Желая выбрать качественные продукты в магазине, мы ищем хоть какие-то ориентиры. Многие по привычке доверяют старым советским названиям, считая, что «Докторская» колбаса — это всегда та же «Докторская», к которой мы привыкли, и качество которой должно соответствовать ГОСТу. При этом далеко не все имеют желание и возможность вчитываться в набранный мелким шрифтом текст на упаковке. Однако, как выясняется, само по себе название продукта еще ни о чем не говорит.

«Росконтроль» проводит масштабную проверку «ГОСТовских» продуктов и начал с вареных колбас.

Техническим регламентом на мясную продукцию (ТР ТС 034/2013, п. 107) предусмотрен запрет на использование «ГОСТовских» названий мясных продуктов, в том случае, если продукт вырабатывается по ТУ изготовителя и не соответствует стандарту. 1 июля 2017 года вступил в силу ГОСТ 33673-2015, он закрепил запрет присваивать «ГОСТовские» названия тем товарам, которые стандарту не соответствуют. Казалось бы, многочисленные «докторские» и «русские» колбасы должны были исчезнуть с полок магазинов?

Мы подождали месяц и после этого отправились в супермаркеты. А в них обнаружили… что производители продолжают игнорировать требование технического регламента и колбасы по-прежнему цинично продают.

Для трех типов вареных колбас — «Докторской», «Любительской» и «Русской» — стандарт закрепляет определенные требования. Им должны соответствовать все изделия, которые носят такие названия. Конкретные требования мы перечислим далее, когда перейдем к анализу аналогов «ГОСТовских» колбас на российском рынке.

Как нас пытаются обмануть?

Изучив этикетки колбас, носящих «ГОСТовские» или похожие на них названия, эксперты «Росконтроля» сделали следующие выводы.

1. Придуманные названия таких колбас до смешения похожи на те, которые установлены стандартом, но чаще всего не идентичны им, что позволяет внимательному покупателю выявить подделку.

Иногда производители добавляют к названию из ГОСТа имя бренда, дополнительные слова, например, «экстра», «премиум», «эталон», «традиционная», «особенная» и так далее. При этом в маркировке крупными буквами может быть указано первое слово («Любительская», «Докторская»), а дополнительные — более мелким шрифтом, зачастую только на тыльной стороне упаковки. Это путает покупателей и вводит их в заблуждение. Такое дополнение к названию чаще всего восприниматься как еще одна характеристика, а название будет прочитано как привычное, например, «Докторская».

А слова типа «Экстра» или «Премиум» традиционно обозначают наиболее высокий сорт продукции и заставляют потребителя думать, что он покупает товар повышенного качества. Дополнение к названию «Традиционная» подразумевает соблюдение традиций качества. Примеров можно привести множество.

Между тем, как мы убедимся дальше, качество таких колбас нельзя даже сравнивать с качеством традиционных аналогов по ГОСТу