Родина… Это дом, в котором мы живем, и яблонька под окном, и крик петуха, и полянка в лесу. Это место, где  родились и выросли. Это ради  нее сражались и погибали. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу.

харханСолдат Великой Отечественной Василий Иванович Хархан участвовал в боях за освобождение родной Кубани

73 года прошли с того дня, когда над немецким рейхстагом взвился ввысь красный флаг с серпом и молотом. Война, так вероломно начатая фашистской Германией, закончилась. С каждым годом мы все дальше от тех фронтовых лет, пропахших дымом пожарищ. Но разве уйдет из памяти все то, что было пережито защитниками Отечества и всей страной?

В 1941 мирный труд был нарушен фашистской Германией. Родина в опасности! На ее защиту встали не только обученные военному делу солдаты, но и совсем молоденькие парни, школьники.

Василий Иванович Хархан родился в селе Вознесенском  Отрадненского района в большой и дружной семье, где росли пятеро детей. Учился в школе станицы Попутной. В 1941 году ему  исполнилось 16 лет  и он перешел в 10-й класс. Но продолжить учебу помешала война. Отца призвали на фронт. Немцы наступали на Кавказ. Василий и его семья оказались во вражеской  оккупации. После освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году паренька по повестке военкомата призвали на фронт. Сначала направили рядовым в запасной полк, а потом на фронт.

Василий Иванович и его супруга Ольга Даниловна скромные люди, как то очень быстро направили разговор так, что главным действующим лицом стал фронтовик Иван Тарасович, отец Василия Ивановича, отмечая, что его фронтовая биография куда богаче.

— Уникальный случай, мы ведь во время войны с отцом встречались,-рассказывает наш герой, — в 1942 году, меня, молодого совсем парнишку из нашего колхоза направили на лошадях отвезти овес, сено и продовольствие в станицу Прочноокопскую. Я тогда  впервые увидел Новокубанский район и встретился с отцом. В Прочноокопской формировали кавалерийский полк. Это для него я вез провиант. Но на лошадях — то путь долгий. Доехал я примерно до хутора Радищева, что за Советской, да решил на ночлег остановиться, залез в сено и уснул, а путь свой продолжил только утром. Приезжаю в хутор Красная поляна, решил спросить дорогу у местных жителей. А мне говорят: «На рассвете полк выехал в сторону Курганинска». Что ж делать помчался догонять, смотрел по следам, куда направились. Догнать удалось только вечером в Курганинском районе. В этом кавалерийском полку был отец. Помню нашу встречу, его напутствие беречь родных. Дальше фронтовые дороги отца привели в Ростов, оттуда  степями полк пробирался ближе к Кавказу, затем освобождали Венгрию,  в семейном архиве есть  фото, котором отец вместе с фронтовыми товарищами в селе Ача. Довелось ему форсировать с лошадями вброд реку Буг, лично познакомиться с видным советским военначальником Плиевым.

А сам Василий Иванович участвовал в освободительной операции на территории Краснодарского края. Он служил он в 56-й армии в 339-й стрелковой дивизии. В июле 1943 года их дивизия сражалась на огненном рубеже «Голубой линии» под Крымском. По заданию командования Василия, владевшего немецким языком, посылали на передовую агитировать немцев сдаваться в плен.

Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция, проходившая с 10 сентября по 9 октября 1943 года, стала заключительным этапом битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны.  В ней оборону держали уже противники, построившие на Тамани систему оборонительных укреплений, названную  «Голубой линией». Однако мощная полоса обороны не помогла фашистам — уже через месяц наша армия и Черноморский флот выбили врага из Новороссийска и завершили освобождение Кавказа.

Среди наших читателей, наверняка, нет ни одного человека, который не знал бы историю этой героической операции. И все-таки сегодня мы еще раз вспомним некоторые цифры и факты.

С немецкой стороны в наступлении на Кавказском фронте участвовала воинская группа «А», в которой насчитывалось около 170 тысяч человек, 1130 танков, свыше 4,5 тысячи орудий и минометов, до 1 тысячи самолетов. При этом группировка советских войск насчитывала 112 тысяч человек, 121 танк, 2160 орудий и минометов, 230 исправных самолетов (на приморском направлении наши сухопутные войска поддерживали Черноморский флот и Азовская военная флотилия).

В начале 1943 года советские войска освободили от немецких оккупантов Краснодар. Далее войска пошли на Армавир, через все Ставрополье, через кубанские районы и победоносно вышли южнее Приморско-Ахтарска к Азовскому побережью. Предстояла сложная операция по прорыву Готенкопфа — «Голубой линии». Это сложнейшая система немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны. Всего в годы Второй мировой войны подобных линий обороны существовало только три: это линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии и «Голубая линия» на Кубани.

Одним из трех мощных узлов сопротивления фашистов, входящих в общую систему «Голубой линии» (доходившей в глубину до 6 километров), была высота 121,4 — Сопка Героев. Здесь была сосредоточены силы противника: 577 закрытых огневых сооружений; 37,5 километра минных полей шириной до 500 метров, плотностью 2500 мин на 1 километр; 87 километров проволочных заграждений, 12 километров лесных завалов, именно здесь впервые противник применил мощную траншейную оборону.

10 сентября Северо-Кавказский фронт перешел в наступление. В ходе боев в Новороссийско-Таманской операции советские войска овладели «Голубой линией» и 9 октября 1943 года окончательно выбили фашистов с Таманского полуострова. Потери в боях за прорыв «Голубой линии» были значительны — погибли 24 тысячи наших солдат, в том числе за  эту высоту 16 тысяч.

47 воинов стали Героями Советского Союза. Здесь действительно каждый был героем, не раздумывая, поднимался под свинцовым дождем в атаку, шел вперед, очищая от врага траншею за траншеей. Противник понес столь значительные потери, что до конца войны уже так и не смог их восполнить.

Выгоревшая, изрытая снарядами и бомбами земля была покрыта останками солдат.

У станицы Гостагаевской Василий Хархан был ранен осколками снаряда, разорвавшегося в окопе. После операции в краснодарском госпитале, его отправили на дальнейшее лечение в Кисловодск. Девять месяцев лечения, к сожалению, не дали ожидаемого результата.  Ранение сильно повредило ногу.

Василий Иванович вспоминает, что после войны ездил  на те места, где участвовал в сражениях, искал деревца, которые помогали укрыться от пуль, лесочек, куда бежал с пулеметом. Да не узнал…

— Все так изменилось. Кажется, что даже рельеф местности стал другим. А впрочем, война и мирное время серьезно отличаются. Когда я лежал раненым под огнем противника в окопе и не мог пошевелиться, по свисту пуль старался определить, где взорвется. В память врезалась местность именно с фронтовой полосой, с окопами и воронками, изрытая пулями.

Полученные солдатом раны неистерпимо болели, а когда рядом свистели пули, отдавали просто дикой болью по всему телу. Боевые товарищи наступали на врага, гнали его метр за метром с родной земли, а раненый боец не мог встать. Василий Иванович вспоминает, что только к вечеру, спустя шесть — семь часов его вынесли из окопа связисты, на носилках доставили в полевой госпиталь, где его осмотрел фельдшер и сделал первичную обработку ран.

В июне 1944 года его комиссовали инвалидом 3-й группы и отправили домой.  И он до сих пор жалеет, что не дошел до Берлина и не отомстил фашистам за свои раны и гибель друзей.

В мирное время Василий Иванович окончил Армавирский зооветеринарный техникум и работал по специальности  в станице Даховской. Создал замечательную семью. В Новокубанский район семья Хархан переехала в 1953 году. Здесь Василий Иванович трудился  в ОПХ «Ленинский путь» главным зоотехником-селекционером. За свой  труд имеет много наград.

Василий Иванович и Ольга Даниловна Хархан живут в дружбе и согласии много лет, отметили бриллиантовую свадьбу. Воспитали двух замечательных детей Людмилу и Виктора, трех внуков и одного правнука.

Г. Шевелева