На этом поле на левом берегу речки Горькой у х. Веселого во время сельскохозяйственных работ были найдены две половецкие бабы. Трактор вывернул их из земли плугом. Как отмечают исследователи, оба изваяния в древности стояли на небольшом кургане, давно распаханном крестьянами. Еще в давние времена у изваяний отбили головы и повалили их лицом вниз. Скорей всего это сделали татаро-монголы. В таком виде их и нашли фермеры. (Фото из архива А.П. Лопатина).

Творенья степных Микеланджело 10 века
Мы сидим в уютном зале Армавирского краеведческого музея. В центре экспозиции стоят и лежат древние каменные истуканы. Какие-то сохранились полностью. От некоторых остались лишь туловище или голова. Голова героини нашего повествования также находится здесь. Но не все из них являются половецкими бабами.

— Самые древние из этих изваяний скифские, — рассказывают заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин и заведующий кафедрой всеобщей отечественной истории Армавирского государственного университета Игорь Иванович Басов. – Вот это было найдено семь лет назад у станицы Попутной. Скифы изображали исключительно мужчин. И черты лица у них были европеоидные.

Скифские изваяния – это 6-4 века еще до нашей эры. Они на полторы тысячи лет старше половецких баб.

А половецкие изваяния – это 9-13 века нашей эры, или грубо говоря, 10-й век.

Каменные бабы представляют очень ценную находку в плане изучения этого народа. Они стали появляться примерно с 9 века. Расцвет изготовления этих каменных изваяний приходится на 12 век. На это время приходятся наиболее богато орнаментированные изображения. В 13 веке уже происходит упрощение скульптур.

Если мы берем классические половецкие бабы 12 века, мы по ним можем получить много исторической информации, начиная от облика этих людей.

Они изображают как мужчин, так и женщин. Хорошо видна их одежда, украшения, вооружение. Лица этих изваяний прописаны довольно реалистично и носят ярко выраженные монголоидные черты: круглые широкие лица, маленький рот, пухлые губы, раскосые глаза.

Каждая «баба» по – своему интересна, у каждого изображения есть свои особенности. Мастера, которые их делали, обладали своим индивидуальным видением, мастерством древних скульпторов. Можно сказать, что это были Микельанджело десятого века.

Статуя, найденная в х. Веселом, не такая яркая по изображению. Скорее всего, она была сделана в период упадка половцев.

Как отличить мужские и женские изображения половецких баб? Обязательным атрибутом мужского изображения были длинные усы. На многих статуях изображены косы одна или две. И это был именно мужской признак.

Часто мужские фигуры имеют ярко выраженный военизированный характер. По ним мы можем изучать не только их происхождение, но и одежду, вооружение. Очень четко, красиво прописывали портупею, куда подвешивали вооружение: меч, кинжал и т.д. Изображали защитные бляшки.

У женских статуй кос нет, у них мы видим головные уборы разной формы. Женские изображения имеют ярко выраженные детородные органы. Это обязательно открытая грудь. На одной статуе, найденной в Луганской области, даже вырезан младенец. Это тоже связано с культом предков, культом матери.

На скульптурах изображены украшения: серьги, ожерелье вокруг шеи, монетки на головном уборе, браслеты на руках.
Каждая половецкая баба обязательно что-то держит в руках. Считается, что это сосуд или кубок.

Часто мужские фигуры половецких баб (как на этом фото из Армавирского краеведческого музея) имеют ярко выраженный военизированный характер. По ним мы можем изучать не только их происхождение, но и одежду, вооружение. Очень четко, красиво прописывали портупею, куда подвешивали вооружение: меч, кинжал и т.д. Изображали защитные бляшки.

Где рождались половецкие бабы?
Конечно же были места, где эти изваяния изготавливались. Супруги историки Александр Петрович и Татьяна Евгеньевна Лопатины обследовали правобережье Кубани, осмотрели возвышенности, где есть выходы серого песчаника, из которого как раз и делались половецкие бабы в нашей местности.

Они пришли к выводу, что нашли древние половецкие мастерские, где были видны места разработки каменных плит, находились явно отбитые куски песчаника.

Даже название этой возвышенности, где располагались скульптурные мастерские, сохранило свое древнее предназначение — «гора Баба». Она располагается на правом берегу Кубани напротив села Марьино Успенского района.

А в Камышевахе была обнаружена даже одна недоделанная «баба». Ее начали изготавливать и по какой-то причине бросили. Эта скульптура также находится в экспозиции Армавирского краеведческого музея.

В Новокубанском краеведческом музее находится лишь одна настоящая половецкая баба, изображающая мужчину воина, найденная в окрестностях хутора Камышеваха. Здесь же расположены копии из папье-маше двух половецких изваяний, которые ранее находились в музее ст. Прочнокопской. Научный сотрудник музея Евгения Михайловна Чернышева готова рассказать всем желающим об истории этих древних фигур.

Раньше было много, но можно найти и сейчас
Как отметили наши собеседники, каменные бабы для нашей местности не редкость. Их раньше часто находили, можно найти и сейчас.

Казаки, переселившиеся на Кубань, с этими изваяниями особо не церемонились. Их использовали при строительстве домов в качестве части фундамента или стен. Местные помещики ставили их у себя в саду в качестве украшения.

Если через какое-то время будут перестраиваться старые станичные дома, то в них можно запросто обнаружить половецких баб.

А.П. Лопатин до сих пор с улыбкой вспоминает, как были обнаружены некоторые половецкие изваяния в станице Прочноокопской:

— В 1994 году моя супруга шла по станице. Видит: сидят бабушки на лавочке. Два камня и дощечка. Причем один из камней явно не простой, на нем видны какие-то изображения. Супруга и говорит: «А можно лавочку посмотреть?». Переворачивает камень, а он оказался серединой половецкого изваяния.

Другая половецкая баба из Прочноокопской была частью стены дома. Ее тоже случайно обнаружили исследователи.

Чаще всего в окрестностях Армавира половецких баб находят в окрестностях Горькой Балки и Камышевахи. Возможно это связно с тем, что эти места удалены от больших населенных пунктов и дорог, что позволило сохраниться древностям.

А.П. Лопатин также считает, что эти места находятся на возвышенности. А каменные фигуры старались установить на возвышенном месте, чтобы к изваянию восходить наверх.

Если люди обнаружат древние изваяния и вообще предметы старины, необходимо обратиться в местный музей, сотрудники которого знают что дальше с ними делать.

Для исследователей важна любая историческая находка. Ведь это сохранение нашей памяти.

Одним из последних каменных изваяний, пополнивших коллекцию Армавирского краеведческого музея, является атропоморфная фигура, найденная недавно у ст. Бесскорбной. Из камня было вытесано подобие человека, где видно изображение головы. А.П. Лопатин считает, что фигура была сделана достаточно давно, примерно во 2 тысячелетии до нашей эры.
С. Шептун

Начало.<——

Продолжение.<——

1.
2.
3.