Нина Павловна Гончаренко, вглядываясь в свою фотографию почти 70-летней давности, когда она была выпускницей отличницей Кропоткинского педагогического училища, не задумываясь, говорит: «Если б жизнь начать сначала, я бы так же прожила».

Много трудностей выпало на плечи детей войны. Они пережили это тяжелое военное и послевоенное время, испытали нужду и голод, утрату близких. Но в горниле этих испытаний получили крепкую жизненную закалку, непреодолимое стремление к жизни, знаниям, лучшему будущему.

К числу этих людей относится и ветеран педагогического труда преподаватель русского языка и литературы Нина Павловна Гончаренко, которая отмечает сегодня 85-летний юбилей.

«Учителькой»  назвали с детства

Сейчас за плечами Нины Павловны почти 45-летний педагогический стаж, огромное количество грамот, звания «Ветеран труда» и «Отличник народного образования», любовь учеников и уважение родителей, коллег по работе.

А в том далеком 1942-м году, когда маленькая Нина Поддубная собиралась идти в первый класс школы в селе Ипатово на Ставрополье, в ее родной дом пришла война.

Отца – Павла Васильевича Поддубного – старшего чабана местного колхоза, забрали на фронт в первые дни войны. Мама – Евдокия Николаевна трудилась поваром и пекарем в местном детском саду.

Когда летом 1942 года стало понятно, что фашисты захватят Ипатово, было приказано сдать все зерно на элеватор и сжечь его, чтобы оно не досталось врагу. Клубы черного дыма поднимались над селом. А вскоре по главной улице загрохотала вражеская техника.

Чтобы фашисты не поселились в их доме, старший брат Иван придумал хитрость. Набрал на ферме конского навоза, смешал с глиной и раскидал его в прихожей. Мать палками расскребла стены дома, чтобы жилище выглядело неопрятным. Ведь немцы очень брезгливые – предупредила всех местная учительница немецкого языка.

И правда – хитрость подействовала. В домах соседей разместились оккупанты, выгнав хозяев жить в сараи. А в доме Поддубных только кур забрали. Запах конского навоза выгнал непрошенных гостей, которые, зажав носы, с криками «русише швайн» выскочили из хаты, где хотели поселиться.

Оставшись без зерна, семья сильно голодала. Выживали, как могли, выменивали на продукты одежду и оставшиеся запасы. Мать всеми силами спасала детей от голодной смерти.

Маленькая Нина часто бегала в сельский храм, где своими словами просила Бога спасти отца от смерти, чтобы он вернулся домой живым и невредимым. Молитва ребенка сотворила чудо. Отец, прошедший всю войну артиллеристом, вернулся домой живым зимой 1945 года. Его ранения оказались не тяжелыми.

Когда зимой 1943 года село освободили от оккупантов, Нина смогла осуществить свою заветную мечту – она пошла в школу.

С детства Нина очень хотела учиться. Рядом с ними жили две учительницы начальных классов Мария Ильинична и Зоя Корнеевна. Управившись дома и выполнив поручения матери, маленькая девочка бежала к учительницам, смотрела, как они проверяют работы учеников, спрашивала, как пишутся и читаются слова, повторяла за ними, запоминала, изучала букварь.

Вместе со старшим братом Иваном, который уже ходил в школу, учила наизусть стихи. У нее даже получалось лучше выучить заданные произведения.

Когда Нине исполнилось 5 лет, она заявила: «Я буду учительницей». Так ее с детства все и звали «учителькой».

Поэтому в школу Нина пошла, уже научившись самостоятельно читать и писать. Правда писала она по ее образному признанию «как курица лапой». Ведь выводить первые буквы и слова приходилось не на тетради, которых тогда просто не было, а на газетах между строк.

С какой радостью Нина ходила в школу! Как хотелось ей носить большой школьный портфель. Старший брат Ваня подарил ей свою старую школьную сумку. А сам ходил с одной книжкой в руках или за поясом. Учебники тогда были редкостью, один на весь класс.

— Я положила в портфель брата букварь, тетрадки, но сумка показалась мне пустой, — вспоминает Нина Павловна. —  Тогда, чтобы портфель выглядел полным, я засунула туда куртку брата. Вся семья искала эту куртку, никак не могли понять, куда она подевалась. Потом все долго смеялись над моей выдумкой.

Дети в то трудное время рано взрослели, не капризничали, стремились к знаниям, во всем помогали родителям, становились самостоятельными.

В школе — сорок пять лет

Школу Нина закончила на отлично. Без экзаменов ее приняли в Кропоткинское педагогическое училище. Только вместе с вызовом забыли в конверт вложить записку, что на учебу нужно приехать в специальной ученической форме.

Поэтому в первый день учебы, увидев, что все ученики одеты в форму, Нина была готова сгореть от стыда за свое обычное платье. Но одногруппники не оставили ее в беде. Собрали деньги, помогли купить и пошить необходимую форму.

Нина Павловна сохранила самые добрые воспоминания об училище, прекрасных учителях, которые стали для них вторыми родителями, добрыми и требовательными, давшими необходимые крепкие знания. А какой дружный был ученический коллектив. Здесь царило настоящее братство и взаимовыручка.

В училище Нина также старательно училась. Ей нужны были знания и стипендия. Ведь родителям в то время в колхозе зарплату не платили, выдавали зерно за трудодни, которое нужно было еще как-то продать, чтобы были деньги. Венцом ее труда стал диплом с отличием.

Когда после выпуска перед ней встал выбор: остаться на Кубани, но пионервожатой или поехать работать учителем в Узбекистан, выбор был сделан в пользу учителя. Свой первый класс она учила русскому языку и литературе в далеком кишлаке Бухарской области. Одновременно поступила учиться заочно в педагогический институт. Гуманитарные предметы ей давались легко, а вот точные науки брала трудом и старанием. Не пропускала ни одной лекции.

Со временем вернулась в родной Ставропольский край, Кочубеевский район, куда переехали жить родители. Но вот сразу найти работу учителем здесь не смогла. Не было свободных вакансий. И Нина каждый день ездила в районо с единственным вопросом: не появилось ли свободного места? И это место нашлось в школе на далеком хуторе Вревском.

Как вспоминает Нина Павловна, директор и зауч той школы решили «рискнуть» взять на работу молодого педагога, еще не закончившего высшего педагогического образования. Отличнице было очень обидно такое недоверие старших коллег по работе, которые ей годились в отцы. Но опасения школьного руководства оказалось напрасным. Воспитанники молодой учительницы прекрасно осваивали знания. А сама Нина Павловна с успехом завершила обучение в Ставропольском педагогическом институте.

На новом рабочем месте в школе села Казьминского молодой педагог успешно освоила и работу организатора внеклассной внешкольной работы. Проводила интересные мероприятия, зарницы. Ее  труд был отмечен бесплатными путевками в Волгоград, Сочи, Москву, Ленинград.

На своих любимых уроках Нина Павловна так организовала обучение, что весь класс был занят работой, ученики выполняли индивидуальные задания и не могли списывать друг у друга. Это вырабатывало у них самостоятельность и ответственное отношение к обучению.

— В то время дети тянулись к знаниям. Вместе с детьми росла и я, — вспоминает Н.П. Гончаренко. —  Следила за новинками литературы, выписывала журналы, знакомила учеников с новыми литературными произведениями, по которым мы писали сочинения, готовились к экзаменам. Оценки я ставила строго, боялась переоценить учеников. Старалась, чтобы дети хорошо знали мой предмет. Была требовательна и к себе, и к окружающим. Но если ученики переходили учиться в другую школу, они не получали оценок ниже моих, только выше.

В 1971 году Нина Павловна по семейным обстоятельствам переехала в Новокубанск, где 20 лет преподавала русский язык и литературу в школе № 23 Новокубанска и еще 6 лет в школе № 28 микрорайона Капланово.

Правда, переезд начался с неприятности. На квартире ее ударило током. Нина Павловна потеряла сознание, упала, сломала ребра. А на следующий день нужно было выходить на первый урок. Начинать свою работу с больничного она никак не могла. Педагог собрала волю в кулак. И пошла в школу в корсете с гипсом. Не пропустила ни одного урока.

Сегодня Н.П. Гончаренко на заслуженном отдыхе. Но она не сидит на месте, занимается общественной работой, следит за новинками литературы, посещает мероприятия, которые проходят в школах и библиотеках, увлекается оздоровительной ходьбой.

С удовольствием Нина Павловна рассматривает старые школьные альбомы, где хранятся фотографии ее учеников, выпускных классов. Часами она может рассказывать о своих воспитанниках, которые все выросли, получили образование, работают специалистами в самых разных отраслях во многих уголках нашей страны. С улыбкой вспоминает, как учились, готовились к экзаменам, проводили школьные мероприятия и праздники.

А иногда в своих учебниках учительница находила школьные записки, где ученики называли ее «лучшим учителем» и признавались, что с нетерпением ждут ее уроков.

Как-то внуки спросили ее, стала бы она учителем, если бы была возможность прожить жизнь с начала. Нина Павловна не раздумывая ответила: «Если б жизнь начать сначала, я бы так же прожила».

С. Шептун