Анна Сидельникова: "Стены моего дома украшают картины,которые близки моему сердцу".

Анна Сидельникова: «Стены моего дома украшают картины, которые близки моему сердцу».

Не часто стены наших домов и квартир украшают картины. Чаще это фотографии или репродукции известных полотен. Но если вдруг ваш глаз находит на чьей-то стене настоящую живописную работу, то ваш мир может обогатиться новыми эмоциями.

На стенах в доме жительницы Новокубанска Анны Валерьевны Сидельниковой цветут розы, осыпаются лепестки пышных пионов, алеют грозди калины, а в вазах спеют фиолетовые груши.

— Почти все цветы на  моих картинах из прекрасных садов мамы моего мужа, Ирины Евгеньевны и моего отца Валерия Павловича. Там я черпаю свое вдохновение. А эти удивительные фиолетовые груши растут в саду бабушки Маруси.

Анна Валерьевна за чашкой ароматного чая увлеченно рассказывает о своем творчестве. На кухне стоит мольберт, на подоконнике разложены краски, кисти и специальные металлические лопаточки (мастихины).

— Когда есть время, после работы или в выходной день, под любимую классическую или джазовую музыку, я погружаюсь в творческий процесс и начинаю писать картины. При этом мне очень нравится слушать композиции исполнителей: Беннетта, Уайнхаус, Шаде.  И так не спеша одна работа сменяет другую.

Мой мольберт и краски всегда стоят раскрытыми, чтобы можно было в любой свободный момент заняться творчеством. Конечно, каждый день не удаётся писать, ведь моя основная работа совсем не связана с живописью. Требуют внимания семья и дети. Но я научилась совмещать работу, заботу о семье и любимое дело.

Любовь к искусству с детства

Рисованием Анна Валерьевна увлеклась с детства. Она вспоминает, как отец создавал для этого максимально благоприятные условия. В родительском доме была библиотека с большим количеством книг об искусстве, с иллюстрациями самых разных художников из собраний  Третьяковской галереи, Пушкинского музея.

— Я много времени проводила в изучении этих замечательных работ. Особое восхищение вызывали итальянская живопись эпохи возрождения, такие великие художники, как Микеланджело, Леонардо, Беллини,  русские классики: Серов, Коровин, Бенуа. 

В дальнейшем появился интерес и к французской импрессионисткой живописи: Сезана, Гогена, Дега, Моне, Ренуара, Сислея и многих других художников. Восхищение полотнами этих великих мастеров оказало влияние на меня, привило большую любовь к искусству.

С ранних лет я  посещала художественный кружок, а затем начала обучаться в Художественной школе г.Новокубанска. В дальнейшем мечтала получить профессиональное художественное образование, поступить в Академию искусств и овладеть профессией художника иллюстратора и графика, так как кроме увлечения живописью, я сочиняла сказки, стихи и пыталась иллюстрировать собственные произведения.

Но жизнь сложилась так, что мечты о поступлении в Санкт-Петербургский академический институт живописи им. Репина остались нереализованными. Я получила образование не связанное с изобразительным искусством, стала финансистом, работаю в экономической сфере, с цифрами, документами, отчетами. Тем не менее, желание заниматься творчеством не исчезло.

И этому помог один случай.

Не случайные встречи

— Вскоре после окончания института, я познакомилась с человеком, который  оказал большое влияние на меня и на моё становление как художника – Вячеславом Григорьевичем Кашиным (отцом моей подруги). Он был художником — любителем, писал картины у себя дома. Он не учился живописи, но все свое свободное время писал картины, в том числе на заказ. – Вспоминает Анна Валерьевна. — В тот момент я поняла, чтобы быть художником, тебе не обязательно иметь академическое образование, громкое имя, большую студию, а достаточно  желания  просто взять кисти и начать писать.

Он подарил мне первые масленые краски (небольшой набор с маленькими тюбиками), и замечательную книгу «Копируем шедевры великих художников». Рассказал основные правила, что и как нужно делать, чем разбавлять краски, как натянуть на подрамник холст. И я начала писать картины дома.

Свою первую работу маслом я написала в 20 лет. Это копия с полотна французского живописца Альфреда Сислея. На ней изображена сельская местность Прованса. Она  и сейчас висит на стене в моем доме. Я  храню её как память о начале моего творческого пути.

И я стала писать для себя, для своих самых близких людей. На данном этапе меня всё устраивало, моя мечта приблизилась ко мне настолько, насколько это возможно.

Пока была в декрете с первым ребенком, я написала первые 5-6 картин. Когда вернулась на работу, возможности заниматься творчеством не стало.  Все свободное время уходило на другие необходимые дела. Одну картину могла писать год и два, когда выпадали свободные минутки. Но и здесь все изменилось благодаря общению с увлеченными людьми.

Не всегда мы всего добиваемся сами, одного желания бывает недостаточно, зачастую боимся сделать первый шаг. Многое определяют люди, которые находятся рядом с нами, помогают нам, направляют. В моем случае это наш замечательный кубанский художник,  Геннадий Николаевич Смирнов. Благодаря его наставничеству я стала профессионально заниматься живописью. Он помогал мне, подсказывал, учил, привлекал к участию в краевых, районных выставках, вступила в Товарищество художников Кубани. И я не перестаю говорить ему за это «спасибо».

Также большое влияние на мою профессиональную творческую деятельность оказал художник Геннадий Сергеевич Домнин, председатель творческого Союза художников Армавира. С его подачи я участвовала в совместных выставках с художниками г.Армавира.

Творчество –  не отдых

— Многие привыкли считать, что работа художника, это развлечение или отдых. —  Нет. Это большой труд, который занимает много времени и сил. Одного желания мало. Надо прилагать много усилий, чтобы получилось именно так, как ты это видишь, чтобы было красиво и на картине передавалось то настроение, которое ты задумал. Ведь всегда стараешься вложить в картину частичку своей души, что-то доброе, хорошее.

Художник должен постоянно учиться, пробовать различные приёмы, методы написания. В этом поиске находить то, что ближе тебе. Свои картины я пишу в основном в стиле импрессионизма и реализма. Но изучаю и осваиваю новые техники в живописи, графике. В этом году была выставка моих работ в пастельной технике. Для меня это совершенно новый мир передачи света и цвета, фактуры изображения.

Основные сюжеты моих работ это пейзажи, в том числе и городские, цветы написанные как в абстрактной, так и в реалистичной манере.

Всегда стараешься с особой любовью и теплотой подходить к каждой работе, максимально выкладываешься, чтобы картина была оконченной, целостной, но при этом не стала перегруженной. Где бы она ни находилась, несла частичку красоты и уюта.

Стены моего дома украшают те картины, которые близки моему сердцу, или новые работы готовящиеся к очередной к выставке.

Вот рябина – спонтанно собранный осенний букет в саду у папы. Уже был ноябрь, холодно. Ярко-красная рябина, осенние цветы. Получился яркий букет.

Очень красивая картина «Старый город» создает романтическое настроение. Я  подарила её на юбилей своей сестре.

Мне нравится красота европейских городов. Написала несколько картин с пейзажами Италии и Франции: старые виноградники, гондолы в Венеции, узкие живописные тихие улочки.

Есть у меня в работах и кубанские сюжеты — пейзаж реки Кубань пастелью. Мечтаю выезжать на пленер, особенно весной, чтобы писать природу с натуры. Но такая возможность выпадает не часто.

Как я уже говорила, всё свободное время стараюсь посвящать творческой работе.  Бывает, новые идеи рождаются спонтанно. Могу месяцами вынашивать новые задумки, при этом вдохновение приходит уже во время работы. Одного настроения мало. Нужна большая самоорганизация, самоотдача.

Я работаю в манере импрессионизма, а это создание картины с помощью мазков. Иногда получается написать картину с первого раза, и я довольна результатом. Но чаще, работа претерпевает изменения, чтобы чётко передать задуманный образ и настроение.

Работа должна нести  живую реалистичность, для этого я использую яркие краски и светлые тона.

Много работаю мастихином, это такой специальный инструмент, применяющийся в масляной живописи, чаще всего для смешивания краски. Использование в работе мастихина даёт возможность быстрой передачи мимолетного впечатления, настроения. Или сочетаю кисть и мастихин. Тогда работа получается рельефной и яркой.

Мои картины можно увидеть не только дома, у родных и близких друзей. В последнее время я всё чаще участвую в совместных выставках, они проходят и в нашем городе, и в ближайших районах, в Армавире и Краснодаре. Мои работы опубликованы в каталогах. Один из них издан к юбилею творческого Союза художников России, другой — к выставке «Арт-Кавказ».

При этом включение в каталог «Арт-Кавказ» осуществлялось по результатам международного конкурса, по итогам которого я заняла второе место в категории живопись «Цветы».

Совместимо ли творчество с работой и семьей?

— И все же, как Вы успеваете совмещать творчество с семьей и работой? – поинтересовались мы у Анны Валерьевны.

— Помогает с одной стороны четкая самоорганизация и поддержка семьи, с другой стороны, любовь к живописи. Надо многое успевать. У меня двое детей. Старшая дочь Милена уже студентка. Сын Николай в 5-м классе. Он в этом году пошел в художественную школу, учится у замечательных педагогов. Ему очень нравится рисование. Дома он уже пробует работать маслом и пастелью. У него есть к этому способности. Стараюсь не вмешиваться в процесс обучения, но иногда я ему подсказываю, направляю.

Супруг  Евгений относится к моему творчеству с пониманием. Когда бывают периоды подготовки к выставкам, а они занимают практически все мое свободное время и я должна работать каждый день и все выходные, он максимально старается освободить меня от домашних хлопот.

С течением времени моё хобби перестало быть просто увлечением, позволяющим мне уйти от рутины будних дней.

Моя основная работа очень отличается от творчества. Цифры, документы, сверки, аналитика большого количества информации. Чем бы человек ни занимался, главное иметь в этом определенное развитие, которое всегда положительно сказывается на всех аспектах жизни. Поэтому я думаю, что творчество помогает мне в работе. А работа помогает быть в творчестве более организованной и дисциплинированной.

Ставишь перед собой цель: в определенное время ты должна все оставить, сесть и работать над картиной полтора-два часа, потом вовремя лечь спать, чтобы со свежей головой пойти завтра на работу. Может быть, такая жесткая самоорганизация не для художника, но меня она выручает. По-другому совместить работу и живопись было бы очень сложно.

Союз профессионалов

Новый рубеж в своем творчестве А.В. Сидельникова преодолела в этом году, вступив в  Творческий Союз художников России. Теперь она по праву может считать себя не просто любителем, а профессиональным художником. Для этого Анна Валерьевна получила профессиональное образование в Армавирском педагогическом университете по специальности «графический дизайнер». Это открывает перед ней новые горизонты творческого роста.

— Вступление в творческий Союз художников России – это не только почетно, но и накладывает на тебя определенные обязательства, — продолжает свой рассказ Анна Валерьевна. – Нужно постоянно участвовать в выставках, более активно заниматься живописью.

Участие в выставках – это хороший опыт, который даёт возможность познакомится, и пообщаться с замечательными художниками, и просто интересными людьми увлеченными искусством.

В процессе изучения работ других живописцев, общения с коллегами находишь что-то новое для себя, особенности передачи света и цвета, использования различных техник, приёмов.

Художники — люди открытые, настроенные позитивно, готовые делиться своими секретами и советами. Они стараются предать свой накопленный опыт и профессионализм.

Следующий этап моей творческой жизни – это создание в новом году персональной выставки, над работой к которой я уже приступила, её девизом станут слова французской писательницы А. Дюпен – «Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота».

Беседовал С. Шептун