Если представить, что школа – это огромный корабль, то у штурвала должен быть опытный капитан. Школа №23, имени Н. Шабатько расположенная на улице Пролетарской рядом с живописным местом на берегу Кубани, и прудом, именно кораблем и представляется. У руля его  уже более десяти лет Валерий Павлович Притула – директор, педагог, стратег, управленец и финансист.

В юношеские годы Валерий Павлович совсем не думал стать педагогом. А по примеру друга, с которым играли в школьном ансамбле, хотел быть военным. Друг был на год старше и уже получал профессию, а на каникулах рассказывал о том, как это здорово. Валерий Павлович, получив аттестат об окончании школы №10 города Армавира, поспешил в Череповец, но не прошел по конкурсу. Вернулся домой. И по совету мамы Клары Яковлевны с этими же баллами поступил в Армавирский педагогический институт на технологический факультет.

-Думаю, что это был логичный, но не совсем осознанный выбор, — считает Валерий Павлович.

Однако, все сложилось лучшим образом, повлияв на выбор жизненного пути. Клара Яковлевна, наверняка,  чувствовала, что именно в педагогике призвание ее любимого сына. Хотя сам Валерий Павлович   вспоминает, что от желания перевестись в другое учебное заведение два первых года  его удерживало только туристическое братство. Именно в педагогическом институте,  он встретил Виктора Вишняка, Виталия Куприянова, Виктора Давыдова и других столь же увлеченных молодых людей. И они участвовали  в соревнованиях, занимались водным туризмом на байдарках, пешим туризмом, любили длительные походы, спортивное ориентирование на местности. Были туристические слеты и соревнования, призовые места и простой азарт.

В 70-80 годы всей стране стали известны имена педагогов-новаторов. О них писали в газетах, показывали сюжеты по ТВ. Одной из работ педагога В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки» заинтересовался и  В.П. Притула.

— Мне очень понравилась его методика обучения с использованием опорных сигналов, взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с краткими выводами.  Я даже ездил к нему, слушал его лекции. Перевел свою работу в эту методику. И уже на практике со школьниками стал применять. Им очень нравилось! Я проводил магнитофонный опрос. Расскажу суть: во время урока  четыре человека записывают свои ответы на поставленные вопросы. Еще четыре, прослушивают записи и оценивают своих товарищей, — вспоминает Валерий Павлович.

Свой дипломный проект в институте Валерий Павлович защитил на «отлично». Проректор по науке А.Г. Щеколдин предложил тогда молодому педагогу заняться  научным трудом.

Но по распределению он попадал в Псковскую область. К счастью, до переезда туда дело не дошло,  жизнь распорядилась так, что его перераспределили, помог А.Г. Щеколдин. И Притула начал работать в школе №4, которой тогда руководил А.И.Миргородский.

Первые педагогические шаги Валерий Павлович сделал в  этой школе. И многие  ее выпускники с особой благодарностью вспоминают уроки, которые проводил наш герой, отмечая, что он применял такие методы объяснения материала, что все даже самые сложные темы как-то сами быстро и легко запоминались. И в этом помогала методика интенсивного обучения Шаталова. Молодой учитель покорил своими инновационными на тот момент методами не только школьников, он понравился руководству школы.

В  школе   по инициативе Валерия Павловича появились  свой сельскохозяйственный парк, теплица,  полигон по практическому вождению тракторов. А рядом – Кубанский научно-исследовательский институт испытания тракторов и сельхозмашин. Школьники вместе с аттестатом получали права на управления сельскохозяйственной техникой, возможность трудоустройства в это известное на всю страну предприятие.

Позже Валерий Павлович был направлен на работу в райком партии, в нем увидели огромный потенциал и упорство в достижении целей, у него были безупречные характеристики и, наверное,  большое будущее. Он был инструктором райкома партии и депутатом райсовета. Валерий Павлович отмечает,  что работа в партийном органе во времена великих перемен дала ему новый опыт, который очень пригодился на другом участке работы, да и в  дальнейшей жизни.

— Пять лет я возглавлял Ковалевский детский дом. Так он назывался в то время. Очень остро тогда стояли вопросы реабилитации, социальной адаптации его выпускников. Много сил моих и педагогического коллектива помимо основных задач уходило на подготовку ребят к самостоятельной жизни, — вспоминает Валерий Павлович.

В период его руководства там появилось подсобное хозяйство, был открыт швейный цех. Заказы получали у Армавирской швейной фабрики и учили детей труду, умению заработать. Отлично взаимодействовали и с Курганинским плодосовхозом, помогали  на уборке яблок, организовывали трудовые десанты с июня по сентябрь. И получали  фрукты для питания воспитанников круглый год.

Ему же принадлежала идея  создания системы отдыха для воспитанников детского дома. Ее удалось реализовать с помощью В.В. Пушкина и детского фонда имени Ленина. На берегу Азовского моря в поселке Ачуево появилась база отдыха, а у воспитанников – возможность отдыхать. Свое увлечение туризмом директор не оставил, он организовывал однодневные выезды для ребят в  поселок Никитино Мостовского района, разработал  туристические маршруты и на Азовском побережье, рядом с базой отдыха.

Через пять лет Валерий Павлович начал собственное дело, а потом снова вернулся в образование, понял, что его призвание быть педагогом. И вот уже десять лет возглавляет школу №23 Новокубанска. Надо сказать, что и коллектив, что работает под его руководством, подобрался, под стать. Случайных людей здесь нет. Все трудятся с полной отдачей. И теперь уже к ним едут учиться и перенимать опыт педагоги из школ не только района, но и края.

— Речь идет об изменении смысла образования: чему и зачем мы учим ребенка? Какого результата ждем? – отмечает директор школы В.П. Притула и добавляет, что педагогический коллектив школы ставит перед собой задачу дать каждому школьнику проявить себя, реализоваться в той сфере, которая ему интересна, — наша задача научить детей учиться!

Если говорить об инновациях в образовании, то сегодня они чаще касаются внеклассной работы. Совместить образовательную деятельность с дополнительным образованием  удается немногим. Валерию Павловичу вместе с командой единомышленников удалось.

— Современное образование ставит задачу перед педагогами так строить образовательный процесс, чтобы и знания, и воспитание были качественными. Я никогда не видел потухших глаз у первоклассников 1 сентября. И никогда не увижу. Мое многолетнее убеждение, что людей неодаренных просто нет. У каждого свой дар. И задача педагога помочь школьнику найти его, реализовать, помочь стать успешным – уверен Притула.

Каждого, кто разговаривает с Валерием Павловичем,   его уверенность в непременном успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в собственные силы.

Наш «супердиректор», говорят  о нем в коллективе  и спешат подключиться к реализации новой идее своего руководителя, высоко ценя каждое предложение Валерия Павловича по организации образовательного процесса в школе. Организаторские и лидерские способности помогают ему увлечь коллектив  общим делом и поддержать новые идеи в педагогике. Под его руководством школа  стала опорной базой  в районе по кубановедению, робототехнике, работе школьного лесничества, туризму, объединившему ряд направлений: спортивное ориентирование, скалолазание, рафтинг, велотуризм и другие направления. И все это с использованием  инновационных технологий и не совсем традиционных для школы форм организации дополнительного образования.

В прошедшем 2019 году Валерий Павлович был отмечен нагрудным знаком Министерства просвещения РФ «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Ему посвящена большая статья  в книге «Учитель. Школа. Жизнь» как  одному из победителей творческого конкурса с одноименным названием, который проводит газета «Вольная Кубань».

Но Валерий Павлович останавливаться на достигнутом не планирует. А наоборот, полон новых идей и спешит реализовать их, чтобы жизнь школьников была еще интереснее и насыщеннее.

Вдохновение и свежие идеи приходят к нему сами, а иногда благодаря семейным заботам. Ведь  Валерий Павлович богатый дедушка – у него  пять внуков. Супруга Мира Михайловна, к сожалению, безвременно ушла из жизни. Но практически все женщины района помнят эту красивую и опытную медицинскую сестру гинекологического отделения, которая долгие годы трудилась там. Она  излучала добро и заботу и на каждой смене облегчала боль и страдания пациенткам, могла помочь словом и советом, безупречно исполняла свои обязанности. Вечная ей память.

Выросли и нашли свою дорогу в жизни три  их дочери Ксения, Анна и Екатерина, подарившие свое  замечательное продолжение – Милену, Софию, Амелию, Николая и Федора. И, кто знает, может кто-нибудь из них захочет,  как и дедушка, стать педагогом.

Г.Шевелева