Продолжаем интервью с автором исследования «Усадебное наследие Кубани», профессором Краснодарского государственного института культуры Натальей Александровной Гангур:

 

Передовые экономии Кубани и России
— Наталья Александровна, интересно Ваше мнение как историка о том времени, когда зарождались эти поместья на Кубани. Насколько развиты они были экономически? Какую роль играли на Кубани и в России?
— В пореформенный период усадьба, как модель жизни, устояла, выработав, хотя и не сразу в масштабах России, механизм приспособления своего быта к новым условиям. На Кубани этот процесс не отличался преемственностью, что было обусловлено рядом факторов. Стабилизация военно-политической обстановки на Северном Кавказе в 1860-е годы, издание ряда законодательных актов о разрешении иногородним селиться и приобретать недвижимость в казачьем крае, строительство Владикавказской железной дороги и другие факторы экономического характера, привлекли сюда массу иногороднего люда (крестьяне, купцы, мещане).

После реформы 1861 года, подорвавшей незыблемость основ существования дворянской усадьбы, земля и труд становятся объектами купли-продажи. Обширный дворянский земельный фонд, находившийся в собственности высшего офицерства, пожалованный им за военную службу на Кавказе, дробится на участки, которые активно скупают купцы и крестьяне-овцеводы из южных губерний России (например, Таврическая, Харьковская). Именно на пустующих жалованных землях в Закубанье (нынешние территории Новокубанского, Гулькевичского и Лабинского районов) создаются обширные многоотраслевые капиталистические экономии.
Создаваемые в степных районах Закубанья в конце XIX – начале XX в. экономии были различными по размерам, специфике хозяйственной деятельности – от нескольких десятков до нескольких тысяч десятин.
Термином «экономия» назывались имения, включавшие не только жилые и служебные постройки, садово-парковую зону, но также производственные и хозяйственные сооружения (депо, кузницы, мельницы, мастерские, амбары, конюшни), дома для рабочих и служащих, конторы и многое другое.


Богатые землевладельцы не отказывали себе в удовольствии преобразования среды по законам красоты: создавали архитектурно-парковые ансамбли с домами-особняками, водоемами, парками, павильонами и другими «затеями».
Если на территории России такие поместья были созданы давно, то на Кубани новые землевладельцы создавали их с нуля, используя для этого новейшие для того времени технологии, завозили из питомников саженцы редких растений.

Говоря о той роли, которую они сыграли в экономическом развитии региона, хотелось бы процитировать фрагмент из коллективного письма землевладельцев Кавказского отдела Кубанской области наказному атаману Кубанского казачьего войска, датируемое 1902-ым годом: «Живя в продолжение нескольких десятков лет в Кубанской области и будучи первыми пионерами завоеванного края, мы мирным путем продолжали завоевание, занимаясь культурою хлеба, разведением и улучшением скотоводства, овцеводства и коневодства, вносили в дикий край свою энергию, труд и капитал, чем давали громадный заработок, как местному рабочему элементу, так и привлекали в громадном количестве рабочих из внутренних губерний».

Действительно, в начале XX в. Закубанье было одним из наиболее динамично развивающихся районов Кубанской области, и многочисленные экономии сыграли в этом определяющую роль. Конечно, «локомотивами» в этом процессе стали такие развитые и хорошо обустроенные имения как образцовое хозяйство «Хуторок» баронов фон Штейнгель, экономии З.Ф. Щербака, купцов Николенко, которые активно внедряли передовые методы ведения сельского хозяйства, новую технику.

«Железнодорожный король» Рудольф Штейнгель
Самое видное место среди имений занимало хозяйство «Хуторок» баронов фон Штейнгель, которое по своим экономическим достижениям гремело на всю Россию. Это был высший уровень.
Причем имение «Хуторок» было лишь частью большой капиталистической империи баронов Штейнгелей. Основателем ее стал выходец из Прибалтики барон Рудольф Штейнгель, который сколотил большой капитал на строительстве Владикавказской железной дороги. Об этом подробно рассказано в четвертой книге серии «Усадебное наследие Кубани».
Рудольф Васильевич занимался строительством различных железных дорог. Тогда это строительство шло на условиях концессии повсеместно и очень активно в Российской империи. Казна давала очень большие привилегии для тех, кто строил железные дороги частным порядком. Правительство всячески поддерживало частную инициативу, предоставляло концессионерам полную свободу действий.

Начался настоящий железнодорожный бум. Почти за 15 лет, с 1866 по 1880 годы, в России было проложено 19 тыс. километров железнодорожного полотна. В период этого бума появились так называемые «железнодорожные короли» — вчерашние чиновники, винные откупщики или подрядчики, привлеченные возможностью заработать. По передвижению Рудольфа Штейнгеля по стране и рождению детей в разных городах даже можно проследить эту его железнодорожную деятельность.

Из Прибалтики Рудольф Штейнгель переехал в Петербург. Найдено упоминание, что жили они в гостинице «Европейской». Потом перебрались в Киев, где купили один из самых роскошных особняков с садом. Не исключено, что это состояние отец Рудольфа Штейнгеля  Василий Максимович сколотил, в том числе и путем финансовых махинаций, связанных со строительством железной дороги. Дмитрий Гангур – сын Н.А. Гангур, в ходе работы над диссертацией нашел документы, где прописаны эти схемы махинаций того времени при строительстве железной дороги.

Как только строительство Владикавказской железной дороги закончилось, Рудольф Штейнгель начал скупать поместья, в том числе вдоль новой железной дороги. И покупал их не в кредит, а выплачивал суммы полностью. Он в это время купил имение «Хуторок» на Кубани, имение «Городок» в Волыни со средневековым замком на острове посреди озера, строит дома, дворец во Владикавказе. У него было четыре сына, барон должен был обеспечить им наследство, дать стартовый капитал для дальнейшего развития.

У Рудольфа Штейнгеля было много имений. Но успех «Хуторока» был вызван строительством железной дороги, которая дала толчок к развитию. Она оказала влияние на оживление всей экономической жизни.

В конце 70-х годов, нале 80-х годов XIX века, когда спадает бум железнодорожного строительства, он становится сельским хозяином, его интересует торговля хлебом.

В «Хуторке» Рудольф Васильевич хотел создать крупное капиталистическое хозяйство. Основал здесь экономическую базу, которую затем развил его сын Владимир Рудольфович.

Выдающиеся хозяйства Николенко и Щербака

Экономии помещиков Николенко и Щербака хоть и не могли сравниться с размахом «Хуторка», но тоже имели свои достижения.

Наиболее активно подвизался на ниве экономического развития Яков Фомич Николенко. Среди множества частновладельческих имений Кубанской области конца XIX – начала XX века видное место занимала экономия «Барвинок», принадлежавшая ему — сыну екатеринодарского купца Фомы Акимовича Николенко. Как и отец, он был крупным предпринимателем, финансистом и благотворителем. Центральная усадьба Якова Фомича располагалась на территории нынешнего поселка Прогресс. До нашего времени сохранился господский дом и часть старинных строений.
Яков Фомич приобретал для своей экономии новое сельскохозяйственное оборудование, идя по пути механизации труда. В имении в то время уже были электричество, водопровод, канализация, телефон и телеграф. Здесь было установлено машинное отделение с машинами системы «Богатырь» и динамо-машиной, паровая вальцовая мельница. Имелся многочисленный сельскохозяйственный инвентарь отечественного и импортного производства: 2 локомобиля, кукурузные сажалки, веялки.

В 1910 году на Кубанской сельскохозяйственной, промышленной и экономической выставке из экономии Я.Ф. Николенко были представлены великолепные верховые скакуны, овцы-мериносы, породистые свиньи, семена различных сельскохозяйственных культур, кабаки «грандиозных размеров» и мука собственной выработки.

В 1914 году агроном Лабинского отдела охарактеризовал экономию Якова Фомича как «одно из благоустроенных и выдающихся хозяйств, насчитывающих за собой десятки лет, влияние которых сказалось на окружающее население в смысле поднятия экономического благосостояния».
Основными сферами деятельности Я.Ф. Николенко было сельское хозяйство и животноводство. С 1890-х годов он занимался мукомольным производством при станции Гулькевичи Владикавказской железной дороги. В 1906 году вместе с отцом и ставропольским мещанином П.П. Кореневым выступил учредителем акционерного общества «Фома Николенко». Обществу принадлежали пятиэтажная паровая вальцовая мельница, одна из крупнейших на Кубани (ее здание сохранилось в современном городе Гулькевичи) и паровой маслобойный завод. Общество было известно далеко за пределами Кубани. Принимая участие в многочисленных всероссийских и международных выставках, оно стабильно занимало призовые места и удостаивалось золотых и серебряных медалей. Предприятие имело колоссальные по тем временам торговые обороты: в 1912 году его доходы составили 2,5 миллиона рублей, в 1914-ом – 3,1 миллиона.
Якову Николенко принадлежала также Гулькевичская экономия, имелось отделение по хлеботорговле в Петербурге. Он стал одним из крупных акционеров образованного в 1909 году акционерного общества по строительству Армавир-Туапсинской железной дороги. Фамилия Николенко увековечена в названии одной из ее станций – Николенково (станица Лесогорская Апшеронского района).
Яков Фомич был участником проекта по созданию «агропромышленного гиганта» при разъезде Гирей Гулькевичского района — свеклосахарного и рафинадного завода, который был прерван Октябрьской революцией…
Эти экономии — Щербака, Николенко, — в 1914 году были признаны высококультурными хозяйствами. Свой статус они подтверждали и при временном правительстве. У них была самая передовая сельхозтехника.

Экономия Захара Федоровича Щербака была признана одной из самых лучших на Кубани. У него вообще уникальный вариант. Он построил в 1914 году вокруг своего поместья стены, окопал рвом, как крепость. У него была самая передовая сельскохозяйственная техника. Он закупал ее в Ростове-на-Дону. Все молотилки, сеялки были производства иностранных фирм.

Захар Федорович Щербак и Яков Фомич Николенко занимались предпринимательской деятельностью не только на Кубани. Фигура второго купца масштабом экономический деятельности выходит за рамки нашего региона. Прокофий Фомич Николенко одним из первых построил доходный дом в Ростове-на-Дону. Примечательно, что вся хозяйственная деятельность в их поместьях велась под личным контролем. Не просто управляющие занимались этим, а помещики лично вникали во все вопросы, контролировали. Прокофий Фомич Николенко каждое утро выезжал осматривать владения. Захар Федорович Щербак вел всю документацию. Они держали руку на пульсе, следили, чтобы добро не разворовывали. Также занимались благоустройством территорий, строили электростанции, первые линии общественного водопровода, обустраивали дороги.

В самих усадьбах были современные по тем временам системы водопровода, канализации, отопления. Электростанции и освещение были в «Хуторке» и в имении Захара Федоровича Щербака. Здесь на улицах стояли дуговые фонари. А Яков Фомич Николенко обеспечил водопроводной водой население Гулькевичей. Он построил водокачку и первый водопровод, причем строил его не только для своей экономии, но и для социальных учреждений, для жителей.

Передовые экономии — локомотивы экономического развития Кубани

Экономии оказывали огромное влияние на местное население окрестных населенных пунктов. Это выражалось в распространении правильного севооборота, современных по тем временам агротехнологий, сельскохозяйственной техники, животноводства, коневодства. Агрономы того времени называли их хозяйства высококультурными, образцовыми, постоянно подчеркивая их роль. Благодаря такой экономической деятельности возникали новые предприятия. Экономии обеспечивали работой тысячи рабочих, которые приезжали сюда на заработки со всей России.

Большую роль в развитии экономий играла Владикавказская железная дорога, на которой организовывались пункты хлеботорговли, ссыпки. Помещики участвовали в строительстве Туапсинской железной дороги для того, чтобы продавать свой хлеб, продукцию за границу через морской порт. Участок этой дороги от Армавира до Туапсе действует и сегодня. Туннели в горах были сделаны в то время. Часть Туапсинской железной дороги, которая вела от Армавира на Ставрополь, в советское время была разобрана, но великолепно сохранились до нашего времени ее мосты и насыпи.

Владельцы экономий разбогатели на племенном овцеводстве, но потом выгоднее стало выращивать хлеб, и они переключились с животноводства на растениеводство. Хотя продолжали развивать и животноводство, выставляли свой первоклассный скот на выставках и получали медали.

Они мыслили крупными проектами, которые бы объединяли усилия не одной экономии, а нескольких. Накануне Октябрьской революции часть местных землевладельцев, в том числе Владимир Штейнгель и купцы Николенко, хотели создать крупный синдикат по производству и переработке сахарной свеклы. Но событиях тех лет не позволили осуществиться этой идее. После установления советской власти именно на базе крупных экономий были образованы первые советские совхозы и колхозы.

Найден документ 1920 года об обследовании всех экономий Кавказского и Лабинского отделов Кубани на предмет создания на их базе советских хозяйств. В нем говорится, что именно в имении Николенко остался единственный на всю Россию и Сибирь рассадник племенного мериносового овцеводства. И его необходимо сохранить.

Надеемся, что дальнейшая исследовательская работа поможет найти еще больше подробностей о жизни и деятельности создателей экономий в этой части Кубани.

Продолжение следует

Записал Сергей Шептун (иллюстрации взяты из книг «Усадебное наследие Кубани» и личного архива Ирины Зенцовой)