Барбарисовая долина и развалины древнего города
Вечером четвертого дня похода мы, наконец-то, мчались вдоль непосредственно русла реки Кубань, а не ее притоков. Некоторые карты называют эту часть реки Уллу-кам (широкая долина). Но поначалу здесь Кубань течет по глубокому каньону. С горной извилистой дороги ее почти не видно среди крутых скалистых берегов.
Эта дорога к главным истокам Кубани тоже начинается с пограничного пункта в местечке Актюбе у слияния рек Кубань и Узункол, где у нас вновь проверили документы.

Как и четыре дня назад, за рекой полыхали крутые склоны горы Чериккол. Стояла сухая жаркая погода, и огонь не собирался униматься. Дым лесного пожара уносило ветром в горные долины.

Уже смеркалось, и нам нужно было торопиться, чтобы до наступления темноты доехать до стоянки и поставить палатки.
Пока мы ехали вдоль каньона реки Кубань, заметили еще одну примечательную особенность этой долины. На небольших полянках вдоль дороги и на склонах гор росло множество кустов барбариса, которые алели от множества кистей ягод. Такого количества этого растения я нигде не встречал. Настоящая барбарисовая долина.

Неожиданно глубокое ущелье реки Кубань закончилось, и мы оказались в широкой живописной горной долине. Въезд в нее преграждали древние развалины. Дорога проходила между массивных каменных стен. По словам местных жителей, это была средневековая аланская цитадель с башней. Здесь аланы скрывались во время татаро-монгольского нашествия. Цитадель охраняла вход в город, который мы увидели дальше. Монголо-татары не рисковали продвигаться в такие ущелья, а просто запирали их, чтобы не допусить выхода алан на равнину.

За цитаделью показался и сам древний аланский город. Вся длинная и широкая долина вдоль реки Кубань, которая бежит здесь глубоко в ущелье, покрыта развалинами домов и каменными курганами, загонами для скота.
Редко где у нас можно наблюдать такие живописные и масштабные развалины. От них так и веяло духом истории. Воображение рисовало картины ожившего древнего города. Подобное можно увидеть разве что на развалинах средневекового городища в Нижнем Архызе, более доступном для туристов.

Древние руины мы находили вплоть до слияния Уллу-Кама и Уллу-Езеня. Среди них росли кусты барбариса и паслись коровы. К сожалению, мне не удалось найти точных данных об этих развалинах. Но в книге Е.П. Алексеевой «Археологические памятники Карачаево-Черкесии» можно прочитать такую информацию:
«У истоков р. Кубани, на р. Уллу-Кам, в местности Куутум находятся поселение и могильник сарматского и раннеаланского времени. Найдены остатки жилищ с очагом. Зафиксированы также подземные каменные гробницы, отмеченные на поверхности четырехугольными выкладками из камней III-V вв.

В местности Узун-Кол раскопаны поселение и могильник. Поселение находилось на мысу, между реками Узун-Кол и Уллу-Кам. Обнаружено около 10 жилищ, выстроенных из камня, сложенных насухо. Стены жилищ складывались из двух параллельных рядов битого камня без связующего раствора. Пространство между камнями заполнялось землей и мелкими камнями. Жилища удлиненно-прямоугольные состояли из одного помещения. Вход в жилище находился или посредине одной из поперечных стен или в углу.

Дымоход полуцилиндром выступал с наружной стороны жилища и в виде круглой трубы, очевидно, поднимался над крышей. Иногда очаг устраивался возле одной из длинных стен. Дымоход в таких случаях должен был проходить сквозь стену, крышу. Судя по обгоревшим плахам, найденным на полу одного из жилищ, крыша имела деревянный настил. Данные этнографии говорят о том, что такая плоская крыша, покрытая деревянным настилом, сверху накрывалась хворостом и присыпалась землей и глиной.

В центре плато находилась круглая площадь, диаметром 33 м, окруженная каменным забором. Это загон для скота, здесь могли поместиться от 1200 до 1500 овец.

На некотором расстоянии от загонов заметен ров и над ним невысокий вал. Здесь стояла стена, ограждавшая поселение с южной стороны. На линии стены возвышалась башня из крупных, слегка подтесанных глыб камня. В плане она почти квадратная. В башне найден медный котел с железной дужкой.

Проникнуть в башню можно было через подвал, к которому вел подземный ход со стенами, выложенными битым камнем. Очевидно, эта была боевая башня. Вторая сторожевая башня стояла на вершине центральной скалы.
Материал, найденный в жилых сооружениях, относится к VII веку. В северной части мыса находятся могильники III-V и V-VII веков».

Как видно из данных археологических раскопок, люди в этих долинах жили с глубокой древности, несмотря на суровый горный климат. Эти глухие места были убежищем от нашествий враждебных народов. Сейчас здесь находятся лишь погранзаставы да фермерские животноводческие хозяйства. Люди переселились вниз по течению реки Кубань в более удобные для этого долины.

Проехав развалины древнего города, мы увидели сторожевую вышку еще одного пограничного отряда. Он расположился у впадения в реку Кубань реки Восточный Кичкинекол и закрывает проход в горную долину, откуда идет тропа на легкодоступный перевал Чипер. Через этот перевал в Грузию легко могут попасть даже коровы, поэтому путь туда туристам закрыт.

Пограничники проверили у нас документы и записали, кто из нас в какую долину отправится на следующий день. Все перемещения туристов находятся здесь под строгим контролем. Граница находится совсем близко.
До захода солнца мы успели занять удобную поляну на берегу реки Кубань и поставить свои палатки под сенью величавых сосен.

Пока выбирали место, наткнулись на грибы. Попадались то маслята, то мухоморы. Первые грибы за весь поход! Стоявшая долгое время в этих местах сухая и жаркая погода не способствовала их росту. Поэтому у нас затеплилась надежда найти в этих местах не только вкусные ягоды.

Ужинали и пили чай мы уже в темноте у костра, любуясь догорающим закатом. А засыпали под шум родной реки Кубань, которая здесь выглядит совершенно не так, как в нашем районе — небольшая и мелкая, но бурная и стремительная в окружении массивных камней и красивого соснового леса.

Начало путешествия можете прочитать здесь 

часть 2

часть 3

часть 4

Продолжение следует.
Сергей Шептун (фото автора)