Захару Нефедовичу Лузикову было 33 года, когда началась Великая Отечественная война. Дожить до победного мая ему не довелось. Но в семейном архиве много лет очень бережно хранятся его фотографии и письма с фронта. Эти реликвии и дальше будут передаваться из поколения в поколение.

Судьба каждой семьи тесно переплетается с историей страны и народа. И Великая Отечественная война как нельзя лучше, это показала.

Мой прапрадедушка Захар Нефедович Лузиков родился 5 марта 1908 года в нашей станице Прочноокопской. Он и его сестра Елена очень рано остались сиротами. Сестра попала в приют и была в няньках у богатого жителя станицы. Прадедушка тоже работал в чужих хозяйствах, потом выучился на тракториста и трудился в колхозе. В 1935 году женился на Марфе Прохоровне Титовой. Вскоре они стали родителями моего прадедушки Иван Захарович, который родился 4 ноября 1936 года. С 1938 по 1939 годы прапрадедушка воевал на войне с финами, где на гусеничном тракторе таскал пушку. 30 января 1941 года у него родилась дочь Зинаида. А меньше, чем через полгода, грянула Великая Отечественная война.

В июне 1941 года Захар Нефедович ушел на фронт под слова знаменитой песни А. Александрова:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашисткой силой темною,

С проклятою ордой…

Прадедушке было 33 года, когда начался страшный период для всей страны. Он видел все: и смерть, и кровь, и радость, и боль. И не всегда сразу поймешь где жизнь, а где смерть. Но самое запоминающие для него событие случилось 12 июля 1943 года под Прохоровкой Белгородской области. Солдат разбудил гул самолетов. Они летели в тыл бомбить Советские войска, а вдали показались немецкие танки. Был слышан их скрежет, лязганье гусениц вперемешку с нескончаемым грохотом пушек и трескотней пулеметов.

В одно мгновение колона наших танков двинулась вперед. Завязалась кровавая схватка. Силы были не равны. Но воля к победе и к жизни помогла укротить фашистскую прыть. Вокруг перемешались танки: на одних — черные кресты, на других – красные звезды. Многие из них горели, другие были просто искорежены. Но главное — победа была за мужественными советскими защитниками.

Конец дня 12 июля прапрадедушка и его танковая рота встретили в саду. Вернее в том, что от него осталось. Деревья были изуродованы осколками, недозрелые плоды яблок, груш и слив свисали с поникших ветвей. Прапрадедушка не часто писал домой письма или, может быть, не все из них просто доходили до родного адресата.

К сожалению, Захар Нефедович не видел ликования победного мая. Прапрадедушка погиб 5 ноября 1944 года в Венгрии: во время сражения он сгорел в подбитом танке. Из его экипажа выжил только один солдат. Но память о нем и о страшной Великой Отечественной войне я тоже буду преданно хранить. Нет у нас такого права — забыть о тех, кто огромной ценой заплатил за наше голубое небо и светлое будущее.

М. Романцова