Педагог школы № 31 Светлана Владимировна Грицай преподает в своей школе не только такие предметы, как география, кубановедение и обществознание. По выходным дням она спешит в православный храм, где поет на хоре и ведет воскресную школу для воспитанников коррекционной школы интерната и детей прихожан.

Педагог и психолог школы № 31 Светлана Владимировна Грицай преподает в своей школе не только такие предметы, как география, кубановедение и обществознание.

В свое время она была среди первых учителей, кто стал преподавать в образовательных учреждениях основы православной культуры. Сейчас к этому предмету добавились основы религиозных культур и  светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России. А по выходным дням Светлана Владимировна спешит в православный храм, где поет на хоре и ведет воскресную школу для воспитанников коррекционной школы интерната и детей прихожан.

— Когда я начинала вести в 2002 году основы православной культуры, наши школы были пилотными в преподавании этого предмета, — вспоминает С.В. Грицай. — Тогда это был кружок, и в него не было отбоя от желающих. Детям было интересно слушать о Православии, они активно участвовали в конкурсах.

Сейчас все хотят изучать математику, английский, шахматы… Эти кружки, конечно, в приоритете. С одной стороны эти знания необходимы детям, но меня такая ситуация тревожит и расстраивает. Я говорю: «Дети, математика и шахматы это хорошо, но духовная православная культура это же основа нашего народа».

Потому что детям все это необходимо в жизни, знать духовные основы, понятие о нравственности, понимать добро и зло.

Сейчас преподавание основ православной культуры в школах сводится чисто к внешним атрибутам: сделать красивую постановку на Рождество и Пасху, поучаствовать в олимпиадах и конкурсах. И обязательно, чтобы были первые или призовые места. И достаточно. То есть получается чисто такой внешний антураж. Люди не понимают смысла этого предмета, что он дает основы духовной и нравственной жизни для детей.

Конечно, мы проводим все праздники и конкурсы. Но я стараюсь на уроках больше разговаривать с детьми о нравственных вопросах, добре и зле, обсуждать эти темы. Особенно ученикам нравятся рассказы о притчах, когда раскрываешь их духовный смысл, изучать жития святых, смотреть поучительные православные мультфильмы и фильмы, которых сейчас много.

Дети сейчас отвыкли разговаривать, выражать свои мысли. На уроках просто  не хватает времени, выслушать каждого ученика, учебная программа очень насыщенная. Проверка знаний часто сводится к письменному опросу, тесту. А на кружке по основам православной культуры есть возможность поговорить с детьми на темы, важные для жизни, вывести их на откровенный разговор, услышать их.

В четвертом классе на уроке по основам религиозных культур и светской этике по программе мы учим молитву «Отче наш». Ведь по русской православной  традиции каждое доброе дело начинается с молитвы.  И дети с удовольствием  дома учат эту молитву вместе с родителями, а потом по очереди читают молитву в классе.

Почему-то некоторые люди, далекие от церкви считают, что в храм ходят только большие грешники. Существует такой ложный стыд.  Бывало, что и мне задавали вопрос: «Почему вы ходите в храм, что вы такое совершили, не можете отмолить свой грех?». Объясняешь, что люди ходят в храм не только замаливать свои грехи, но просто, потому что они верят в Бога, живут этим.

Хочется, чтобы люди понимали, если мы будем жить по заповедям, будем с Богом, то все у нас будет складываться как нужно.

Отогревать детские сердца

У нас в воскресной школе преимущественно занимаются воспитанники коррекционной школы интерната. Им очень нравится приходить в храм, здесь им интересно. Для них мы накрываем сладкий стол.

У многих из этих детей очень тяжелая судьба, трудные условия жизни дома. Бывает с ними тяжело разговаривать о маме, о папе, о добре, справедливости. Они не верят людям, не верят добру.

Когда мы только начинали проводить такие занятия, ко мне приводили  всю группу воспитанников школы-интерната, которые не уезжали домой на выходные. И среди детей были такие, кто очень не хотел даже в храм заходить.

А сейчас они прямо ждут наших занятий. Бывает, что по работе у меня не получается проводить занятия в субботу, могу быть на выезде, на олимпиаде, и для моих учеников это уже как трагедия. Мне тогда звонят преподаватели из интерната и спрашивают: «Может, вы попозже сможете провести занятие, дети ждут». Я стараюсь не пропускать эти уроки.

Детям из обычных семей в школе бывает сложнее раскрывать некоторые темы, нежели воспитанникам коррекционной школы. Эти дети все лучше воспринимают, больше принимают на веру, слушают с открытыми глазами.

Они по-разному воспринимают наши уроки. Кто-то сидит замкнутый, как ежик, у кого-то на глазах появляются слезы, они близко к сердцу воспринимают сказанное, кто-то начинает активно спорить.

Очень трудно проводить с ними беседы ко дню матери. Многие обижены на своих родителей. Не все хотели, чтобы их мам приглашали на этот праздник.  Некоторые ребята не хотели делать поздравительную открытку для мамы. Рассказывают жуткие истории, как их обижали, многие обвиняют родителей, что из-за них они оказались в этой спецшколе. Дети плачут, я вместе с ними.

Но мы говорим о маме, разбираем заповедь о почитании родителей. Объясняю, что да, мама бывает духовно больна, к ней нужно относиться снисходительно, как к больному человеку. Нужно больного жалеть, помочь ему справиться с душевным недугом…

Не скажу, что все получается идеально, но после занятий они выходят с сознанием, что надо делать хорошие поступки. Мы ведем тетрадки, где дети записывают хорошие и плохие дела. Дети анализируют свои поступки, стараются исправиться. Они приносят мне эти тетради, показывают, сколько у них за неделю было плюсов и минусов. Они очень честные. И ждут день занятий, чтобы показать свои тетради, поделиться своими переживаниями, поговорить.

Слово Божье, слово добра доходит до детских сердец. У них у всех добрые сердечки, несмотря на трудные судьбы. Они отходчивые. Если вдруг в школе среди детей происходят какие-то то конфликты, то меня преподаватели даже просят поговорить с детьми на те или иные темы.

Рождество встречаем вместе, ждем гостей

Праздник Рождества в храме мы готовим вместе с моей коллегой по преподаванию основ православной культуры из школы № 11 Валентиной Михайловной Емельяненко.  У себя в школе она с учениками готовит рождественскую постановку, которую показывает в храме.

Священник объявляет в храме, что у  нас к Рождеству готовится утренник, проводится конкурс рисунков и чтецов. Дочери батюшки занимаются в музыкальной школе, они помогают нам разучивать песнопения и колядки.

Я распечатываю много стихов о Рождестве и раздаю детям, чтобы они учили их к празднику. Рисуем рождественские рисунки. Каждый делает свою часть работы.

А потом на Рождество мы в храме наряжаем елку, ставим вертеп и проводим большой праздник. На Рождество служба проходит у нас ночью, а детский праздник мы проводим утром. Дети приходят с родителями, бабушками, дедушками, родственниками.

Родители готовят костюмы ангелов, волхвов, пастухов, мастерят красивую звезду. Дети стараются выучить стихи, чтобы прочитать их с выражением. Некоторые учат сразу несколько произведений.

Особенно много принимает участие в празднике детей из казачьих классов. У них Православие преподается в обязательном порядке.

Вначале у нас проходит рождественское представление. Потом конкурс чтецов, на котором все желающие дети рассказывают стихи. Все очень стараются. Завершается праздник концертом. Мы поем рождественские песнопения и колядки.

В завершение батюшка вручает всем детям подарки. Подарков всегда много. Мы их делаем больше, чем выступающих. Прихожане жертвуют для этого сладости или деньги, также помогают наши предприниматели.

В нашей станице есть традиция ходить рождествовать в рождественский сочельник. Я помню, как 10-15 лет назад многие дети рождествовали. Потом был такой момент, казалось, эта традиция стала угасать.

Сейчас же вновь замечаю, что больше детей ходит рождествовать. Мы же в школе на уроках кубановедения, кружках ОПК  изучаем историю Рождества, традиции рождествования, разучиваем колядки. Я объясняю, что это пожелание добра, счастья, хорошего урожая в новом году, чествование хозяев. И то, что хозяева дома одаривают рождествовальщиков конфетами и другими подарками, это же хорошо.

Причем сейчас детвора стала более ответственно относиться к этой традиции. Они одеваются в костюмы, делают красивую рождественскую звезду. И не просто приходят и просят их одарить подарками, но, как положено, поют рождественский тропарь, колядки, читают стихи. Очень интересно получается.

Жители станицы делятся друг с другом, спрашивают, приходили ли к ним рождествовальщики. Моя мама живет на другом краю станицы и всегда говорит, что на Рождество много приходит детей с поздравлением. Очень радостно, что эта традиция жива.

Записал С.Шептун