Игорь и Елена оказались в прошлом

Полчаса езды на машине до поселка  Прикубанского и Игорь с Еленой оказались в прошлом. А точнее в XIII веке, в городище древних славян. Отключили телефоны, убрали все современное, сменили одежду на наряд Среднековья и окунулись в историю.

P1070699Ремесленники  Игорь и Елена Узингер в средневековом лагере в поселке Прикубанском

«Волчья дружина» — объединение исторической реконструкции.   Его участники часто собираются, ремонтируют снаряжение, изготавливают новую мебель и утварь, тренируются и готовятся к мероприятиям. Зачем реконструкторы воссоздают прошлое, как их хобби превращается в образ жизни и что нужно для того, чтобы стать частью истории XIII века?

С одной стороны, историческая реконструкция – увлекательное  занятие, наполненное прекрасными костюмами ушедших веков, военными подвигами и романтикой полевой жизни. С другой стороны, это занятие требует не одного года скрупулезного изучения источников, анализа научных работ и разработки костюмов. Сфера интересов клуба – история славян и контактный бой. Руководит объединением  Варяг-Русич. Такое звучное имя носит в лагере армавирец Денис Покидышев.

Совсем недавно  участок  леса рядом с поселком Прикубанским на несколько дней превратился  в древнее городище. Там проходил фестиваль «Средневековый лагерь-2018». Его участниками  стали и супруги Узингер из поселка Кирова. Новокубанцам хорошо знакомы работы Игоря, мастера кузнечного дела, поскольку они стали украшением родного города.

Игорь и Елена  — люди  увлекающиеся  и им по душе пришлось такое объединение, где люди изучают и воссоздают историю.

— Нас пригласили стать участниками средневекового лагеря, — рассказывает Елена, — и я начала шить сама  необходимую одежду. Причем, никакой методики нет. Читала, изучала. Вот представьте, женское платье состоит из прямоугольных кусков, потому что ткацкий станок  той эпохи изготавливал ткань шириной 40 см.  Никаких круглых или треугольных вырезов. В общей сложности работа заняла всю ночь. А уже в лагере девочки объяснили мне, что я сделала неправильно. Но к следующему фестивалю,  обязательно  сделаю новый наряд!

С участниками  «Волчьей дружины» Игорь Узингер познакомился в Армавире, на празднике по случаю Дня города. Посмотрев его кованные изделия, кузнеца  спросили, может ли он сделать для реконструкции  фальшионы (это оружие, необходимое для исторической реконструкции).

— В процессе работы  стали часто общаться. Денис настолько яркий человек, умеет увлечь, заразить идеей. И сосем неудивительно, что за несколько лет с ним рядом собралось множество единомышленников. Радостно, что с моим оружием теперь ребята выходят в бой и даже одерживают победы.

Вообще оружие для исторического средневекового боя изготавливается по определенным правилам. Для уменьшения травматизма,  оно затуплено, а снаряжение перед началом боев тщательно проверяется.

Меч, кстати, мог позволить себе не каждый средневековый воин, поэтому вооружалась ими в основном  элита с хорошим достатком. Это же можно сказать и о современных реконструкторах. Изготовление копии средневекового меча процесс дорогостоящий, трудоемкий и технологически сложный. Большинство участников клуба заказывают мечи у мастеров.

С кольчугой проще – можно заказать с десяток килограммов колец и самому собрать их и заклепать. Конечно, это долго, зато экономно.

Легче всего изготовить щит, поэтому многие делают его сами: клеят из досок, обтягивают кожей или тканью, красят. Комплект снаряжения воина довольно тяжелый, весит больше 20 кг. Но снарядившись по всем правилам можно и в бой идти. Конечно, бывают и травмы, как без них. Ведь бой настоящий.

Все оружие – точные копии исторических образцов. Однако колющее оружие не имеет острия, рубящее и режущее не заточено, а дробящее вовсе запрещено. Безопасности проведения боев уделяется большое внимание, запрещены некоторые особо травмоопасные удары, например, колоть мечами. Но без травм не обходится.

— У меня в первые мгновения был просто шок. Они ведь реально сражаются. И это не игра. Все совершенно серьезно, — отмечает Елена. – Мы в лагере были как ремесленники,  но не посмотреть на бой я просто не могла. Как и полагается, девочки остались в лагере, проводив своих супругов на сражение.

Сколько же  здесь таких разделяющих увлечения мужей девчонок!  Многие все свое свободное время посвящают изучению средневекового быта славян, изготавливают необходимую утварь  самостоятельно. В этой атмосфере растут  их дети. Я думаю, что  со временем «Средневековый лагерь» можно будет организовать и для младших участников дружины. Ведь многие уже владеют оружием: стреляют из лука. Для реконструкторов необычное хобби – способ разбавить повседневные будни чем-то особенным.

Основной состав клуба – люди 25-40 лет, есть и более юные участники. Самым маленьким реконструкторам – сыновьям  Варяга-Русича, по  3 года, но они наравне со старшими товарищами носят исторические костюмы и берут в руки деревянные мечи. А их родители  занимаются реконструкцией уже больше пяти лет.

— С детьми на  таких мероприятиях непросто, ведь никаких благ цивилизации в лесу нет. Еда готовится на костре, да еще и за  детворой нужен постоянный присмотр, порой они лезут в эпицентр боя. Дети уже не относятся к реконструкции как к чему-то необычному. Но девочки все успевают. Такие замечательные мастерицы подобрались. Многие самостоятельно производят  посуду: ее можно вырезать из дерева или вылепить из глины, мебель и другие предметы быта, вручную лепят свечи.

Один из самых трудоемких процессов – воссоздание тканей. Можно шить и из фабричной, но легких путей здесь не ищут. Стараются сделать все по- настоящему.  Начинается процесс  с подготовки нитей и окрашивания натуральными красителями. Оказывается в XIII веке женщины носили украшения. Это настоящие произведения искусства! Вообще наряд того периода крайне интереснен.

По словам супругов, сделать одежду и комплекс вооружения непросто и с практической, и с теоретической точки зрения. Необходимо разбираться в истории реконструируемой эпохи, понимать в материалах, тканях, иметь хорошие навыки работы со всем этим. Нельзя прочитать методичку (которой, кстати, не существует) и сразу все понять – объем материала приличный, трактовки источников неоднозначны.

Игорь считает, чтобы стать  хорошим реконструктором, необходимо постоянно изучать исторические публикации, относящиеся к Средневековью, подобрать необходимые материалы для работы. И тогда можно участвовать в мероприятиях. Супруги Узингер, кстати, готовятся принять участие и в более масштабном фестивале, который через месяц состоится в Усть-Лабинске. И в настоящий момент заняты изучением исторического материала,  изготовлением утвари, одежды. Надо ли объяснять, что все необходимое они сделают сами, своими руками, чтобы занять достойное место среди других ремесленников.

С каждым годом количество участников исторической реконструкции  на территории края растет, развивается и культурная программа. Гвоздь мероприятия – полевые «маневры». Участники делятся на две противоборствующие стороны и «воюют» друг с другом: штурмуют крепость, состязаются дружинами и проводят различные турниры.

— «Волчья дружина» регулярно пополняется новыми участниками,  и совсем молодежь приходит, и люди постарше, – рассказывает Игорь, – конечно, исторические реконструкции – хобби совсем не дешевое, но зато удовольствие общаться с такими интересными людьми ни с чем несравнимое.  А возможность побывать в прошлом, обратиться к славянским истокам дарят такой заряд позитива, творчества и новых идей!

Как водится, пока мужчины воюют, девушки готовят еду в котлах на костре по историческим рецептам. Скучать не приходится – на фестивале проводятся игры на ловкость, скорость и выносливость. Даже женщины владеют оружием и соревнуются. А вечером, за ужином, знакомство с культурой той эпохи:  люди исполняют песни собственного сочинения и декламируют стихи, основанные на творчестве средневековых деятелей культуры.

Г. Шевелева