Система закупок для госпредприятий упрощена

Государственная Дума Российской Федерации упростила систему закупок для госпредприятий, которые не получают государственные субсидии и тратят собственные средства.

Print

Ранее на то, что обязанность для ГУПов и МУПов проводить все закупки по жесткому Закону № 44 снижают конкурентноспособность госпредприятий на рынке, депутату Госдумы Наталье Костенко жаловались сотрудники «Кубань 24» и ФКП «Армавирская биофабрика», расположенного на территории Новокубанского района. Проведенная законодательная корректировка даст стимул для кубанских предприятий развиваться и зарабатывать больше, надеется Наталья Костенко.

Кубанские ГУПы и МУПы неоднократно подчеркивали, что распространенные на них с 1 января 2017 г. жесткие требования Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» тормозят их развитие.

В частности с такой проблемой в начале марта 2018 года обратились к депутату Госдумы Наталье Костенко члены коллектива ФКП «Армавирская биофабрика», расположенного на территории Новокубанского района. Это предприятие уже много лет занимается производством средств защиты животных с использованием современной технической базы и новых научных разработок. На встрече с парламентарием специалисты предприятия отметили, что специфика их деятельности часто требует проведения закупок в оперативном режиме, в том числе по приобретению, хранению, эксплуатации оборудования и технических устройств, сырья и материалов, предназначенных для производства и реализации продукции лекарственных средств. Однако федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которому госпредприятие вынуждено следовать, значительно усложняет этот процесс, поскольку по каждой закупке необходимо проводить аукцион. Это не только затягивает сроки закупок (аукцион длится около 40 дней) и негативно влияет на цикл производства, но и затрудняет возможность закупки конкретного требуемого для деятельности предприятия товара. Практика показывает, что нормы Федерального закона делают участие в процедурах закупки непривлекательными для физических и юридических лиц ввиду сложности оформления заявок и жестких договорных условий.

Как отметил директор Армавирской биофабрики Евгений Сусский, до начала 2017 года закупки проводились по Федеральному закону № 223, который при должных механизмах государственного контроля и соблюдении конкретных процедур и приоритетности закупок у малого и среднего бизнеса, позволял, тем не менее, проявлять оперативность и гибкость в условиях, требуемых для работы предприятия и не снижал эффективность закупок. Федеральный закон № 44, под «крышу» которого позже были переведены государственные и муниципальные унитарные предприятия с благой целью обеспечения конкурентности и прозрачности закупок, не обеспечил ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии, а только усложнил работу предприятия. По словам специалистов, при своей многокомпонентности (более чем 70 иммунобиологических препаратов в ассортиментном портфеле), «Армавирская биофабрика» потеряла возможность оперативного приобретения субстанций, комплектующих и расходных материалов, необходимых для производства и контроля качества конечного препарата. Увеличилось время проведения контроля, сократились сроки годности препаратов. В результате при существенном росте прямых затрат и убытков конкурентоспособность предприятия значительно снизилась, что явилось прямым препятствием к его участию в государственной программе импортозамещения.

Не учитывал новый законопроект и специфику предприятий, работающих в творческой сфере. Например, сотрудники телекомпании «Кубань 24» жаловались на то, что закупить «голос» для озвучивания фильмов или сюжета именно такой, какой нужен по задумке автора и режиссера, по Федеральному закону № 44 не возможно, так как указание особых характеристик будет считаться прямым ограничением конкуренции и нарушением антимонопольных правил.

Пример «Армавирской биофабрики» и множества других подобных предприятий привел к необходимости разработки нового федерального законопроекта. Этот документ позволит ГУПам и МУПам вернуться к нормам более гибкого Федерального закона № 223, в случае если при проведении закупок будут расходоваться собственные, небюджетные средства.

«Поведенная корректировка законодательства продемонстрировала новый подход, развиваемый Госдумой нового созыва, – по оперативному отслеживанию правоприменительной практике и оперативному исправлению возникающих проблем. На местах же этот шаг, без сомнения, должен послужить новым стимулом к повышению производительности госпредприятий и качества выпускаемой ими продукции, — говорит депутат Госдумы, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Наталья Костенко. – «Армавирская биофабрика» и «Кубань 24», которые входят в перечень таких предприятий, получат возможность более гибко реагировать на запросы рынка и на равных конкурировать с частными и зарубежными поставщиками. А значит – развиваться, создавать новые рабочие места и отечественные продукты».

С. Дубовцева