Всем нам с детства известна сказка о Снежной королеве датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Это произведение говорит о христианской любви и верности, силе духа, борьбе добра со злом. Правда, в советское время из этого популярного произведения цензурой были полностью вырезаны все слова, говорящие о христианстве.

Настоятель Свято-Скорбященского храма ст. Бесскорбной, кандидат философских наук, священник Павел Калинин рассказал в своей книге о том, каким христианским добродетелям учит эта сказка. Мы предлагаем вашему вниманию выдержки из этого повествования:

Сказки Андерсена словно предназначены для семейного чтения, для изучения в воскресной школе. Подтверждение этому – слова самого сказочника: «Хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» Этому способствует и сама манера авторского повествования. По собственному признанию Андерсена, он писал свои сказки так, как рассказал бы их ребенку. Автор постоянно уточняет тот или иной момент, разъясняет, комментирует, отстаивает свою точку зрения. Одним словом, является активным участником процесса коллективного прочтения сказки.

В своей сказке «Снежная королева» писатель показал, как борется диавол с Богом в душе человека? Попытаемся представить это, заглянув ещё раз в каждую из частей этого произведения.

 

Зеркало и его осколки

 

Зеркало «злющего-презлющего» тролля, который был «сам дьявол» это ложь, клевета, ибо он всё преподносит в лживых образах. Когда дьявол и его «ученики» дерзнули «добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом», то есть стали клеветать на Бога, представляя Его людям в лживых образах, Бог выбил зеркало из их лап, и оно упало «на землю и разбилось».

 

То, что Бог выбил из лап дьявола его лживое зеркало, напоминает о вочеловечении Бога Сына, даровавшего людям истину. Ибо Иисус Христос есть Истина (Ин. 14:6) и Солнце Правды (Мал. 4:2). Он просветил людей истинным знанием о Боге и об Ангелах, и о людях, и о Домостроительстве Божием. В свете истины Христовой теперь нет той полностью искажённой картины бытия на земле, какая была в языческие времена, и которая в сказке  представляется в целостном зеркале дьявола.

 

Но зло не так легко искоренить в человеке, который живет мирской жизнью, потому и разбитое зеркало продолжало приносить вред. По всей земле стали разлетаться «осколки»  дьявольского зеркала различные лжеучения, лживые философии, светское безбожие и т.д. Некоторые люди принимают эти лжеучения в сердце и видят всё в лживом свете это и означает, что в их глаза и сердце попали осколки этого кривого зеркала. К таким потерявшим истину людям можно отнести слова Иисуса Христа: «Ваш отец  дьявол, когда говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Мальчик и девочка

 

Мальчик Кай есть символ человеческого сердца и вообще всего человека. Девочка Герда же напоминает нам о любви к Богу. Розы – символическое отображение Божественной любви. Об этих образах мы и будем говорить.

 

Через образы мальчика Кая (духовного сердца человеческого), и девочки Герды (любви к Богу) можно рассмотреть сложный духовный путь христианских исканий. То, что они жили рядом, напоминает о том, что любовь к Богу соприкасается с сердцем человека. Розовые кусты, что сплетаются вместе и соединяют оба дома, отображают Божественную любовь, которая процветает от этого соприкосновения. Дети жили на верхних этажах домов, и это означает, что человек в своей любви к Богу устремлен ввысь и оторван от земного («о небесном помышляйте, а не земном» (Кол. 3:2)).

 

В сказке говорится о том, что «в большом городе» людям трудно найти «хоть маленькое местечко для садика». Этот «большой город» есть отражение нашей мирской суетной жизни, полной соблазнов, и среди них человеку трудно найти время, чтобы оградить в своём сердце место для Бога, для «маленького садика», в котором произрастают добродетели Божии. Но и в больших городах есть люди, способные преодолеть мирскую суету и стремиться на деле жить с Богом, отдавая Ему лучшее место в своём сердце.

Зима в сказке сменяла лето, что образно напоминает не только о светлых и печальных периодах человеческой жизни, но и о непостоянстве самого человека, ибо каждый из нас периодически то воспламеняется, то охлаждается духом. Времена года передают и жизнь человека, наполненную радостью любви к Богу или погруженную в одиночество и отчаяние: так в сказке с наступлением суровой зимы дети реже ходили друг к другу, и этот путь – путь Божественной любви к человеческому сердцу – был дольше и тяжелее.

Православие тоже имеет свою символику, связанную с временами года. Неслучайно ведь Иисус Христос – Солнце Правды – родился на земле в самое тёмное и холодное время, зимой, и Своим Светом прогнал духовную тьму, а своим телом растопил духовный снег и лёд. Весной Иисус Христос Воскрес, одержал победу над смертью и даровал эту победу людям. Весной всё на земле оживает, расцветает. В начале лета Иисус Христос вознёсся на небо для того, чтобы и люди следом за Ним восходили на небо. Иисус Христос – Бог-Сын – проложил людям путь к Триединому Богу – Отцу и Сыну и Святому Духу, поэтому вскоре после праздника Вознесения, летом, в пятидесятый день от дня Воскресения Иисуса Христа, мы отмечаем праздник Троицы. В этот день Дух Святой сошел на людей (Деян. 2:1-4) и сделал их причастниками Божественного Естества (2 Пет. 1:4). Триединый Бог как Триединое Солнце, потому и отмечается этот праздник в самые солнечные самые длинные и самые теплые дни года. Дни Праздника Троицы и есть Лето Господне благоприятное (Исайя. 61:2).

И в сказке весной начинают зеленеть цветочные ящики, а все лето цветут и благоухают розы, которые, как казалось детям, должны цвести вечно. Герда научила Кая псалму, и дети пели вместе, сидя около цветущих роз: «Розы цветут… красота, красота. Скоро узрим мы Младенца Христа». Так сердце, обретшее любовь к Богу, поет, ощущая Божественную любовь, как в сказке поют дети, взявшись за руки и целуя розы, глядя на ясное солнышко, символизирующее Иисуса Христа – Солнце Правды) и разговаривая с ним – «им чудилось, что с него глядел на них Сам Младенец Христос».

Но вот человек увлёкся мирским: когда «Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками – зверями и птицами», его вдруг «кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!» Видимо, Кай начал изучать животный мир, оторвав мысль от Бога – своего Первообраза, поэтому осколки дьявольского зеркала поразили те части его тела, которые связаны с чувствами, восприятием и разумом. Мальчик тут же возненавидел Герду – любовь к Богу, вырвал три розы, которые символизировали любовь Триединого Творца, и убежал от Герды к себе.

 

Здесь уместно привести рассказ ротмистра, который ежегодно посещал Серафима Саровского: «В 1829 году летом поехал я с женою и детьми в Саров. Дорогою жена моя, видя, что старший сын наш, которому было 10 лет от роду, занимается исключительно чтением священных книг, не обращая никакого внимания на окружающее, начала жаловаться, что дети наши слишком уж привязаны к одним только священным книгам, и что они вовсе не заботятся о своих уроках и науках и прочем необходимом в свете (мире). По прибытии в Саров мы немедленно пошли к Серафиму Саровскому и были им приняты очень ласково. Благословляя меня, он сказал, чтобы мы пробыли здесь три дня. Благословляя жену мою, произнёс: «Не торопись детей учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу их прежде, а прочее приложится им потом». Благословляя обоих детей наших, удостоил назвать старшего сокровищем своим».

Что же случается, когда человек отвергает любовь к Богу, выбрасывает ее из своего сердца? Когда Кай отверг Герду, его стала одолевать Снежная королева, в образе которой мы видим гордыню и самолюбие, ведь уже в первую встречу с ледяной повелительницей мальчик увидел, что ее «глаза… сверкали, как звезды», однако «в них не было ни теплоты, ни кротости».

 

Кай сам привязал свои санки к большим саням королевы, и она увезла его от всех, хоть это его и пугало. Кай попытался остановить Снежную королеву, но своих сил у него на это не хватило. Мальчик «хотел прочесть “Отче наш”, но в уме у него вертелась одна таблица умножения».

 

Снежная королева поцеловала Кая, после чего его сердце заледенело, и он забыл про всех, кроме себя и своей властительницы. «Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством», то есть теперь самолюбие не пугало его своим леденящим высокомерием, а притягивало неприступностью и самообожествлением.

Кай стал рассказывать Снежной королеве, как много он знает: «все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей…». Он хвастался, считая себя очень умным, умнее всех, то есть гордился, не понимая, что ещё многого не знает. Снежная королева «только улыбалась в ответ» – это означает, что Кай был очень доволен собою, своими знаниями. Но, когда он высказал всё, то вдруг обнаружил, что знает не всё о материальном мире, и устремил свой взор в «бесконечное» воздушное пространство, желая узнать всё о вселенной и заполнить свой ум и сердце этими бесполезными для него знаниями. «В тот же миг Снежная королева (гордость) взвилась вместе с Каем на темное свинцовое облако, и они понеслись вперёд».

Мирские знания здесь уподобляются свинцовому облаку, которое Кай видел в призрачном, обманчивом свете месяца, принимая его за истинный свет познания. И теперь днём Кай просто «спал у ног Снежной королевы», то есть будучи рабом своей страсти – гордыни, духовно спал у ее подножия и уже не видел всепросвещающего солнечного света. А в «долгую-долгую зимнюю ночь», отображающую духовную слепоту человека, Кай бодрствовал, глядя на ясный месяц.

 

Цветник женщины, умевшей колдовать

Когда Кай отверг любовь к Богу, когда он отвернулся от Герды и переселился к Снежной королеве, тогда Герда стала искать Кая, как всепрощающая любовь Божия не оставляет надежды на духовное воскрешение человека. Герда отправилась в далекий путь.

 

Сначала девочка по речке приплыла в цветочный сад, который мы уподобим саду искушений, где росло множество различных цветов, каждый из которых может символизировать какой-либо вид любви.

 

По рассказам цветов, бывших в саду, можно сделать вывод, какую любовь являл каждый из них: огненная лилия означала страстную прелюбодейную любовь, вьюнок – мирскую влюбленность, нарцисс – самовлюбленность. Нарцисс, очевидно, был цветком Снежной королевы, противником розы и Герды: поэтому он хлестнет Герду по ногам, пытаясь остановить её, когда она позже решит бежать из сада.

 

Старуха-колдунья, которая жила в этом саду, означает для нас мир сей. С древних времён он предлагает людям различные виды мирской любви, через которые «князь мира сего» пытается отвлечь мысли и сердца людей от Бога, чтобы они полюбили то вместо Бога. В сказке Андерсена колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду».

 

Но и в миру встречается любовь к Богу, как и в полном соблазнительных цветов саду колдуньи были розы: как ни старается дьявол, он может только обмануть, скрыть от человека, но не в состоянии уничтожить истину. Так и колдунья спрятала розы от взора Герды вглубь земли. Она очаровала девочку при помощи нехитрых вещей: разрешила ей вволю есть спелые вишни, расчёсывала её локоны золотым гребешком, тем самым пробудив в ней любовь к земному. «Сделав своё дело, старушка повела Герду в цветник… Герда прыгала от радости и играла среди цветов… Так прошло много дней».

 

И мы, к сожалению, часто проводим долгие дни нашей жизни в очаровании земными благами, подменяя высшую любовь более низкой. Апостол Любви Божией сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанн 2:15). На прельщение миром и было направлено искушение Герды.

 

И вот однажды, рассматривая соломенную шляпу старухи, расписанную цветами, Герда увидела розу, которую забыла стереть колдунья, потому что ей, как и ее темному повелителю, в отличие от Бога, не доступно всезнание. Герда вспомнила о розах на их балконе и побежала искать эти цветы в саду. Не найдя их, она стала плакать, и как только её слёзы упали на землю, то на том же месте сразу выросли розы, символизирующие Божественную любовь. Герда вспомнила, что она на самом деле есть любовь к Богу, и что она ищет Кая – сердце человека.

 

Сказка показывает нам, что красоты мира сего не могут насильно удерживать любовь к Богу. И вот «Герда дёрнула ржавый засов, он подался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге! Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею».

 

Когда Герда «устала, присела на камень и огляделась кругом: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень, а в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времён года, этого не было заметно!» Не так ли и многие люди, привязываясь к земному, не замечают, как приходит осень их жизни. И стоя на пороге вечности, когда «серым, унылым» кажется «весь белый свет», не все оказываются готовыми к тому, чтобы любовь к Богу коснулась их сердца, и привела их душу в мир и покой с Господом.

 

Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом

Во дворце Снежной королевы «посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».

Ледяное озеро-зеркало символ самодовольства: смотрясь в это зеркало, Снежная королева (себялюбие) считала себя и это зеркало (свои мысли о себе) самыми лучшим в мире.

Когда Герда (любовь к Богу) нашла Кая (сердце человека), он уже «совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого…». Мы помним, что и сатана прежде был светлым ангелом. А когда он возомнил себя богом, залюбовался собою, впустил самолюбие в себя, то оно стало царствовать в нём и сделало его чёрным ангелом – сатаною.

Кай был занят игрой под названием «ледяная игра разума», в которой нужно было составлять из льдинок разные слова. Многие слова удавались Каю, как и человеку оказываются подвластными многие научные достижения, а потому он мнит себя всесильным. Но как человеческому разуму без Божественного откровения недоступно познание мироздания, так и мальчику не давалось самое желанное слово: в состоянии духовного помрачения Кай пытался изобразить слово «вечность», которое подтвердило бы его духовную независимость и богоподобность. Но Кай так и не сумел составить из льдин этого слова: порабощённый самолюбием и гордыней человек не может обрести вечность, которая свойственна Богу и даруется Его Божественной любовью только любящим Господа.

 

Входя в ворота чертогов Снежной королевы, Герда прочла вечерние молитвы. Упоминание этих молитв указывает на то, что дворец Снежной королевы – это обиталище ночи.

 

Кроме того, любовь к Богу подсказывает нам, что во всех наших добрых делах мы должны просить у Господа помощи, и Он поможет нам сделать то, что собственными силами мы сделать не можем.

 

Увидев Кая, Герда «бросилась ему на шею, крепко обняла его» и, ощутив его холод, заплакала. Её слёзы проникли в сердце Кая и расплавили осколок зеркала дьявола. Напоминая Каю об Иисусе Христе, Герда запела:

 

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы Младенца Христа.

Вспомнив об Иисусе Христе и ощутив любовь к Нему, Кай залился покаянными слезами, и второй осколок зеркала вытек у него из глаза. Посмотрев на Герду и узнав её, Кай крепко прижался к ней, то есть открыл своё сердце для любви к Богу.

«Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами» (на них отобразилась Божественная любовь), «поцеловала его в глаза, и они заблистали, как её глаза» (то есть его глаза заблестели любовью к Богу, к которому он устремил свои глаза); «поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым». Эти действия Герды напоминают православное  таинство Миропомазания, когда священник крестообразно помазывает святым миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь (сердце), руки, ноги человека и говорит при этом: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И в это время в человека входит Благодать Духа Святого и оживляет и укрепляет его душу, и делает её светлой, блистающей, здоровой, сильной. Один из даров, которые Дух Святой дарует человеку, самый ценный дар – это любовь Божия (Рим. 5:5).

То, что не Кай составил слово «вечность», а льдины сами собой сложились и образовали это слово, означает, что, пустив любовь к Богу в своё сердце, он  изгнал из него самолюбие и стал на путь богоуподобления, ведущий к вечной жизни.

В то время, когда Кай, приняв Герду, как принимает человеческое сердце любовь к Богу, освободился от Снежной королевы, тогда же и маленькая разбойница – ум человеческий – при помощи Божией, богомыслием и истиной освободилась от неуёмного горделивого самомнения – девочка убежала от атаманши разбойников: «Из леса навстречу путникам выехала верхом на великолепной лошади молодая девушка в ярко-красной шапочке и с пистолетом за поясом. Герда сразу узнала и лошадь – она была когда-то впряжена в золотую карету – и девушку. Это была маленькая разбойница; ей наскучило жить дома, и она захотела побывать на севере, а если там не понравится – и в других местах. Она тоже узнала Герду. Вот была радость!»

 

Маленькая разбойница ехала верхом на царской (церковной) лошади, что определённо означает: её ум стал наставляться христианским учением и ищет Евангельского пути. А то, что маленькая разбойница ехала из леса, показывает, что ум, благодаря Евангельскому учению, перестал плутать в мрачном лесу заблуждений и выехал навстречу сердцу, в котором уже пребывала любовь к Богу.

 

Красный цвет в христианской иконографии символизирует пламенную ревность, решимость сражаться вплоть до мученичества. Маленькая разбойница на голове имела красную шапочку, а за поясом пистолет. Это указывает на ревность ума и на его решимость сражаться против всех мысленных врагов до победы.

 

Маленькая разбойница, Герда и Кай – ум, любовь к Богу и сердце – обрадовались тому, что встретились вместе. И маленькая разбойница пообещала навестить Кая и Герду, «если когда-нибудь заедет в их город». Так и в жизни ум человека, действительно, не всегда проникает в сердце, а всё время где-то путешествует. И только самые ревностные христиане со временем приучают свой ум неотходно пребывать в сердце и там непрестанно молиться Богу с любовью.

 

По дороге, которой шли Кай и Герда, «расцветали весенние цветы, зеленела травка», ибо благодать Божия, пребывающая в любящем Бога сердце и струящаяся из него, благотворно действует на всё вокруг и оживляет всё.

 

«Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного городка». Этот звон напоминает о Царстве Божием, проповеданном в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6:33); «ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21), то есть, когда Бог живёт и царствует в сердце, тогда сердце становится Царством Божиим.

 

«Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко». Открытое окно – это открытое для Бога сердце, в которое заглядывают живые розы (Божественная любовь). Кай и Герда «заметили, что успели за это время сделаться взрослыми людьми», однако они сели на свои детские стульчики «и взяли друг друга за руки». Бабушка, образ которой означает церковное предание, озарялась солнечными лучами, то есть Божественным Светом, и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

 

«Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа».

Какой смысл стал им доступен, когда они услышали Евангельские слова Иисуса Христа о том, что в любом телесном возрасте они должны быть как дети? Тот, что душою надо оставаться детьми и не просто детьми, а детьми Божиими.

 

«Так сидели они рядышком, оба уже взрослые телом, но дети сердцем и душою, а на дворе было тепло, благодатное лето!» Для героев и в их душах наступило благодатное Лето Господне, согревающее и просвещающее человека!