album_2_slide_1538380471

По плану образовательного проекта инженерная школа для льготных категорий граждан состоялась экскурсия на армавирский завод «Кубаньжелдормаш».

 В пути пассажиры автобуса прослушали ознакомительную лекцию о становлении и работе железных дорог на Северном Кавказе с экскурсом в историческое прошлое.

И вот ребята на проходной завода, прослушали инструктаж по мерам безопасности. Экскурсовод, инженер А.Ю. Данилов проверил наличие средств защиты у каждого из экскурсантов. Ребята с удовольствием надели на головы защитные шлемы, которые им выдала начальник отдела по ТБ завода, Наталья Юльевна Долгова, и почувствовали себя причастными к рабочему процессу.

Завод имеет вековую историю: вначале прошлого века это были железнодорожные мастерские, на базе которых в далеком 1933 году был основан завод. Менялись названия завода согласно эпохам. Одно осталось неизменным – принадлежность предприятия к железнодорожному хозяйству СССР и Российской Федерации. Экскурсия состоялась в канун славного юбилея. 29 сентября завод «Кубаньжелдормаш» отметил свой 85-летний юбилей.

Учащиеся школ г.Новокубанска посетили заводской мемориальный комплекс, увенчанный орденом Отечественной войны. На мраморных плитах золотом выбиты фамилии 58-ми участников Великой Отечественной войны и 34-х работников завода, погибших на фронтах. Минутой молчания школьники почтили память заводчан, которые своим ратным трудом ковали Великую Победу.

Раскройный цех и цех плазменной резки встретили экскурсантов грохотом «гильотины», которая выдавала заготовки для будущих деталей. Плазменный резак делал заготовки шестерен, причем всем процессом руководил компьютер, сводя к минимуму отходы металла при раскрое. В штамповочном цеху рабочие на станках выполняли холодную обработку заготовок при помощи прессового оборудования с большим механическим усилием. Администрация, технические и экономические службы завода уделяют большое внимание оптимизации расходной части. Одним из приоритетов положительной динамики в этом направлении стало приобретение и установка новой газо-поршневой электростанции, работающей на природном газе. Мощность станции 2мВт. Так как производственные цеха имеют большую энергоемкость, эта станция существенно снизила расходы на изготовление продукции и позволила часть средств направить на частичную модернизацию производственного процесса.

В этом экскурсанты убедились, посетив механический и инструментальный цех, в котором большинство станков  имеет числовое программное управление. По названию фирм можно судить о географии поставщиков, тут и Япония, Корея, Австрия, Германия. Затраты на приобретение передового оборудования сказались на качестве и производительности,  стали экономически обоснованными.

Формовочный и литейный цех располагает различными механизмами и приспособлениями. Из формовочных смесей готовилась опока для разливки металла. Электропечи различного объема под зорким глазом сталеваров плавили чугун, сталь, алюминиевые сплавы. Школьники с интересом вслушивались в пояснения экскурсовода об этом важном технологическом цикле. Заводчане используют внутренние ресурсы, стараются снизить себестоимость продукции, используя отходы токарного производства, раскройного цеха, закупают у предприятий города металлолом. Перед розливом металла сотрудники заводской лаборатории производят отбор проб и после анализа соответствия ГОСТу сталевары получают добро на формовку всевозможных изделий.

В цеху термической обработки деталей, куда поставляются все составляющие и узлы будущего готового изделия, действия рабочих выверены до секунды. Из жерла нагревательной печи достается деталь, погружается в ванны с различными видами масляных эмульсий. А рабочий -термовщик, глядя на часы отсчитывает секунды и минуты закалки. Для каждого изделия она индивидуальная. Пройдя соответствующую закалку термообработкой, срок службы деталей повышается в разы.

Пройдя по технологической цепочке завода, состоящей из заготовок будущей продукции, экскурсанты попали в сборочный цех, где формируется главное детище завода. Основная продукция завода – это железнодорожные домкраты грузоподъемностью от 30 до 240 тонн. Все ответственные элементы и узлы после сборки изделий проверяются службой ОТК (отдел технического контроля) и производится испытательный процесс с двойной нагрузкой на домкраты. В покрасочном цеху металл грунтуется и покрывается защитной краской согласно ГОСТа. Далее домкраты поступают на стандартизацию изделия. Наносятся различные маркировочные надписи согласно паспорту домкрата.

Вторыми по значимости ассортимента готовой продукции числятся порталы для перевозки сборных путевых плетей длиной 25 метров. В последующем порталы незаменимы при монтаже железной дороги путеукладочным поездом. Не счесть индивидуальных штучных заказов для путевого ж/д хозяйства страны. Инженер А.Ю. Данилов с гордостью доложил школьникам, что продукция завода востребована и в России, и за рубежом. Она просто необходима для замены колесных пар при переходе с Российской колеи шириной 1540 мм на европейскую, которая значительно уже.

Прощаясь, учащиеся новокубанских школ, аплодисментами поблагодарили Андрея Юрьевича за содержательный рассказ. Особой изюминкой при прощании были подаренные экскурсантам сувенирные шоколадки с логотипом завода. Старшеклассники так были очарованы работой цехов завода, что выразили готовность после окончания школы пойти учиться в профильное профтехучилище и специалистами прийти работать на флагман отрасли Краснодарского края, армавирский завод «Кубаньжелдормаш».

С. Полевой