В свои работы вкладывая чувства, готова вышивки на память музею передать

Нина Николаевна Максименко – наш, новокубанский, мастер декоративно-прикладного искусства Кубани, феномен в народном творчестве без преувеличения уникальный. Когда-то для своих первых вышитых белых ромашек с хлебными колосьями, в далеком 1945 году, будучи десятиклассницей, она разодрала клеенчатый портфель, чтобы достать кусочек холста. Сегодня же ее великолепные вышивки хранятся в музеях нашей большой страны, а также в некоторых хранилищах истории ближних соседних государств.

Нина Николаевна МаксименкоНина Николаевна Максименко долгие годы является наставником и примером для всех новокубанских мастериц. Все потому, что мастер уверена: у человека должно быть любимое дело. А занимаясь рукоделием, можно реализовать себя, дарить радость окружающим и сохранять традиции народного самобытного творчества, став настоящим добровольцем своей страны

Многие не верят, но этой замечательной, очень трудолюбивой и прекрасно выглядящей для своих лет женщине, действительно, 92 года. Отпраздновала она их в кругу своих друзей в минувший вторник. И в Год добровольца, Нину Николаевну Максименко можно по праву назвать одним из самых видных представителей этой категории людей. Своим неустанным трудом Почетная жительница города Новокубанска уже многие годы выполняет очень важную миссию – сохранение традиций народной вышивки.

Когда в 2000 году количество выполненных работ перевалило за полторы тысячи, Нина Николаевна просто перестала вести их подсчет. Для сравнения: почти за восемь месяцев нынешнего года ею созданы двадцать две новые вышивки. И до конца 2018-го планирует выполнить примерно столько же. Причем, все работы по размеру – отнюдь, не миниатюры, а полноценные большие картины и панно.

Все начинается с семьи

Те, кто знаком с Ниной Николаевной лично знают: она родилась в городе Кропоткине. До двадцати лет жила с родителями в Гулькевичском районе, где училась и работала в сельском хозяйстве до 1945 года. После Великой Отечественной войны Нина Николаевна поступила на агрономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института, в 1949 году успешно его окончив. Но на этом молодой специалист не остановилась: в 1959 году она получила вторую специальность — экономиста, отучившись в Кубанском сельскохозяйственном институте.

Трудовые годы Нины Николаевны были очень насыщенными. Работала по направлению в Грозненской и Калининской областях, после чего вернулась в родной Краснодарский край. За тридцать три года общего стажа, который поровну сложился из экономической и агрономической деятельности, успела потрудиться главным агрономом на машинотракторной станции и в совхозе, была экономистом областного треста совхозов, главным экономистом совхоза и птицефабрики. А последние десять лет перед выходом на заслуженный отдых – начальником планового отдела Управления сельского хозяйства Новокубанского района. Сейчас об этом периоде жизни напоминают многочисленные грамоты и медали, первую из которых Нина Николаевна получила в 1957 году за освоение целинных и залежных земель. Не сложно посчитать, что такой высокой награды она удостоилась в тридцать один год!

При занимаемых ответственных должностях, тогда еще у будущего мастера декоративно-прикладного искусства Кубани, времени на занятия рукоделием совсем не оставалось. Весь ее уникальный творческий потенциал в полную силу раскрылся с выходом на заслуженный отдых. Уплотнив свое рабочее время до предела за счет сокращения сна, Нина Николаевна очень скоро смогла наработать опыт и усовершенствовать мастерство. Но не единой высочайшей трудоспособностью смогла она стать одной из лучших мастериц Новокубанского района, половина успеха принадлежит ее природному таланту. А перенять и то, и другое было от кого. Пример тому – родители: оба быстрые, энергичные, смекалистые, все умели делать сами и приучили к этому дочь и двоих сыновей.

Папа, будучи отличным механизатором, был много лет передовым комбайнером Гулькевичской машинотракторной станции. Дважды становился участником Выставки достижений народного хозяйства в городе Москве, занесен в «Почетную книгу ВДНХ». Имел десятки рационализаторских предложений по технике и ее эксплуатации. И вместе с тем, отлично владея металлом, мог также хорошо работать по дереву. Отлично шил обувь, причем даже модельную.

Маме тоже было подвластно многое. Ей – передовой колхознице, поручались самые ответственные работы. Успевала она и по дому: с хозяйством, детьми, ночами обшивала семью, даже умудрялась рукодельничать. Именно от мамы Нина Николаевна получила первые уроки по вышиванию стебельчатым швом. Тогда ей было шесть лет, а поводом для освоения азов стала необходимость вышить полотенца в детский сад для себя и брата. Затем, под маминым руководством, потихоньку осваивала и шитье. Из вышитого же ее руками в доме появились также полотенца, салфетки и носовые платки. А школьницей Нина Николаевна вышивала братьям косоворотки, для себя и мамы – платья. Все изделия одежды создавались заботливыми руками родительницы, по ее рисункам наносились и украшающие узоры. Кстати, рисовали дома все: и родители, и дети. Этот навык впоследствии не рез сыграл добрую службу в трудовой и творческой деятельности.

В десятилетнем возрасте Нина Николаевна освоила вязание крючком беретов, кружев, салфеток, прошв на одежду и наволочки. Все это пригодилось и еще больше развилось в годы Великой Отечественной войны, когда в продаже ничего не было, и чтобы хоть немного обновить одежду приходилось много перекраивать, перешивать, украшать и давать вещам вторую жизнь. В студенческие времена мастерица на все руки сильно увлеклась рисованием картин. Особенно любила оформлять почтовые конверты: в послевоенные годы бытовали только «треугольники», а их не хотелось.

В годы начала трудовой деятельности, в 1949 году, стали появляться в продаже ткани и нитки. Особенное изобилие ниток, узоров и рисунков появилось в 1955-1960 годы. Поэтому, будучи в разных командировках по стране, Нина Николаевна не упускала возможности купить нитки «Мулине» и «Ирис». Вот только рукодельничать было некогда. Успокаивала Нина Николаевна себя тем, что на пенсии реализует все творческие задумки. Так и получилось. А вот накопленным за годы многообразием пользуется до сих пор.

Неповторимый мастерский стиль

Перепробовав все виды рукоделия, доводя каждый до совершенства, мастерица избрала для себя один наиболее любимый – вышивание. Свои работы, в основном, выполняет крестом, гладью и ткачеством.  Нина Николаевна уверена: вышивка – главный вид рукоделия, ею можно выразить любое настроение и состояние души. И по ее работам это хорошо видно.

Взять хотя бы, например, экологический цикл из явлений природы, мира животных и растений. Каждый объект выполнен настолько правдоподобно, что визуально создается эффект «живой» картинки. Примерно такое же «обманчивое» мнение складывается при просмотре цикла, посвященного великим русским писателям и композиторам. Все портреты этого направления выполнены нитками «Мулине» черного цвета в технике графическая гладь. Со стороны они выглядят, как рисунки. И мало кто из созерцателей коллекции сразу понимает, что перед ними вышитый портрет.

Был в жизни мастерицы и такой показательный случай. Как-то в станице Ловлинской Тбилисского района проходил праздник, посвященный фамилии Максименко. Приурочили его к 130-летию пребывания рода на Кубани. Собрались в станице более ста семидесяти человек, причастных к большому роду. Пригласили организаторы на торжество и Нину Николаевну. Поехать просто так она, конечно же, не могла. Организовала выставку своих работ. И настолько каждое произведение нашло отклик в сердцах зрителей, что люди приговаривали: «Нина, что ты наделала, вся станица плаче…».

Но не только невероятная реалистичность полотен стала «визитной карточкой» Нины Николаевны. Ее неповторимый мастерский стиль отличает от других еще несколько особенностей. Первая из них: мастерица никогда не использует в своих работах современные готовые сюжеты, которые сейчас в большом изобилии продаются в магазинах для творчества. Каждая композиция создается самостоятельно от начала до логического конца. Рукодельница сама прорабатывает рисунок или сюжет, подбирает основу и нитки, выбирает наиболее выигрышную технику для исполнения. Так что, таких узоров как у Нины Николаевны точно не купить ни в одном магазине!

Вторая особенность мастерского стиля состоит в том, что рукодельница никогда не оформляет свои работы в тяжелые багетные рамки. Она считает это просто кощунством. И в этом мнении с ней солидарны многие ведущие культурологи нашего края и страны. Вышивка – предмет самобытный, поэтому и оформление у нее должно быть под стать народному характеру.

Для обрамления Нина Николаевна также сама разрабатывает художественные паспарту или рамки. Смотрится это в итоге очень выигрышно! Например, для серии работ, посвященной полярникам, роль рамки выполнили великолепные вышитые узоры. А вот растительный мир хорош в паспарту из цветной ткани и тесьмы. И все это создается вручную, подчиняясь только авторской задумке.

В качестве третей особенности можно выделить наличие на обратной стороне каждой работы ее паспорта. Он тоже со своей «изюминкой». От классического оформления в нем сохранено наличие информации об авторе, размерах вышивки или панно. А вот в качестве «изюминки» выступает наличие авторского четверостишия, которое раскрывает характер работы. Это могут быть просто красивые строки о чувствах или природе, либо мудрое суждение или добрый совет.

Именно за этот неповторимый собственный стиль, большой вклад в развитие народного творчества Нина Николаевна была удостоена почетного знака и звания мастера декоративно-прикладного искусства Кубани. Эту награду для народных умельцев в 2012 году утвердил департамент культуры Краснодарского края. И новокубанская мастерица была в числе первых награжденных.

В подарок людям и миру

Затрачивая на свои вышитые картины и панно много времени и сил, Нина Николаевна никогда не жалела их для людей. А потому большая часть ее шедевров давно подарена. Не останавливает в этом стремлении и высокая финансовая стоимость работы: канва, нитки, иголки, материалы для оформления – все нынче стоит очень дорого.

Однажды один журналист, побывавший в гостях у рукодельницы, спросил:

— А продаете что-нибудь, Нина Николаевна? За Ваши работы знатоки дали бы хорошие деньги.

— Как-то я пришла на кладбище, оно на горке находится. Смотрю вниз на город, а там дома двухэтажные, один другого богаче. Я подумала: сюда, на гору, никто эти богатства с собой не заберет. Суета это, суета. Гораздо приятнее подарить хорошему человеку свою работу. Может, вспомнит когда-нибудь добрым словом, — таков был мудрый ответ мастерицы.

И сосчитать, сколько своих работ рукодельница подарила уже, наверное, невозможно. Ее вышивки украшают дома не только простых тружеников, но и многих видных деятелей. Всегда рада Н.Н. Максименко отдать свою работу в дар музеям. Много лет творчески связана с несколькими учреждениями по сохранению истории. Это музей города Новокубанска, станицы Ловлинской Тбилисского района, станицы Новоукраинской Гулькевичского района, города Армавира, города Тимашевска. Есть ее полотна и в больших крупных музейных учреждениях, таких как Владимиро-Суздальский историко-архитектурный художественный музей в городе Суздаль и государственный Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина в Псковской области. А когда в 1985 году в Белоруссии создавался «Музей хлеба», почетное место в его экспозициях заняло панно Нины Николаевны под названием «Поклонись хлебу». Позже, рукодельница воссоздала еще несколько таких работ. Две из них хранятся в Новокубанском краеведческом музее и музее станицы Ловлинской.

Рассказать о значимости вышивания, поделиться секретами мастерства, помочь найти свой путь на этом поприще – Нина Николаевна никогда не отказывала и в таких просьбах. Всегда с охотой встречалась с людьми – и взрослыми, и детьми, обстоятельно отвечая на их вопросы. А в 1995 году организовала и стала руководителем творческого объединения рукодельниц «Берегиня», поведя за собой творческих женщин Новокубанского района.

Новокубанский краеведческий музей

Сегодня чаще всего Нину Николаевну можно встретить в стенах Новокубанского краеведческого музея. Для нее все подобные учреждения культуры хороши, но свое, все же, роднее. И посетители всегда с восхищением отзываются о беседах с мастерицей, если им посчастливилось встретиться с ней.

В настоящее время в фондах Новокубанского краеведческого музея хранится самая большая коллекция работ Н.Н. Максименко, а также ее многочисленные альбомы, личные вещи, фото и видеоархив. И все это обязательно представляется на обозрение жителей. Так, в марте этого года, в преддверии Международного женского дня, была организована вторая персональная выставка мастерицы под названием «Цветочная феерия». В первый день ее работы на встречу с автором вышивок пришли учащиеся 8 «Б» класса школы № 23 города Новокубанска. Участница трудового фронта, талантливый агроном, осваивавшая целинные земли, общественный деятель и творческий человек – Нина Николаевна, со свойственной ей прямотой, рассказывала школьникам о любви к Родине, воспитании в себе чувства прекрасного и развитии таланта путем каждодневного неустанного труда. После чего, ее поздравили с праздником сотрудники музея, председатель городского совета ветеранов Тамара Максимовна Челнокова, новокубанская писательница Татьяна Викторовна Горленко, соратницы по мастерству и посетители выставки. От имени всех рукодельниц района Н.Н. Максименко как основателю клуба рукодельниц «Берегиня» был вручен символический подарок  — кукла «Берегиня Параскева» — покровительница женского мастерства. Автор этого сюрприза — Татьяна Ивановна Щербакова – рукодельница из Новосельского сельского поселения, отметила, что Нина Николаевна остается великим наставником и примером для всех Новокубанских мастериц.

Также, сотрудниками музея начата большая и кропотливая работа по внесению работ Н.Н. Максименко в «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации», который размещен в сети интернет. В настоящий момент здесь представлены более ста тридцати ее великолепных вышивок. Так что теперь полюбоваться работами новокубанского мастера декоративно-прикладного искусства Кубани можно в любое время, как говорится, не выходя из дома.

В заключении

Как-то в одной из бесед Нина Николаевна поведала, что весь 1991 год и больше половины 1992 года рукоделием не занималась. После ухода родителей мир иной направила свои силы на сбор материалов – фотографий, сведений, документов – для составления родословной по линиям родителей, что было бы лучшим «памятником» им. В результате были собраны 33 альбома для большинства родственников по обеим линиям.

— В августе 1992 года, через полуторагодичный перерыв вернулась к вышивке и полностью занялась ею, стремясь наверстать упущенное, — рассказала народная рукодельница. – Одновременно совпало участие в выставках в городах Новокубанске, Азове и Москве. За 1993 год, включаясь вплотную в рукоделие, сделала 59 работ. Это была вспышка, потребность души, своеобразная защита от стресса. Она-то и помогла мне устоять, не расслабиться, не впасть в депрессию, вовремя остановиться в горе, собраться с духом и продолжить жить. Жить и творить! Такое творчество, постоянные занятия им, помогают по-иному смотреть на мир, оценивать окружающее, не поддаваться невзгодам, гнать от себя слабости и прощать их другим, сохранять крепость духа, помня, что у тебя есть любимое дело, и ты не имеешь право его прекращать, создавая все новые и новые работы, совершенствуя свое мастерство.

При встрече с людьми, Нина Николаевна часто говорит об этом: у человека должно быть любимое дело. И своими великолепными работами показывает, занимаясь рукоделием можно реализовать себя, дарить радость окружающим и сохранять такие ценные традиции народного самобытного творчества, став настоящим патриотом своей страны и ее верным добровольцем.