Лариса Медведева с любимыми экспонатами своей коллекции

Лариса Медведева с любимыми экспонатами своей коллекции.

Добровольцы – это обычные люди, которых мы видим каждый день. Это школьники, студенты вузов и колледжей, работники организаций и предприятий, простые, обычные люди. От других их отличает только обостренное чувство неравнодушия: умение оказать поддержку, поделиться своими знаниями безвозмездно, посвятить свое свободное время чему-то важному и нужному. Добровольцем можно по праву назвать и Ларису Медведеву.


В гости к ней я поспешила, узнав, что наша героиня хочет организовать  бесплатную выставку фарфоровых статуэток советского периода, которые коллекционирует уже более 20 лет.

Она фельдшер про профессии, работает  в отделении скорой медицинской помощи, каждую смену сталкиваясь с болью и страданием людей, спешит помочь каждому. Зато дома Лариса старается создать свой островок комфорта, красоты и гармонии. Причем, ее вдохновляет не только приготовление пищи, но и дизайн: оформление помещений и ландшафта, создание особой атмосферы в каждой комнате. Родные Ларисы всегда с восторгом воспринимают ее начинания, поддерживают и, как-то незаметно вдохновляются и сами.

— Лариса, расскажи, о своей коллекции,  вход на кухню напоминает музей. Шкаф  — витрину занимают  яркие, восхитительные фарфоровые статуэтки. Смотришь и чувствуешь себя вне времени!

-Да, я увлеченный коллекционер. Советский фарфор – для меня как воспоминание о детстве.  Тогда в каждом доме, квартире старались на видное место поставить что-то особенное. А поскольку фигурки из фарфора были одним из доступных украшений, покупали и использовали их.

Сегодня коллекция Ларисы насчитывает около двухсот фигурок. О каждой она готова рассказывать целую историю.

— Лариса, когда начала собирать, расскажи о своей первой статуэтке.

— Первой фигуркой, давшей старт моей коллекции, был  вот этот жираф. Вернее фигурок изначально было две. Их привезла моя тетя из Красноярска. Тогда я была еще совсем маленькой девочкой, и уже просто не помню, при каких условиях второй жираф разбился. Несколько лет одинокая фигурка простояла на полке. Я повзрослела, поступила учиться. Однажды просто захотелось зайти в комиссионный магазин, посмотреть, а вдруг есть в продаже парный жираф, взамен того, разбитого. Жирафа я так и встретила, зато другие интересные статуэтки захватили мое воображение.

Сама не заметила, как увлеклась. Появилась одна фигурка, потом вторая, третья…

Зато сейчас для моих родных нет вопроса, что мне подарить к любому торжеству, все отлично знают – фарфоровые статуэтки советского периода!

В коллекции Ларисы есть совершенно уникальные фигурки. Вот, к примеру, одна из ее самых любимых называется «Чтение».  Есть парные и одиночные, есть девушки в национальных костюмах и времена года, вот девушка — весна. Большинство статуэток Ломоносовского фарфорового завода, Дулево, Конаково и других.  Каждая статуэтка в точности отражает особенности одежды и даже характера и мимики персонажей.

Коллекционер – счастливый человек. Он все время надеется, что он на пороге открытий, вот-вот найдет что-то новое, пока неизвестное.

— До революции в России выпускали качественный фарфор, но мало отличимый от европейского. Фарфоровое производство уже тогда получило в России большое распространение.

Мне попадалась информация в некоторых справочниках, что в начале XIX века фарфоровое производство было и на Кубани. Правда, пока никто не нашла документального подтверждения этого факта. Не сохранилось ни клейм, ни других атрибутов, которые могли бы подтвердить нам происхождение того или иного предмета быта, а ведь вполне возможно, у кого-то из коренных жителей сохранились местные фарфоровые изделия, просто люди не догадываются об их происхождении, — рассказывает Лариса.

У каждого завода была своя специфика, свой стиль, своя художественная школа и свои мастера. К созданию советского фарфора были привлечены художники, которые являются непревзойденными и сегодня.

Производство советского фарфора, конечно же,  было сильно идеологизировано. На первом плане была тема нового человека – строителя коммунизма, идеи построения коммунистического общества. Более поздний период связан с «оттепелью», там появляются темы Фестиваля молодежи 1957 года – дружба и единство разных народов.

Ну а самой популярной была тема детства. Кстати, обратите внимание: даже при всей очевидной разнице в стилях разных заводов все изделия явственно воплощают движение – если изображен школьник, то он обязательно идет с портфелем, если танцоры, то в ритме пляски…

В послевоенное время, под лозунгом доступности произведений искусства каждой советской семье начали увеличиваться тиражи выпускаемых фарфоровых фигурок. Они, что называется, пошли в народ. В 1970-е годы фарфор уже поселился на сервантах и в книжных шкафах, стало модным дарить фарфоровые фигурки по любым случаям.

Когда моя коллекция только начиналась, к советскому фарфору было прохладное отношение. Фигурки выбрасывали, они разбивались, к ним относились не очень бережно. К сожалению, у фарфоровых фигурок есть особенность – они плохо сохраняются, почти не поддаются восстановлению, и люди от них избавляются. Так со временем постепенно утрачивается целый пласт весьма интересной культуры. К концу 2000 годов многие стали понимать, что все это является ценностью, наследием уходящей эпохи, и пришло осознание необходимости их коллекционирования, появились первые цельные коллекции.

Подобные изделия выпускались когда-то в довольно большом объеме, но  найти и купить сегодня фарфоровые статуэтки СССР не так-то просто. Значительная часть хранится в музеях или же является семейными реликвиями.

Смотришь на них и понимаешь, что за каждой из фигурок есть своя история: вот ее купили или подарили, ее трогали, рассматривая, стирали пыль или давали играть детям, передавали по наследству…

-Знаешь, советский фарфор – это ведь целый мир. Оказывается, столько много выпускалось! Сейчас наиболее редкие, антикварные произведения  советского фарфора стоят в известнейших музеях мира – Лувре,  Эрмитаже,  музее имени Пушкина в Москве. А я будто собственное детство продлила этим увлечением, когда приобретаю что-то новенькое или получаю в подарок, радуюсь, как ребенок.

Отдельную полку Лариса выделила под штофы. Оказывается это тоже вид искусства. Внимание привлекает  фигурный штоф – мужчина в каком-то национальном костюме с крючочками на плечах.

Хозяйка рассказывает, что купила его однажды в Ставрополе   у какой-то бабульки, оказывается, что штоф этот немецкий, но комплект не полный, на плечах  должны располагаться малюсенькие рюмочки.

-Лариса, не могу не спросить о финансовом аспекте твоего увлечения. Ты следишь за стоимостью статуэток на аукционах, отмечаешь, что и  насколько подорожало?

-В какой-то мере. Просто люблю свою коллекцию, мечтаю, что она  пополнится новыми фигурками. Ведь действительно ценными они являются только для антикваров и  увлеченных коллекционеров. Ничего менять или продавать я не собираюсь, думаю, что  мои фарфоровые статуэтки — это уже наша семейная реликвия. А дети, когда статут взрослыми, будут тоже ее пополнять.

Увлечение дочери в полной мере разделила и ее мама Людмила Андреевна Пилюгина. Она еще не обладает  коллекцией, но уже разбирается в некоторых тонкостях. А несколько интересных статуэток украшают ее дом.

Лариса размышляет о том, чтобы организовать бесплатную выставку фарфоровых фигурок, рассказать о каждом своем экспонате: где изготовлен, в какое время. Планирует, что экскурсоводом будет  сама, ведь кто лучше, чем владелец сможет интересно поведать о своей коллекции. Так что увидеть фарфоровый мир красоты и изящества смогут все желающие.

А пока Лариса   изучает специальную литературу, справочные издания, знакомится с историей создания фарфоровых фигурок на каждом заводе.  Каждую свободную минуту она посвящает чтению бумажных и электронных изданий, посвященных советскому фарфору, чтобы наиболее полно  и емко рассказывать о своей коллекции и об этом направлении в искусстве.

Довольно скоро наша героиня  покажет новокубанцам эти изящные произведения, которые  отражают дух и культуру советской эпохи, вызывая теплую ностальгию.

 

Г.Шевелева