На протяжении жизни многих поколений войны на Руси были частым явлением, поэтому каждый мужчина должен был владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста, дети с помощью разнообразных игр приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Подрастая, они от игр переходили к настоящим поединкам, известным, как «кулачные бои». И сейчас хранятся в памяти народной и в разговорах упоминаются  существовавшие негласные, но строго исполняемые правила: «лежачего не бьют», «до первой крови».

А к воспоминаниям этим подтолкнули меня заполнившие просторы Интернета видеоматериалы, зафиксировавшие случаи конфликтов между детьми и подростками, зачастую перерастающие в жесточайшие кулачные бои не только между мальчиками, но и между девочками. Причем не редкость, когда съемку ведут сами участники драк, проходящих без правил и жалости. Но больше всего поражает продолжение этих историй, когда к выяснению причин приступают правоохранительные органы, и звучит  примерно такая формулировка: «Слово за слово – и понеслось…»

То есть, совсем не обязательно, чтобы это был результат давней вражды или конфликта интересов.

Нынешняя молодежь – уже четвертое поколение, взрослеющее в мирное время, не видящее военных лишений и невзгод. Где же искать корни детской жестокости и агрессии? Поговорим на эту тему с заместителем директора по воспитательной работе школы № 3 Инной Викторовной Галкиной.

— Инна Викторовна, в школе №3 более полутысячи учеников. В таком большом детском коллективе хорошо и четко видны все имеющиеся проблемы детей и подростков школьного возраста.  В чем причины детской жестокости?

— Школьный период – это время становления личности и характера. Очень важно четко разграничить причины нетолерантного поведения детей, чтобы правильно выстроить дальнейший корректирующий воспитательный процесс. Необходим индивидуальный подход  при рассмотрении и обсуждении каждого случая, когда было замечено жестокое поведение ребенка.

Дети не всегда дифференцируют добро и зло, особенно в младшем школьном возрасте. Этому их нужно учить. Ребенок всегда перенимает неудачную модель поведения в семье. Если в доме нередки скандалы и ссоры, нецензурная ругань, агрессия по отношению к членам семьи, на подсознание ребенка это накладывает отпечаток. И в сложных ситуациях вне дома он может повести себя аналогично, беря за модель поведения действия взрослых членов семьи. Ведь в этом случае он просто не может вести себя по-другому, потому что не знает, как выходить из конфликта.

Еще одной причиной можно назвать опять же ситуацию в семье, а именно — жестокость по отношению к ребенку. Частые наказания за малейшую провинность, побои, унижения со стороны взрослых провоцируют у него формирование аналогичного поведения по отношению к сверстникам. Здесь я хочу сделать небольшое отступление от темы. В случае выявления кем бы то ни было – соседями, педагогами, родственниками, фактов жестокого отношения в семье к ребенку, обязательно необходимо сообщать в органы ОМВД. Раннее выявление семейного насилия позволить пресечь порочную практику, сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

Среди частых причин детской жестокости можно назвать  отсутствие умения контролировать эмоции, и выраженную у детей экспрессивную форму порицания человеческих недостатков. Это связано с небольшим жизненным опытом и опять же семейной формой поведения. Не зря же в давние времена сложилась народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

— Инна Викторовна, перечисленные Вами причины актуальны во все времена. А есть ли какие-то особенности, обусловленные именно нынешними условиями жизни?

— Несомненно, стремительно меняющийся мир накладывает свой отпечаток на поведение детей. И сейчас психологи все чаще бьют тревогу, потому что в наши дни явно прослеживается изменение мотиваций, провоцирующих детскую агрессию и жестокость. Дети, не раздумывая, пускают в ход кулаки, да еще и снимают все это на видео, представляя себя героями видеороликов, заполнивших Интернет.

Современные дети проводят массу времени во «всемирной паутине», где нередко встречают ролики о жестокости, драках, насилии. Если у ребенка на тот момент не сформированы принципы «Что такое хорошо, что такое плохо», он руководствуется принципом «Я не хуже!» и создает подобные ролики, выкладывая в открытом доступе. В этот момент он даже не задумывается, что таким образом провоцирует жестокость у других и поддерживает волну насилия. Поэтому родительский контроль за тем, что черпает ребенок из Интернета, просто необходим.

— Как же вести себя взрослым при проявлении детской жестокости? Что делать родителям, педагогам, чтобы подобного не повторилось?

— Конечно, нельзя поощрять такое поведение и даже просто делать вид, что ничего страшного не произошло. Всем взрослым в окружении ребенка необходимо как можно чаще говорить с ним на волнующие темы. Объяснять, что делать можно, а что нельзя, что хорошо и что плохо. Важно не навязывать свою точку зрения нравоучениями, а аргументированно воспитывать в подрастающем человеке такие качества, как сострадание, жалость, доброту, приводя положительные примеры из жизни. Полезно опираться и на народную мудрость. Ведь даже наши сказки пропитаны глубокой моралью. Не достаточно один раз прочитать ребенку книжку, нужно периодически ее анализировать, проводить аналогии поведения сказочных персонажей с жизненными ситуациями.

— А что делать, если явно видно, что проблема не решена и конфликт назрел? Как должен себя вести обеспокоенный родитель?

— Главное — не самоустраняться! Обязательно показать ребенку, что ему хотят помочь. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что вы хотите сказать. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства никого из участников конфликта. Скажите своему ребенку, что вы чувствуете по поводу конфликтной ситуации. Обязательно говорите о том, что чувствуете именно вы: «Я обеспокоена». «Я расстроена». Укажите на варианты возможных последствий, которые вы видите.

Не стесняйтесь признать свои затруднения в решении проблем ребенка, переложите ответственность за его поступки на него самого. Можно сказать так: «Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя – ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь». Предлагайте своему ребенку помощь, если он показывает вам, что нуждается в ней и готов ее получить.  Обязательно говорите своему ребенку, что вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

— Родители, заинтересованные в том, чтобы помочь своему ребенку вырасти самостоятельным и самодостаточным, обязательно воспользуются вашими советами. А какая работа ведется в школах? Педагоги ориентированы только на школьников или родители тоже являются объектом профилактической деятельности?

— Детские образовательные учреждения  постоянно проводят профилактическую работу со своей стороны и не только со школьниками. Ведь никто лучше мамы и папы не повлияет на детскую душу. В школе активно функционирует «Школьная служба медиации», созданная именно для разрешения различных конфликтов. Технология ее работы основана на урегулировании споров с участием третьей – незаинтересованной стороны. Например, очень хорошие результаты показала практика привлечения к разговору учеников старших классов, пользующихся в школе популярностью благодаря своим успехам и достижениям.

«Школьная служба медиации» ставит пред собой цели распространять в среде учащихся, родителей и школьных педагогов  цивилизованные формы разрешения любых конфликтов. Оказывает помощь в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной медиации. Предотвратить проблему всегда легче, чем решать ее в глубинной и застарелой фазе.  Служба медиации внедряет некарательное реагирование на конфликты, проступки, противоправное поведение  и правонарушения несовершеннолетних. Медиатор в школе руководствуется нормативными актами действующего законодательства различных уровней, соблюдает принципы проведения процедуры медиации — добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость.

Воспитание ребенка – это тяжелейший труд! И какую бы работу не проводили в школе, то какого человека мы выпустим во взрослую жизнь, больше зависит от семьи, от вдумчивого подхода родителей к важнейшему процессу воспитания. Важно понимать, что обеспечить новым гаджетом и модной одеждой свое дитя – не главная обязанность родителей. От них  зависит доброго, отзывчивого, сострадательного или циничного и озлобленного индивида получит наше общество в ближайшем будущем. Только вниманием, любовью и терпением всех участников воспитательного процесса можно взрастить достойного человека.

— Спасибо, Инна Викторовна, за подробный обзор актуальной проблемы. Успехов вам в вашем нелегком труде.

Беседу провела Е. Панкратьева