Заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин утверждает, что практически все предметы, которые мы видим на половецких бабах, находят археологи при раскопках их захоронений.

Зачем половчанки носили рога?

У каждого народа в любую эпоху есть свое представление о красоте. Но как бы ни менялся мир, женщинам всегда нравится носить шляпки, серьги, ожерелье, браслеты… Наша таинственная незнакомка — половецкая баба из х. Веселого – не исключение.

Пусть ее голова сегодня не вознесена гордо на каменном туловище, а лежит на полу Армавирского краеведческого музея, рядом с такой же отсеченной головой древнего половца. И в сером камне не всегда можно хорошо разглядеть черты лица, тем более, что по нему прошелся острый тракторный плуг, счесав всю правую щеку. Но есть в этом древнем женском образе некая притягательная сила.

Мужчина, конечно, выглядит скромнее. Усы, прищуренные глаза, плотно надетый шлем то ли из железа, то ли из плотной кожи с продольной полосой от макушки до лба, больше похожей на грубый сварочный шов. Видно мастер скрепил его из двух кусков материала. Шрам на щеке под левым глазом. Полуоткрытый маленький рот, произносящий древние слова. И даже родинка на правом виске. Здесь почти нет загадок.

Голова же нашей каменной дамы раза в два больше мужской. Ее украшает роскошная остроконечная войлочная шляпа, явно предназначенная для торжественных церемоний, нежели для повседневного быта. На ушах большие серьги. На лбу лентой по краю шляпы висят украшения. Сзади видны две странные дуги, напоминающие бараньи рога…

Кто это? Мать, которая окружена заботой многочисленных детей? Или уже дряхлая бабушка, которую почитают за древний и знатный род, опыт и знания? Выглядела ли она такой в реальной жизни? Или это парадный портрет, оставленный в назидание или на память потомкам? Что-то вроде современной фотографии, только сделанной навечно, в камне. Не сгорит и не выцветет на солнце. Пролежала в земле почти тысячу лет и еще пролежит не меньше, но уже на виду у всех.

Рассмотреть убранство древней половчанки и понять его назначение нам помогли кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского педагогического университета Сергей Николаевич Малахов и заведующий отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александр Петрович Лопатин.

Точнее сказать: мы рассмотрим убранство двух половчанок. Ведь в х. Веселом, почти в одном и том же месте, были найдены две очень похожие половецкие бабы, изображающие женские фигуры.

Выпаханные из кургана

— При проведении сельскохозяйственных работ в окрестностях хутора Веселого, расположенного в среднем течении речки Горькая Балка, из небольшого распаханного кургана были выпаханы два каменных изваяния, — гласят скупые строчки описания древних находок историка С.Н. Малахова.

— Обе статуи имели отколотые головы, сохранившиеся здесь же. Вырублены они были из монолитных прямоугольных песчаниковых плит и изготовлены в одной камнесечной мастерской. Резчик использовал одинаковые приемы в декорировке женских фигур. Нижняя часть обоих изваяний клиновидная, предназначенная для закрепления их в грунте. Оба изваяния относятся к домонгольскому периоду.

А дальше перед нами оживает образ древней незнакомки.

Шляпка с секретом

На головах статуй мы видим интересные остроконечные шляпы. Как утверждают археологи, такие головные уборы находят в древних погребениях половцев. Интересно, что они были сделаны из войлока и до нас в таком виде конечно не дошли. Как же узнали историки, что в могилах находят именно эти головные уборы древних модниц?

Дело в том, что крепилась такая войлочная шляпка на специальном бронзовом каркасе, который поддерживал волосы. Именно такие бронзовые каркасы для волос находят в погребениях.

Например, когда в 1985 году в непосредственной близости от Новокубанска, в Красной поляне краснодарский археолог Н.Ф.Шевченко раскапывал древние курганы, в одном из них был обнаружен половец с предметами, которые изображены на мужских половецких бабах: кольчужный набор, сабля, элементы пояса, кинжал…

Эти находки подтверждают, что те предметы, которые изображены на каменных бабах, были в реальной жизни.

В головном уборе обоих половчанок прослеживаются традиционные для половецких женских скульптур «рога» или «накосницы». Для чего они нужны древним дамам?

Элементарно, это же степняки кочевники. Чтобы у них в волосах не заводились вши, женщины заплетали волосы в косы, а потом эти косы упаковывали в футляр. Первоначально этот футляр был из бараньих рогов – доступного материала кочевников. Их предварительно хорошо выделывали, поэтому они были легкие.

Затем «накосницы» стали делать из бронзы. Но и бронзовые убежища для волос делали также в форме бараньих рогов.

Косы прятали в рога не только по гигиеническим соображениям. Они были символом богатства и изобилия, плодовитости. Способность женщин к деторождению была ее главной ценностью в глазах средневекового общества.

Эти «Рога» сохранились (возможно, следствие древнерусско-половецких контактов) и в русском женском костюме в головном уборе под названием «кичка».

Естественно, что накостницы из натуральных рогов в могилах не сохранились, они просто истлели. А вот бронзовые футляры для волос, которые мы видим на голове этих половецких баб, находила краснодарский археолог И.В. Каминская в женском половецком захоронении у станицы Темижбекской. А это не так далеко от Новокубанского района и тоже на правом берегу реки Кубань. Уж не там ли нашла место вечного упокоения наша незнакомка из Веселого?

Лоб головы украшала дугообразная полоса с закрепленными на ней каплевидными украшениями. Подобные украшения крепились на край накидки, выступавшей из-под шляпы.

Особенность этих украшений на головах обоих изваяний заключается в том, что в своей округлой части они были расчленены надвое. Вполне возможно, что таким образом скульптор изобразил округлые декоративные колокольчики с прорезями, широко представленные в женском костюме средневекового Северного Кавказа.

Голова нашей героини сегодня не вознесена гордо на каменном туловище, а лежит на полу Армавирского краеведческого музея, рядом с такой же отсеченной головой древнего половца.

Богатыми ли были наши половчанки?

Любопытно, что историк по древнему каменному изваянию может определить и размер богатства древних незнакомок. Увидел пару деталей и припечатал: «Эта дама была совсем не миллионерша. А вот у этой водилось немало баранов, а значит и деньжат, состоятельная была невеста.

Попробуем и мы разгадать размер богатства наших незнакомок из х. Веселого.

Массивные на вид серьги, украшавшие обеих наших каменных баб, вряд ли были сделаны из золота. Обычно они были полые, сделанные из тонкой серебряной фольги, следовательно легкие. Мочки ушей не оттягивали. Их форма в основном биконическая (два куска, соединенных основаниями конуса), их украшали сканью и зернью.

Вообще кочевники любили серебро, и оно чаще всего использовалось в женских украшениях. Половецкие традиции очень хорошо сохранили ногайцы в своем ювелирном ремесле.

Такие серьги хорошо известны по погребальному инвентарю кочевнических захоронений Восточной Европы. Характерны и для половцев Северного Кавказа домонгольского периода. Но вовсе не по ним можно определить половецкую миллионершу. О размере богатства свидетельствуют делали, которые находятся ниже – на теле статуи.

Внимательно следим за текстом исторического описания, вдруг и нам улыбнется удача:

— Детали костюма, руки, живот, грудь, кафтан, украшения выполнены барельефом. На груди прослеживается ожерелье в виде подвесок из «сердечек», прикреплённых острым концом к нити, и две гривны.

Ниже груди, по центру, видна прямоугольная подвеска.

Грудь отвисшая, живот выпуклый. На поясе изображен сосуд цилиндрической формы, придерживаемый двумя руками, с отставленными под углом большими пальцами.

Кафтан оторочен по низу и вертикали до пояса лентой. На запястьях рук –браслеты или манжеты рукавов округлой формы. Ноги на плоскости стелы изображены схематично, по колено. Общая высота изваяния (без головы) – 175,7 см.

Представили картинку? А теперь на поиски сокровищ!
Дело в том, что одну деталь украшений половецких баб никогда не находят в погребениях. На статуях они встречаются, а в могилах — нет. В чем же дело?

Речь идет о квадратных подвесках, которые изображались ниже груди статуи по самому центру. Они выполняли функцию амулетницы, стоили дорого и передавались по наследству. Отсутствие их в могилах объясняется их дороговизной, и изображались они на груди только самых богатых представительниц рода.

У наших обеих незнакомок из х. Веселого эти амулетницы присутствуют. А значит, обе они имели знатное происхождение и большие богатства.

На спинках кресла справа и слева от половецкой бабы видны круглый и квадратный предметы — атрибуты повседневной жизни. Круглый предмет с ручкой – скорей всего зеркало. Его изображение часто встречается на таких изваяниях.

Квадратный предмет, похожий на кисет или кошелек, может быть шкатулкой или амулетницей.

Подобные изображения до сих пор встречаются на кавказских надгробных памятниках. На них, например, изображают ножницы, швейную машинку — у женщин, у мужчин — револьвер, ружье, кинжал. А на современном армавирском кладбище есть и изображения автомобилей  (хорошо не в натуральную величину!). Но портрет умершего стремятся дать в полный рост! Архетипы средневекового  мышления действуют и в наше время. Человек не меняется, меняется материальная культура вокруг него.

Разгадав все загадки наших половецких баб, можно оценить выводы, сделанные историком С.Н. Малаховым:

— Серьезного внимания заслуживает тот факт, что датируются половецкие каменные бабы в основном XII веком. Это был век становления классового общества у половцев. С приходом в половецкие степи татаро-монголов изваяния исчезают совершенно. Очевидно, татары перерезали всю половецкую правящую верхушку. Изображать стало некого. У татаро-монголов обычай изображать в камне своих предков так и не возродился.

Куда же делись половцы?

После того, как монголо-татары разгромили половцев, этот народ рассеялся по обширной территории. При образовании Золотой Орды они ассимилировались с другими народами.

По мнению историков, именно от половцев пошли такие народы, как: татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы, крымские татары. Частично половцы стали составной частью венгров и болгар.

В память о некогда могущественном кочевом народе остались каменные бабы.

С. Шептун

НАЧАЛО<—>ЧАСТЬ2