Немало новокубанских парней выбирают своей профессией службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Они идут учиться в высшие военные вузы, чтобы посвятить свою жизнь служению Отечеству и народу, быть на страже рубежей нашей Родины. Один из них Алексей Панасенко.

В общине православного Свято-Никольского храма п. Прогресс немало многодетных семей. На наших глазах дети растут, мужают, выходят во взрослую жизнь. Примечательно, что  каждый год наши выросшие парни поступают в высшие военные учебные заведения. В прошлом году ряды будущих офицеров пополнил и старший сын настоятеля храма священника Сергия Панасенко Алексей.

Не бояться трудностей

В семье Сергия и Натальи Панасенко шестеро детей. Оба супруга еще с детства мечтали о том, что их семья непременно будет большой.

— Основа многодетности – наша вера в Бога, — рассуждает отец Сергий. — Когда мы встретились с моей матушкой Натальей и решили создать семью, то, как верующие люди знали, что у нас будет столько детей, сколько Бог даст.

Есть такая народная поговорка: «Даст Бог зайку, даст и лужайку, где выпасать того зайку». Не надо бояться. И не надо самому лениться. Закатывай рукава, и трудись — так мои бабушки, дедушки учили, а они все из многодетных семей, и у них много детей было.

Конечно, когда много детей, много и забот. Лишнее не поспишь, не съездишь, куда  хотелось бы. Бывает тяжело, но когда смотришь на детей, как они растут, испытываешь чувство удовлетворения. Дети  много радости приносят, когда за ними маленькими нянчишься, слушаешь, как они рассуждают, наблюдаешь, как растут. И когда они вырастают, происходит это даже неожиданно. Смотришь, неужели это мой ребенок, такой уже большой, самостоятельный.

Когда много детей, они лучше приучаются к самостоятельности, учатся не быть эгоистами, друг о друге заботятся, делятся, стараются уступать друг другу. Старшие помогают растить и воспитывать младших.

— Я уже 19 лет замужем, присоединилась к нашему разговору матушка Наталья. —  Старшему сыну Алексею было 2 месяца, когда муж стал священником. Сейчас у нас шестеро детей. Уже двое взрослых сыновей.

Оглядываясь на этот промежуток времени, думаешь:  как можно сказать, что шесть детей это много? Каждый родной, за каждым стоят свои переживания. Чем больше они растут, тем больше ощущаешь внутреннюю удовлетворенность. И с каждым ребенком это все новое.

Люди часто оправдывают ситуацию, что у них мало детей, материальными и физическими трудностями. А раньше, когда практически все семьи были многодетными, разве было легко? Наши бабушки и дедушки называли те времена очень трудными, бедствовали, недоедали.

Я всегда полагаюсь на волю Божью. Бывало так, что в кошельке до последней копейки все истратишь, но купишь все необходимое. Случалось, что не было средств за что-то заплатить, что-то купить, но неожиданно ты получал помощь и все устраивалось. Господь не оставляет нас, дает то, что нужно.   Нельзя сказать, что мы бедствуем, но и не скажешь, что мы живем на широкую ногу.

Человек должен ответственно относиться к своей семье, детям, их воспитанию. Но и в то же время верующий человек прекрасно понимает, что все в руках Божиих. Если Бог дает тебе детей, то Он даст тебе и кусок хлеба, чтобы их прокормить. Это сто процентная аксиома. Каждая верующая многодетная семья на своем опыте это испытала. Если ты с Богом, то тебе не страшны жизненные испытания, тебе не страшно рожать много детей. Ты знаешь, что не будешь один, всегда получишь помощь.

Конечно, это не значит, что ты должен сидеть сложа руки на печи, и блага будут падать тебе на голову. Нет. Ты должен трудиться, прилагать усилия, и Бог за твою веру, твое усердие устроит все как нужно.

Когда мы свою жизнь строим без Бога, то у нас всегда возникают проблемы и дилеммы: что делать? за что нам это? А когда прислушиваемся к Богу, живем по заповедям, ходим в церковь, молимся, работаем над собой, то Господь все сам устраивает. На самом деле проще всего жить, когда мы свою жизнь  предаем в руки Божии. Люди часто этого не понимают и не принимают.

Много детей – это и наша надежда в старости, что мы не будем одинокие, будем окружены заботой на склоне лет. На нашем примере они поймут, как надо создать настоящую состоятельную семью.

Трудолюбие и патриотизм воспитываются с пеленок

— В верующей семье жизнь идет своим чередом, по своим правилам, — продолжает свой рассказ священник Сергий Панасенко. —  Мы всегда молимся вместе с детьми, всегда благословляем. Объясняем им для чего это нужно.  Старшие сыновья Алексей и Михаил с малых лет помогают мне служить в храме в алтаре пономарями, чтобы всегда были при мне, не  болтались. Это их дисциплинирует, приучает к порядку. Так они постигали азы веры.

Все дети разные и вера у них разная. Я со временем понял, что не надо всех строить под одну гребенку. У каждого ребенка разные способности. Главное, что мы за них молимся. Они верят и знают, что Бог есть.

Я счастливый человек, что жил с бабушками, дедушками, прабабушками, прадедушками из многодетных семей. Они были добрыми верующими людьми.

Прадед был казаком и певчим в храме ст. Платнировской Кореновского района. Бабушка рассказывала, как они летом жили в хате, в степи, где находились их десятины земли. Семьи были большие многодетные. Отец приезжал в субботу и говорил: «Ребята, девчата, святой вечер наступает». Все работу бросали, ехали домой, собирались и шли в храм.

Прадед мой испытал репрессии, его раскулачивали, милостью Божией жив остался. Они рассказывали про голодовку в 1933 году. Я их спрашивал: «Как же вы выжили тогда, ведь тяжело было, что даже людоедство было?». Они отвечали: «А мы усердно Богу молились». Рассказывали просто потрясающие чудеса, как они выжили в то время, как прадеда чуть не расстреляли.

Дед мой прошел Финскую войну, Великую Отечественную и жив остался, так как молился. Хранил завет родителей, что нужно быть всегда с верой в Бога. Он рассказывал мне о чудесах, с которыми он сталкивался. Как Господь его хранил в течение всей войны.

Один из его рассказов был про молитву. Пришло письмо одному бойцу из дома от матери. А там была вложена молитва «Живый в помощи». Он письмо прочитал, а молитву хотел выбросить, так как был неверующим. А другие бойцы говорят: «Зачем выбрасываешь? Это же тебе мать прислала, положи себе в карман». Но он так и не поднял молитву. Тогда другой боец эту записку поднял с пола и положил себе в карман.

Тот боец, что выбросил молитву, на следующий день погиб.

Это общение со старшим поколением и воспитало в нас чувство долга, веры, любви к Родине.

Служение священника Богу и солдата Отечеству очень похожи. Ведь Церковь противостоит силам зла, дьяволу. Не даром Церковь называют воинствующей, противостоящей греху.

Служение Отечеству в армии, защита нашей Родины — тоже есть высокое служение. Этот подвиг берет свое начало от евангельского слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13).

Как говорят, в окопах неверующих нет. Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. На Руси было множество святых воинов. Преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского. Все мы знаем святого Александра Невского, святого праведного Федора Ушакова нашего флотоводца. Глубоко верующим был наш полководец Александр Суворов, который говорил своим солдатам: «Молись Богу! от Него победа. Чудо богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал.»

Думаю, что это воспитание передалось и нашим старшим сыновьям Алексею и Михаилу, которые выбрали путь служения Отечеству.

Из кадетского корпуса в военно-космическую академию

Начиная с седьмого класса старшие сыновья Панасенко пошли учиться в казачий кадетский корпус. Почему именно туда? — нам объяснила матушка Наталья:

— Мы сами вышли из казачьих семей. Мои предки — терские казаки. У батюшки – запорожцы и черноморцы. Хотя за время репрессий много было утрачено,  мы воспитывались в советское время, но помним свои корни. Нам хотелось, чтобы и наши дети знали казачьи традиции. Поэтому, когда старший сын Алексей подрос, мы стали подбирать в какой кадетский корпус его определить.

Так сложились обстоятельства, что выбор пал на кадетский корпус в г. Курганинске. Дети поддержали нас. Старший Алексей пошел учиться первым. Следом за ним стал кадетом и Михаил.

Нам очень понравилась система образования и воспитания, которая там устроена. А там и хороший уровень образования, казачьи традиции, обязательно православная вера – все что необходимо.

Приобрели дети в кадетском корпусе очень многое. В школе они все разрозненные, каждый сам по себе. А там у них братство. Они живут вместе, понимают, что хорошо, а что плохо. Они друг за друга горой.

И там не просто преподаватели, а воспитатели бывшие военные, которые их направляют.  Они учат как правильно себя вести в коллективе, что можно делать, а что нельзя.

Мальчики стали очень дисциплинированными. Если раньше они не всегда усердно выполняли свои обязанности, то сейчас сильно изменились, стали ответственными, самостоятельными. Им уже не надо говорить, подсказывать, они сами знают, что и как нужно делать.

С учебой стало лучше, потому что в казачьем корпусе нет расслабленности. Учителя с ними занимаются, все объясняют, подтягивают. Они заинтересованы, чтобы дети хорошо учились. Дети участвуют в олимпиадах, конкурсах. Без репетиторов прекрасно сдали экзамены.

Все мальчишки занимаются спортом, участвуют в соревнованиях.

К ним приезжают ребята из военных вузов, рассказывают им о своей  учебе. И конечно многие выпускники кадетского корпуса поступают дальше учиться в высшие военные заведения. Еще во время учебы они активно обсуждают, в какой вуз им хочется поступить, где интересней, престижней, кому что больше подходит по способностям.

Когда старшие сыновья приезжают домой на выходные или каникулы, все младшие дети кружатся вокруг них, особенно младший Федор. Он от них не отходит. Все слушает, смотрит. Они на турнике качаются, и он вместе с ними, таскает гири, гантели. Старшие что-то маcтерят или в огороде копаются, и Федя тащит лопату или тяпку. Такой хороший пример для малышей.

Старший наш сын Алексей после окончания кадетского корпуса решил поступать  в военно-космическую академии имени А.Ф.Можайского в Санкт-Петербурге. В среде военных считается, что там дают очень высокий уровень знаний и учиться там не просто. Не каждый решается идти именно туда. Мы тоже первое время колебались.

А Алексей у нас человек творческий, ему нравится радиоэлектроника. Он дома постоянно что-то разбирал, паял, собирал. Даже сам сделал автоматическую установку с дистанционным управлением, которая может рисовать.

В итоге мы выбрали «Можайку». При поступлении мы общались с руководством академии. Нас приятно удивило, что они тоже верующие православные люди, очень воспитанные, культурные. Более того, они отметили, что в военных учебных заведениях нужны дети из верующих семей, такие парни, которые знают Бога и осознают что такое Родина и священный долг.

Алексей уже полгода учится в «Можайке». Хоть и трудно, предметы там сложные, но ему нравится. Очень пригодился опыт учебы в кадетском корпусе, полученное воспитание, дисциплина. Надо сказать, что среди курсантов академии много бывших кадетов.

И для многодетной семьи обучение в военном вузе – это помощь и поддержка. Ведь курсанты там находятся на полном государственном обеспечении, еще и стипендию хорошую получают.

Нас часто спрашивают, почему мы выбрали именно военный, а не духовный вуз, не семинарию. Так Бог управил. Дети сделали свой выбор. Мы вместе все обсуждали, спрашивали, что ближе им по сердцу.

Если сыновья когда-то захотят послужить Богу в священном сане, они всегда это смогут сделать. Среди священнослужителей много бывших военных. Евангельская жертвенная Любовь Христова присуща и священникам, и воинам.

Записал С. Шептун