Виктор Григорьевич Каталевский, недавно отметивший свое 80-летие, занимается силовыми упражнениями через день, и гиря весом в 32 килограмма в его руках кажется легкой, как детский мячик. А свою энергию он направляет на общественную работу.

Виктор Григорьевич Каталевский, недавно отметивший свое 80-летие, занимается силовыми упражнениями через день, и гиря весом в 32 килограмма в его руках кажется легкой, как детский мячик. А свою энергию он направляет на общественную работу.

Виктор Григорьевич Каталевский в 2005 году взял в свои руки «штурвал» управления многоквартирным домом, в котором он живет. И до сих пор умело ведет по житейскому морю свой дом-«корабль».

Во дворе дома по улице Ленина, 54, в городе Новокубанске по-домашнему чисто. Трава пострижена, деревья обрезаны и подбелены, скамейки и беседка покрашены. Там и тут – цветы и ни соринки. И сам дом, несмотря на свой довольно солидный возраст, выглядит опрятно и ухоженно.

Любой гость сразу решит, что тут живут очень ответственные и  аккуратные люди, которые заботятся не только о том, чтобы их квартира была в порядке, но и стремятся создавать уют и красоту вокруг. Только каждому коллективу нужен руководитель. И в этом доме уже тринадцать лет «штурвал» управления в опытных руках Виктора Григорьевича Каталевского, которому на днях исполнилось 80 лет.

— Домкомовская работа – это мое желание, увлечение, — рассказывает Виктор Григорьевич. – Я же без дела не могу. Но чтобы был порядок, предложения руководителя должны находить отклик среди остальных жильцов.Поэтому, когда мне предложили возглавить домовой комитет, я сказал, что рассчитываю на поддержку, что мои предложения будут учитываться жильцами. Большинство согласилось. И тогда я сказал соседям, что нужно за дело браться самим. Мы должны сами участвовать в наведении порядка – собирать деньги и вкладывать их в ремонт и благоустройство. И пришлось перестроиться. Решилисобирать по 100 рублей с квартиры в месяц. С 2005 года внедрили эту практику. Открыли счет. Когда собралось достаточно средств, сделали отмостку. Заключили договор с асфальтным заводом и заасфальтировали выходы из подъездов и бельевые площадки.

Крышу на нашем доме перекрыли еще в советское время. Тогда в этом деле помог директор КСП «Хуторок» Федор Иванович Булдыжов, за что мы ему очень благодарны. Сейчас забор вокруг дома надо подремонтировать. Для этого от администрации города выделили 200 штук кирпича, дали каменщика. А остальное сами будем делать.

Деньги нужны и на большие дела, и на текущие нужды, чтобы поддерживать порядок. К сожалению, не все жильцы нашего дома это понимают. Но я с ними не спорю.Радует отношение людей, которые сами участвуют в создании красоты там, где живут. Таких все равно больше. Вот в нашем подъезде поселились женщины, которые  украсили цветами лестничные площадки, занавесочки на окна повесили. На стенах картины висят. А еще раньше мы сделали ремонт, заменили окна в общих местах, лестничные марши покрасили, стены побелили, двери входные с кодом поставили. Двор приватизировали. Установили счетчик общедомовой. Доска объявлений есть. У нас самоуправление. Сами решаем, что надо сделать, приглашаем специалистов и платим за работу. Советую и другим людям следовать нашему примеру.

Виктор Григорьевич очень увлеченно рассказывает о своей работе. Демонстрирует газонокосилку, которую сконструировал сам из детской коляски и мотора от стиральной машины. Все работы по уборке двора он выполняет сам.

— С квартиры мне платят 50 рублей как руководителю домового комитета. А дворник я бесплатно, — говорит Виктор Григорьевич. — Подбеливаю деревья, бордюры. Каждый день чисто во дворе. Поэтому у нас – лучший подъезд и лучший дом. Но за порядком надо следить. Вот уезжал к дочери в Анапу. Пробыл там пятнадцать дней. Приехал и вижу, что бумажек полно в беседке, бутылок пластмассовых. По вечерам там молодежь собирается. И за собой не всегда убирают. Когда я дома, то беседую с ними о порядке. Говорю, что вот поставил ведерочко, туда бросайте мусор. Не сорите. Так и было. А уехал – нет контроля, снова замусорили. Приехал и вынес три ведра со двора и из беседки. А они опять собираются. Снова разговариваю. Особенно с девочками. Это же будущие мамы, хозяйки дома. Вот, говорю, вырастите, окончите институт, будет своя квартира. Вы же не допустите, чтобы там было грязно. Иначе муж сбежит. Девочка должна уметь уют в доме создавать, порядок поддерживать. Тогда будет приятно и мужу, и детям, и тебе самой. Следите и за мальчиками, чтобы они не сорили. Слушают, думаю, что на пользу такие разговоры.

Сам Виктор Григорьевич со своей супругой Ольгой Ивановной прожил 52 года. Оба родились в Новокубанске. Здесь жили и работали. Были активными участниками художественной самодеятельности: он играл на баяне, она – отлично танцевала. А потом уехали на Север, где прожили семнадцать лет. Работали в «Газпроме». Супруга – главным инженером, а Виктор Григорьевич – старшим теплотехником.

Шесть лет назад он овдовел. А жену вспоминает с нежностью и любовью.

— Как жаль, что сейчас молодые люди не всегда дорожат своей семьей, — рассуждает Виктор Григорьевич. – Разводятся, оставляют жену с детьми, которые потом растут, не зная отцовской ласки. Я жене уступал всегда. В этом сила мужчины. Всем  говорю, что нельзя разводиться. Надо тянуть семейный воз вдвоем, думать о будущем, о том, как будут жить в старости, кто их поддержит. Я счастлив, что у меня есть дочь Инна, она с семьей живет в Анапе. У нее свой бизнес. Продолжают род внук, внучка и правнучка. Семья – самое главное в моей жизни.

Виктор Григорьевич в свои восемьдесят лет физически очень крепок. Он из рода долгожителей. Родился в многодетной семье. Мама прожила более ста лет. А он сам и сегодня через день занимается силовыми упражнениями. Гиря в 32 килограмма – его любимый спортивный снаряд с юности. Еще в те годы известный тяжелоатлет и шестикратный чемпион Давид Ригерт пригласил в команду Ростовского СКА его, талантливого паренька, когда только вернулся из армии. Перворазрядник по штанге, Виктор Каталевский толкал 120 килограммов при собственном весе 67,5 килограммов. И именно такой спортсмен легкого веса нужен был команде.

— Сказали, что через три года, если не буду лениться, стану чемпионом, — вспоминает Виктор Григорьевич. — Но вернулся в Новокубанск, а жена ни в какую не соглашается. А у нас уже и дочь была. Три письма-вызова получил, но так и не поехал.Так сделал свой выбор. И не жалею. Но со спортом не расстался.

За долгую трудовую деятельность Виктору Григорьевичу довелось работать и экскаваторщиком, и бульдозеристом, и комбайнером, и слесарем. Как он сам говорит, профессий у него «полмешка». Везде, где работал, получал только благодарности. А сегодня вспоминает:

— Мне мама в юные годы говорила: «Раз не захотел учиться, получать высшее образование, руки должны тебя кормить. Надо работать и зарабатывать честно, чтобы у людей осталась память добрая о тебе».

Можно сказать, что наказ матери стал для Виктора Григорьевича жизненным девизом. И в восемьдесят лет он готов работать, но теперь уже нет необходимости в заработке, чтобы содержать семью. Работа добровольная приносит не меньше радости. И капитан дома-«корабля» готов и дальше вести его по житейскому морю.

 

Н.Тюрин