Студентки Эвелина Чуцкова и Елена Даниленко в последние дни каникул не только отдыхали, но и пополняли свои знания о Новокубанском районе и бескрайнем небе над ним во время работы астрокемпинга «Звезды зовут!».

Состоявшийся в последние дни лета астрокемпинг «Звезды зовут!» неслучайно расположился именно на территории хутора Горькая Балка Новокубанского района

Огни больших городов рассеивают ночную тьму, продлевая для человека светлое время суток, увеличивая период продуктивной деятельности или развлечений. Но то, что является благом для человечества, подаренным техническим прогрессом, лишает созерцания открытого звездного неба над головой.

Любители астрономии выбираются в места, где не просто отсутствует засветка, но совокупность различных факторов обеспечивает благоприятный астрономический климат. Важнейшими условиями в этом являются прозрачность воздуха, степень его однородности, величина фонового свечения самой атмосферы и даже, казалось бы, мало влияющие накачество наблюдений за космосом факторы, как суточные перепады температуры и сила ветра.

До сих пор не теряют актуальности слова, сказанные более двух тысяч лет назад римским философом Сенекой: «Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими». Небосвод, усыпанный звездами, во все времена завораживал человека и становился источником легенд, песен, сказок и мечтаний. И август самое интересное время для созерцания ночного неба — сезон звездопадов.

В астрофизической обсерватории Российской академии наук у подножия горы Пастухова, что в Карачаево-Черкесии, находится крупнейший на планете радиотелескоп «РАТАН-600». Но и любительские телескопы позволяют увидеть с этой точки наблюдения гораздо больше, чем в более обжитых местах. На Черноморском побережье к юго-востоку от поселка Лазаревского, в микрорайоне Вардане, и на Бугазской, в дельте реки Волги близ Астрахани, в Чуйской степи в Республике Алтай, на берегу озера Байкал близ Иркутска, в заповеднике «Ленские столбы» на берегу реки Лены, и на Кольском полуострове вблизи Мурманска на косе открывается небо незабываемой красоты. Эти места по праву считаются лучшими в России для звездной охоты.

Телескоп для наблюдения за звездным небом готовит руководитель ООО «Национальное астрономическое агентство», заведующий астрофизической обсерваторией Кубанского госуниверситета А.Л. Иванов

Если посмотреть на эти места на карте, то можно увидеть, что большинство из них, кроме Кольского полуострова, находятся неподалеку от 45-й параллели, вдоль которой и протянулись территории с благоприятным астрономическим климатом. А жители Новокубанска ежедневно проходят по этой линии, пересекающей наш город. Поэтому нам и не обязательно ехать так далеко. Пользуясь преимуществом, предоставленным самой географией планеты, в рамках проекта «45 параллель – связующая нить» в гости в Новокубанский район пригласили всех любителей звездного неба. Для них, близ хутора Горькая Балка, был обустроен астрогемпинг с названием-девизом «Звезды зовут!».

Инициатором выступил активный популяризатор истории и достопримечательностей нашего района А.И. Чуцков. Начав подготовку мероприятия еще весной нынешнего года, он быстро нашел поддержку своей идеи у членов Армавирского местного отделения Русского географического общества, главы Прикубанского сельского поселения В.С. Мирошникова, сумел заинтересовать руководителя ООО «Национальное астрономическое агентство», заведующего астрофизической обсерваторией Кубанского госуниверситета А.Л. Иванова. И вот в последние выходные лета первый астрокемпинг на Кубани начал заполнятся людьми.

Согласно карты, составленной для приезжающих, дорога с асфальтовым покрытием перешла в грунтовую. Рачительный хозяин окрестных сельхозугодий, принадлежащих КФХ «Участие», П.Н. Калмыков после проезда сельскохозяйственной техники выровнял полевую дорогу. У въезда на поляну всех встречала вывеска астрокемпинга «Звезды зовут!», выполненная новокубанским членом Союза художников А.В. Трусовым.

Активными участниками в организации работы астрокемпинга стали сотрудники отделов по молодежной политике и культуре нашего муниципального образования. Торжественное открытие превратилось в настоящий концерт под открытым небом. В исполнении артистов Новокубанского, Прикубанского культурно-досуговых центров и сельского клуба хутора Горькая Балка звучали песни о звездах, космосе, дружбе и, конечно, о бескрайних русских полях, лишь на немного менее обширных, чем небо над ними. Вели приветственную часть мероприятия сотрудники Прикубанского культурно-досугового центра М.В. Хлус и С.И. Данилов. Среди зрителей прошелся шепоток: «Они достойны вести концерты и в Кремлевском дворце».

В торжественной части прозвучало видео-обращение исполнительного директора Ассоциации музеев космонавтики России А.С. Марусева. Перед собравшимся выступили глава Прикубанского сельского поселения В.С. Мирошников, председатель Армавирского отделения Русского географического общества Е.И. Демченко, руководитель ООО «Национальное астрономическое агентство» А.Л. Иванов, заместитель председателя Совета Прикубанского сельского поселения А.Б. Гавриш.

Геолог Е.И. Кирьякиди показывает один из стендов собственной коллекции, экспонаты которой собраны в окаменевших рифах, расположенных неподалеку. Туристам на территории нашего района есть на что посмотреть и в дневное время

В нашей жизни существуют события, которые могут быть как поворотными для всего человечества, так и значимыми лишь в локальных масштабах. Но все они достойны называться «звездными». В нынешнем году отмечались и отмечаются юбилеи целого созвездия таких дат. Так, 60 лет со дня первого в мире полета человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли. Далее, 55 лет назад советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на поверхность спутника Земли, и впервые в мире передала на нашу планету телепанораму лунной поверхности. Затем, 50 лет назад осуществлена первая в мире мягкая посадка на Марс советского спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Марс-3». А еще 75 лет назад было создано Краснодарское региональное отделение Русского географического общества, и пять лет назад такое отделение появилось в городе Армавире. Все эти даты астрономии и космонавтики стали красивым поводом собраться вместе людям, которых объединяют общие небесные интересы. На бескрайних просторах Интернета — в новостных лентах и в личных блогах тех, кто был на трехдневном астрокемпинге, уже размещено множество репортажей с места событий от непосредственных участников. А я же поговорила с тем, от кого и пошла эта поддержания многими идея, и кто скромно пребывал в числе зрителей в период торжественного открытия, предпочтя решение организационных вопросов выступлению со сцены, — Александром Ивановичем Чуцковым.

— Почему именно астрокемпинг? Под открытым небом ведь можно собрать любителей других туристических направлений, и их будет значительно больше.

— С древних времен люди интересовались тем, что находится за пределами Земли. Они хотели знать, что представляет собой космос. Самые первые цивилизации пытались понять, что же они видят. Новые знания породили множество мифов и легенд в разных культурах. Реальные же сведения стали хорошим примером использования звезд и Солнца в качестве ориентира для передвижения на дальние расстояния. Первые календари человека были связаны с Луной. Одна из причин, почему астрономия очень важна и сейчас, — она помогает нам подготовиться к любым опасным явлениям, возникающим в космосе. Даже создали каталог небесных тел, которые могут столкнуться с нашей планетой. Астрономия помогает лучше понять нашу планету, а также условия жизнедеятельности на Земле.

Мы не стремились к большой массовости во время работы астрокемпинга, тем более в период пандемии. Наша главная цель – приобщить людей к тайнам космоса, пробудить в них интерес к неизведанным мирам.

— Как выбиралось место, где расположился астрокемпинг? Когда возникла идея по его проведению, были сообщения о нескольких площадках, на которых «Звезды зовут!» сможет разместиться.

— Астрокемпинг неслучайно расположился именно в окрестностях хутора Горькая Балка. Здесь по мнению знатоков отличный астроклимат, замечательные условия для наблюдения за космическими объектами. Наш кемпинг в перспективе — место для полноценного отдыха астротуристов, на территории которого у посетителей будет возможность не только проверить свои познания в астрономии, но и побыть на природе, пообщаться с людьми самых разных профессий и возраста.

— Непривычное для слуха наименование – «астротурист»…

— Приставка «астро-» в слове «астротуризм» имеет греческие корни и восходит к слову «астрон», что означает «звезда». Поэтому можно сказать, что астротуризм — это звездный туризм. Ночное небо прекрасно: тысячи мерцающих «бриллиантов», Луна, планеты, кометы, Млечный Путь, полярное сияние, метеоры… Звезды вдохновляли поэтов на стихи, ученых — на открытия, странников — на путешествия.

— Вы считаете, что такие далекие объекты доступны и полезны каждому землянину?

— Все мы гораздо больше любители астрономии и потребители полезных разработок астрономов, чем представляется на первый взгляд. Человечество, чтобы больше узнать о Вселенной, продолжает развивать космические исследования. Многие технологические разработки необходимы для того, чтобы эти исследования были успешными. А они приводят к инновациям, которые полезны для разных отраслей человеческой деятельности.

Например, технология, впервые разработанная радиоастрономами, использовалась для создания нескольких медицинских инструментов визуализации, включая сканеры и МРТ, а программное обеспечение, которое используется для обработки спутниковых снимков из космоса, сейчас помогает медикам выявлять болезнь Альцгеймера. И таких примеров использования технологий, «обкатанных» астрономами, в нашей повседневной жизни можно привести огромное количество.

Конечно, астрономия не имеет большого значения для каждого конкретного человека, но человеческое любопытство дает большие прорывы в технологиях, предназначенных для Земли. Астрономия работает над решением загадки о нашем месте в бесконечном космосе и учит восхищаться беспредельностью и красотой Вселенной. И если у кого-то нет телескопа, то это не помеха наблюдениям за звездным небом. За последние десятилетия есть несколько астрономических открытий, сделанных невооруженным глазом: человек посмотрел без всякого телескопа на небо и сделал открытие. Любознательность и наблюдательность гораздо важнее дорогого аппарата.

А.И. Чуцков обладает обширным запасом знаний об истории и достопримечательностях малой родины и готов часами рассказывать об этом заинтересованным слушателям

— Есть ли данные о тех, кто посетил астрокемпинг? Сколько всего было человек, откуда они прибыли?

— Численный состав было проследить невозможно, не было такой цели, да и фактически посчитать людей было невозможно. Ведь в течение трех дней люди приезжали и уезжали, в том числе и в темное время суток, когда на поляне было запрещено любое освещение. Тех, кто обустроился с палатками, было сравнительно не много — чуть более 80 человек. Это в основном гости издалека – Ростовская область, города Краснодар и Сочи. А с учетом присоединявшихся к ночным наблюдениям и дневным экскурсиям количество участников еще повысилось. Для первого опыта это очень неплохой результат.

— В заключение не могу не спросить о планах на будущее.

— Астрокемпинг «Звезды зовут!» будет открыт для всех любителей космоса ежегодно в летнее время. Возможно, со временем, он станет одной из лучших площадок для проведения астроэкскурсий, развития астротуризма в Российской Федерации и сделает наш район точкой притяжения интересных людей, объединенных общей идеей. Мы будем проводить лекции и диспуты, обмениваться новыми идеями и полезными новостями. Будем проводить экскурсии по красивым и интересным местам Новокубанского района, развивать внутренний туризм. А еще – получать умиротворение от тихого созерцания бескрайнего звездного неба. В наш век запредельных скоростей это очень полезное занятие.

На территории астрокемпинга, во время наблюдения за звездами, у меня сам собой появился такой стих:

Люди, чаще смотрите на звезды:

Заберут они наши сомненья,

Нам подарят чудесные грезы,

И мгновенья лихих озарений.

Люди, снова зовет нас Космос,

Снова ждет он наших прозрений.

Ведь, друзья, никогда не поздно

Постигать нам Пространство и Время.

Люди, станьте Людьми с большой буквы,

Потреблятство с души прочь гоните.

И за стих мой корявый, люди,

На меня не сердитесь, простите.

— Спасибо, Александр Иванович. И за разговор, и за идею по созданию в Новокубанском районе астрокемпинга, и за то, что смогли все это реализовать. Успехов Вам и новых идей.

Елена Панкратьева (фото автора)