградного листа говорят о мужестве и отваге шофера БМ13: При прорыве второй полосы сильно укрепленной обороны противника, под непрерывным обстрелом, между минными полями, быстро и умело выводил свою боевую машину на открытую позицию, чем обеспечивал своевременное открывания огня по врагу. 17.07.1944 года два раза выводил свою установку на открытую огневую позицию и прямой наводкой  поджег 1-н  танк, 1-н бронетранспортер противника.. За все время  боевых действий, не  имел ни одной аварии. За период наступательных боев дивизиона тов. Волик проявил  исключительную отвагу и мужество. Достоин награждения ордером «Красная звезда»(оборот речи официального документа сохранен в подлиннике)

28.09.1944 года на груди шофера установки «Катюша» засверкал серебряными лучами пятиконечной звезды орден «Славы 3 степени». Хочу заметить орденами «Славы» награждались только рядовой сержантский и старшинский состав Красной Армии, которые проявляли отвагу и мужество, героизм в боевых действиях  подразделений.

День Победы гвардеец- минометчик встретил в освобожденной Праге, где войска 1-го Украинского фронта ответили на призыв о помощи чехов, совершили 200 км марш бросок и освободили столицу Чехословакии.

Службу в Красной Армии Николай Тимофеевич закончил 25.09.1945 года, как в то время говорили: « от звонка до звонка» в тяжелейших испытаниях на фронте. К боевым наградам прибавилось медаль «За победу над Германией».

С 1944 года реактивные установки «Катюша» базировались на полноприводном шасси автомашины «Студобеккер», поставляемых из США в СССР по лендлизу, что существенно повышало их проходимость по бездорожью. Машины были мощные и надежные и по достоинству оцененные военными шоферами  во фронтовых условиях.

В памяти встают кадры кинохроник: шлейф огня, дыма, пыли после кратковременного залпа, машина на полном ходу покидает огневые позиции, а на местности где стояли минометчики обрушиваются запоздалые залпы артиллерии противника. Водитель- сержант Волик как и все члены экипажа установки нес персональную ответственность согласно боевому расчету «……..в случае поломки, повреждения и других непредвиденных ситуаций установка должна быть уничтожена (даже ценой жизни), для этого в различных местах а/м было заложено в общей массе около 30кг взрывчатки. К чести гвардейских минометчиков за время войны ни одна установка не попала к врагу и немцы так и не разгадали секрет русского «чудо-оружия».

С радостью встретила новокубанская земля фронтовика орденоносца Н.Т. Волик. Многих однополчан недосчитался отважный боец, но судьба благоволила Николаю Тимофеевичу легкие ранения, а в каких переделках успел побывать отважный водитель «Катюши» за время  четырехлетнего пребывании на фронте.

Это уже достояние истории, но по воспоминаниям многочисленных родственников Николай Тимофеевич  всю войну проносил на груди с нательным крестиком ладанку с молитвой « живые помощи», которую ему вручила мама с родительским благословением осенью 1941 года. Радостно встретила семья  мужа и отца, жена Александра Ивановна с которой связал семейные узы 1937 году и сын Виктор 1938 года рождения. В послевоенном 1946 году семья получила пополнение – дочь Зинаида.

Вернулся фронтовик в родное хозяйство теперь это Откорм совхоз «Хуторок» да так и шоферил до выхода на пенсию 1971 году. Но не сиделось дома  шоферу и до 1976 года работал мотористом МРМ совхоза, навыки по устройству и ремонту  двигателя полученные во фронтовых условиях нашли применение в мирном труде.

Медаль «Ветеран труда» яркое подтверждение многолетнего труда на процветания Отчизны. К боевым наградам добавились: Орден Отечественной войны 2-ой степени, медали 20,25,30,40 лет Победы Великой Отечественной войне. Не счесть благодарностей, Почетных грамот, премий, которых был удостоен фронтовик, его фотография красовалась на аллее Славы совхоза не один год.

Николай Тимофеевич ушел в мир иной 1987 году прожил 76 лет, но осталась благодарная память у односельчан, соседей, друзей, родственников, о защитнике Отечества кавалера орденов Славы 3-й степени, Красной звезды, Отечественной войны, боевых и юбилейных медалей гражданина России Н.Т. Волик.

Свое повествование хочу закончить словами припева из песни фронтовых водителей.

…..Эх путь дорожка фронтовая

Не страшна нам бомбежка любая

А помирать нам рановато

Есть еще у нас дома дела…..

Эту песню в исполнении певца советской эпохи Марка Бернеса по (воспоминаниям внука Валерия Викторовича) очень любил исполнять дед во время семейных торжеств и праздников.

С. Полевой