Заведующий отделом археологии и палеонтологии Александр Петрович Лопатин показывает коллекцию половецких баб Армавирского краеведческого музея. Практически все они были найдены на территории Новокубанского района в окрестностях Горькой Балки, Камышевахи, Веселого и ст. Прочноокопской.

Таинственные фигуры есть не только на далеком острове Пасхи. Загадки можно найти и в нашей кубанской степи, совсем рядом от дома. Ведь в древности здесь жило множество самых разных народов, которые оставили в память о себе немало таинственных изваяний.

Прикубанская пленница

Еще весной прошлого года мы сообщали о детективной истории, которая произошла с половецкой бабой, найденной в окрестностях хутора Веселого Новокубанского района.

— В 2008 году учитель истории школы № 8 в п. Прикубанском Александр Гордеев сообщили, что фермерами в х. Веселом  обнаружена половецкая баба, — вспоминает заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин. —

Поскольку он историк и хорошо в этом разбирается, то, поверив ему, мы сразу взяли машину и выехали на место.

К этому времени половецкую бабу уже перевезли в школу п. Прикубанского. Сохранились фотографии, где изображено, как изваяние лежит во дворе учебного заведения. Но оно не было целым. Голова у бабы была уже отколота.

По всей видимости, ее отбили еще монголы. Они это практиковали. Большинство половецких и даже скифских изваяний находят поврежденными или разбитыми. Дело в том, что монголы, особенно при хане Тохтамыше, который насаждал ислам, прямо счесывали лица статуй, отбивали головы, либо вообще их разбивали.

Мы помыли это изваяние, почистили, сфотографировали. Но я приехал на шестерке. А погрузить такую тяжелую фигуру (ее шестеро студентов не могли поднять) на шестерку, значит убить машину.

Поэтому голову половецкой бабы мы занесли в школьный музей. Тело изваяния хотели тоже положить в здании. Но зауч школы нас успокоила, сказав, что в учебном заведении есть сторож, и беспокоиться не надо.

Тело «Прикубанской пленницы», найденной в окрестностях х. Веселого в 2008 году.

На следующий день я приехал за изваянием на уазике. Голова лежит в музее, а тела нет. Только видны следы от ручной тележки…

Но чтобы погрузить эту фигуру на тележку, нужно 4-5 здоровых мужиков. Это явно кто-то сделал ночью и явно свой. Потому что втихаря похитить такое изваяние было невозможно.

Я вызвал милицию. Составили протокол. Но расследование не привело к результату. Потом следователь прокуратуры закрыл уголовное дело в связи с тем, что у изваяния нет хозяина.

А в прошлом году вдруг приходит известие, что тело той половецкой бабы нашлось. Неизвестные люди попросили его забрать.

Я вижу в этом исчезновении памятника истории преступление. Люди украли изваяние, пытались его куда-то пристроить. Видимо считали, что оно представляет большую ценность. Но это ценность для истории, культуры, а не для продажи.

Человек прятал скульптуру в течение 11 лет, пока не понял, что она никому не нужна. Считаю, что все-таки надо дознаться, кто это сделал, и вынести этому человеку общественное порицание.

Кстати почти в том же месте, где было найдено первое изваяние у хутора Веселого, фермеры в 2015 году при проведении сельхозработ нашли вторую половецкую бабу.

Я выезжал на то место, осматривал его. Оно интересное. Стоит провести там археологические раскопки. Но для этого нужно финансирование.

А баба-то с усами

Нет-нет не пугайтесь! С нашими бабами, найденными у х. Веселого, все в полном порядке. Усы у них не замечены. Зато пышный бюст, модная шляпка и украшения – все на месте.

Дело в том, что русское слово «баба» к половецким изваяниям не имеет никакого отношения. Да и сами эти фигуры в половине случаев изображают именно мужчин в доспехах, с оружием, с усами, и почему-то длинными косами. Но и женские представительницы древнего племени не обижены вниманием. Некоторые исследователи утверждают, что женских половецких баб встречается даже больше, чем мужских.

Только вот тюркское слово «баба» произносится с ударением на последний слог и означает вовсе не женщину, а прародителя, предка, род. Татарское слово «бабай», обозначающее дедушку, будет к нему ближе по смыслу и значению. Есть еще варианты произношения этого сова, как «балбал» или «баобао».

Заведующий кафедрой всеобщей отечественной истории  Армавирского государственного университета Игорь Иванович Басов и заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин объяснили нам, что половецкие изваяния – памятники сакрального искусства. Это древние капища, святилища, места поклонения предкам.

Так как половцы были кочевыми племенами, постоянно передвигались с места на место, у них не было постоянных мест захоронения умерших.

Археологам не часто попадаются половецкие могилы. Как правило, этот древний народ подзахоранивал своих умерших в уже существовавшие тогда курганы. Могилы эти располагались не глубоко. А так как многие курганы со временем были распаханы, то и захоронений этих не осталось.

Но половцы, также как и другие народы, чтили своих предков. Поэтому они устанавливали каменные изваяния своих предков для совершения поминальных обрядов. Своеобразные кладбища, только без могил. В местах установки таких баб захоронений найдено не было. А вот кости животных, принесенных в жертву, встречаются.

Передвигаясь с места на место, половцы не забирали изваяния с собой. На следующем кочевье они делали новое капище.

Как правило, изваяния ставили на какой-то возвышенности: курганах, водоразделах, естественных вершинах в местах кочевий.

В какой-то степени эти святилища могли быть географическими привязками, как пограничные обозначения, границы кочевий.  У половцев могли быть перемещения кочевий от одной группы каменных баб к другой.

По одной из версий, эти святилища предназначались не только для исправления культа предков. Со временем эти обряды трансформировались в своеобразный культ героев, защитников племени, рода. Есть мнение, что половецкие бабы даже изображали погибших врагов. У тюрок был такой обычай. Они считали, что убитый враг в загробном мире служит победителю. И статуи убитых врагов помещали в святилище, чтобы они помогали ныне живущим.

Скопления каменных баб были разбросаны по огромной территории от Иртыша до Дуная. Эти степи назывались кипчакскими, по одному из названий половцев.

Больше всего половецких каменных изваяний найдено на территории Украины, Ростовской области, Кубани и Ставрополья. В музеях различных стран находится более двух тысяч половецких баб.

Творенья степных Микеланджело 10 века

Мы сидим в уютном зале Армавирского краеведческого музея. В центре экспозиции стоят и лежат древние каменные истуканы. Какие-то сохранились полностью. От некоторых остались лишь туловище или голова. Голова героини нашего повествования также находится здесь. Но не все из них являются половецкими бабами.

— Самые древние из этих изваяний  скифские, — рассказывают заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин и заведующий кафедрой всеобщей отечественной истории Армавирского государственного университета Игорь Иванович Басов. – Вот это было найдено семь лет назад у станицы Попутной. Скифы изображали исключительно мужчин. И черты лица у них были европеоидные.

Скифские изваяния – это 6-4 века еще до нашей эры. Они на полторы тысячи лет старше половецких баб.

А половецкие изваяния – это 9-13 века нашей эры, или грубо говоря, 10-й век.

Каменные бабы представляют очень ценную находку в плане изучения этого народа. Они стали появляться примерно с 9 века. Расцвет изготовления этих каменных изваяний приходится на 12 век. На это время приходятся наиболее богато орнаментированные изображения. В 13 веке уже происходит упрощение скульптур.

Если мы берем классические половецкие бабы 12 века, мы по ним можем получить много исторической информации, начиная от облика этих людей.

Они изображают как мужчин, так и женщин. Хорошо видна их одежда, украшения, вооружение. Лица этих изваяний прописаны довольно реалистично и носят ярко выраженные монголоидные черты: круглые широкие лица, маленький рот, пухлые губы, раскосые глаза.

Каждая «баба» по – своему интересна, у каждого изображения есть свои особенности. Мастера, которые их делали, обладали своим индивидуальным видением, мастерством древних скульпторов. Можно сказать, что это были Микельанджело десятого века.

Статуя, найденная в х. Веселом, не такая яркая по изображению. Скорее всего, она была сделана в период упадка половцев.

Как отличить мужские и женские изображения половецких баб? Обязательным атрибутом мужского изображения были длинные усы. На многих статуях изображены косы одна или две. И это был именно мужской признак.

Часто мужские фигуры имеют ярко выраженный военизированный характер. По ним мы можем изучать не только их происхождение, но и одежду, вооружение. Очень четко, красиво прописывали портупею, куда подвешивали вооружение: меч, кинжал и т.д. Изображали защитные бляшки.

У женских статуй  кос нет, у них мы видим головные уборы разной формы. Женские изображения имеют ярко выраженные детородные органы. Это обязательно открытая грудь. На одной статуе, найденной в Луганской области, даже вырезан младенец. Это тоже связано с культом предков, культом матери.

На скульптурах изображены украшения: серьги, ожерелье вокруг шеи, монетки на головном уборе, браслеты на руках.

Каждая половецкая баба обязательно что-то держит в руках. Считается, что это сосуд или кубок.

Где рождались половецкие бабы?

Конечно же были места, где эти изваяния изготавливались. Супруги историки Александр Петрович и Татьяна Евгеньевна Лопатины обследовали правобережье Кубани, осмотрели возвышенности, где есть выходы серого песчаника, из которого как раз и делались половецкие бабы в нашей местности.

Они пришли к выводу, что нашли древние половецкие мастерские, где были видны места разработки каменных плит, находились явно отбитые куски песчаника.

Даже название этой возвышенности, где располагались скульптурные мастерские, сохранило свое древнее предназначение — «гора Баба». Она располагается на правом берегу Кубани напротив села Марьино Успенского района.

А в Камышевахе была обнаружена даже одна недоделанная «баба». Ее начали изготавливать и по какой-то причине бросили. Эта скульптура также находится в экспозиции Армавирского краеведческого музея.

Раньше было много, но можно найти и сейчас

Как отметили наши собеседники, каменные бабы для нашей местности не редкость. Их раньше часто находили, можно найти и сейчас.

Казаки, переселившиеся на Кубань, с этими изваяниями особо не церемонились. Их использовали при строительстве домов в качестве части фундамента или стен. Местные помещики ставили их у себя в саду в качестве украшения.

Если через какое-то время будут перестраиваться старые станичные дома, то в них можно запросто обнаружить половецких баб.

А.П. Лопатин до сих пор с улыбкой вспоминает, как были обнаружены некоторые половецкие изваяния в станице Прочноокопской:

— В 1994 году моя супруга шла по станице. Видит: сидят бабушки на лавочке. Два камня и дощечка. Причем один из камней явно не простой, на нем видны какие-то изображения. Супруга и  говорит: «А можно лавочку посмотреть?». Переворачивает камень, а он оказался серединой половецкого изваяния.

Другая половецкая баба из Прочноокопской была частью стены дома. Ее тоже случайно обнаружили исследователи.

Чаще всего в окрестностях Армавира половецких баб находят в окрестностях Горькой Балки и Камышевахи. Возможно это связно с тем, что эти места удалены от больших населенных пунктов и дорог, что позволило сохраниться древностям.

А.П. Лопатин также считает, что эти места находятся на возвышенности. А каменные фигуры старались установить на возвышенном месте, чтобы к изваянию восходить наверх.

Если люди обнаружат древние изваяния и вообще предметы старины, необходимо обратиться в местный музей, сотрудники которого знают что дальше с ними делать.

Для исследователей важна любая историческая находка. Ведь это сохранение нашей памяти.

Одним из последних каменных изваяний, пополнивших коллекцию Армавирского краеведческого музея, является атропоморфная фигура, найденная недавно у ст. Бесскорбной. Из камня было вытесано подобие человека, где видно изображение головы. А.П. Лопатин считает, что фигура была сделана достаточно давно, примерно во 2 тысячелетии до нашей эры.

Где можно увидеть каменных баб?

Сейчас в мире насчитывается порядка двух тысяч половецких баб. Они находятся в разных музеях. Больше всего половецких изваяний находится на Украине.

А на Кубани самая большая коллекция каменных баб собрана в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д.Фелицына. Кстати, именно здесь находятся половецкие изваяния, которые когда-то располагались в историческом музее станицы Прочноокопской.

Большую коллекцию каменных баб – порядка 20 фигур, можно увидеть в краеведческом музее г. Армавира. Значительную часть из них собрал в окрестностях Горькой балки, Камышевахи и ст. Прочноокопской  армавирский исследователь древностей Николай Иванович Навротский.

Эти находки были сделаны в 60-е, 70-е годы. У Н.И. Навротского был свой археологический кружок. Его участники постоянно обследовали окрестности Армавира, делали находки и передавали их в музей. Жители Новокубанского района также передали в армавирский музей немало половецких изваяний, найденных во время сельхозработ.

В Новокубанском краеведческом музее есть одна настоящая половецкая баба, изображающая мужчину воина, найденная в окрестностях хутора Камышеваха. Здесь же расположены копии из папье-маше двух половецких изваяний, которые ранее находились в музее ст. Прочнокопской.

С. Шептун

Продолжение следует