Хозяйство высокого уровня 

 

Яков Фомич Николенко владел большим количеством земельных наделов, расположенных в Лабинском и Баталпашинском отделах Кубанской области. Но основным местом проживания и центром сосредоточения хозяйственной деятельности семьи Я.Ф. Николенко стало имение «Барвинок», расположенное неподалёку от селения Кубанского Лабинского отдела (ныне пос. Прогресс).

 

Предположительно, имение «Барвинок» окончательно оформилось в том размере, в котором оно просуществовало до 1920 г. (2509 десятин), путём деления равными долями одного из имений Фомы Николенко между его тремя сыновьями Яковом, Прокофием и Никитий в период между 1880-1890 гг.

 

Хозяйство в «Барвинке» велось на высоком уровне. Основными видами деятельности были: выращивание сельскохозяйственных культур – кукурузы, многолетних культурных трав под сенокос, свеклы и пшеницы; садоводство, овощеводство, животноводство. В имении насчитывалось до 1500 ульев.

 

Яков Фомич приобретал для своей экономии новое сельскохозяйственное оборудование, идя по пути механизации труда. В 1910 г. на Кубанской сельскохозяйственной, промышленной и экономической выставке, проходившей в Екатеринодаре, из экономии Николенко были представлены великолепные верховые скакуны, овцы–мериносы, породистые свиньи, семена различных посевных злаков, кукуруза, кабаки «грандиозных размеров» и мука собственной выработки.

 

В 1914 г. агроном Лабинского отдела охарактеризовал экономию Якова Фомича, как «одно из благоустроенных и выдающихся хозяйств в отделе частных владельцев, насчитывающих за собой десятки лет, влияние которых сказалось на окружающее население в смысле поднятия экономического благосостояния». Высокий уровень культуры ведения хозяйства в «Барвинке» в конце 1919 г. констатировала и землеустроительная комиссия Лабинского отдела, постановлением которой хозяйство Я.Ф. Николенко было отнесено к разряду высококультурных.

 

В имении «Барвинок» 15 десятин было отведено под усадьбу и 2 десятины – под сад. Постройками имение (экономия)  была достаточно богата: главный владельческий дом, контора, 2 кухни, 7 домов для рабочих, депо для машин, мастерская, баня, 6 конюшен, 2 амбара, 3 сарая, свинарня, кузня с 3 горнами, машинное отделение с машинами системы «Богатырь» и динамо–машиной, паровая вальцовая мельница.

 

Имелся многочисленный сельскохозяйственный инвентарь отечественного и импортного производства: 2 локомобиля, кукурузные сажалки «Американ», веялки Клейтона и другие.

 

По примеру других землевладельцев Яков Фомич нанял для охраны имения черкесов, которых работники экономии называли «азиатами». В начале 1900-х годов в имении, особенно в летний сезон сосредотачивалось до 600 рабочих.

 

 

 

Уникальный усадебный дом

 

 

 

При обустройстве имения «Барвинок» здесь в первую очередь было налажено кирпичное производство. Стали возводиться хозяйственные постройки и главный дом. На кирпичной «стеле», установленной перед Свято-Никольским храмом, указана дата постройки дома – 1892 г.

 

Здание усадьбы купца Я.Ф. Николенко в п. Прогресс по мнению специалистов неповторимое, уникальное для усадебной архитектуры Кубани. Оно построено в стиле раннего модерна и отличается от усадеб двух его братьев, расположенных в п. Восход. По рассказам старожилов строить эту усадьбу приезжал  московский архитектор, но исследователям пока не удалось установить его имени.

 

При строительстве усадебного дома и других построек использовался «кирпич собственного производства, многолетняя гашеная известь, речной песок и белки куриных яиц». В нескольких десятках метров от усадьбы находилось многоквартирное (8–9 кв.) одноэтажное здание для прислуги и рабочих кухни. За этим домом был оборудован подвал–ледник с кладовыми над ним. Рядом стояла «белая» кухня, обслуживавшая исключительно господский дом. Недалеко от последнего возвышалась водонапорная башня, в которую «бочками завозилась родниковая вода».

 

Усадьба была оборудована современными коммуникациями – водопроводом и канализацией. Вода в дом и на кухню поступала из водонапорной башни и отводилась посредством канализации из керамических труб в специальный коллектор. В имении также имелось вместительное овощехранилище.

 

Отдельно стоит отметить наличие в «Барвинке» достаточно редкого в то время технического оснащения – телефона, проведенного не позднее 1909 г.

 

Внешний облик усадьбы, включая и бывший господский двухэтажный дом, который сейчас занимает Свято–Никольский храм, сильно изменился. Исчезли многие служебные постройки (указанные в описи 1920 г.), фонтан, «обновился» парк, подвергся переделкам дом.

 

Реставрацией и сохранением старинного здания занимается община православного храма, которой в этом деле оказали большую помощь благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», руководитель АО «Конный завод «Восход» В.И. Краснобрижий, руководитель ФКП «Армавирская биофабрика» Е.В. Сусский и коллектив предприятия, другие благотворители.

 

Кроме непосредственно усадебного дома сохранилась одна из конюшен, где сейчас располагается клуб п. Прогресс, и несколько домов, где проживали работники усадьбы. Все остальные постройки канули в лету.

 

Правда лесной цветок с лепестками синего цвета и твердыми блестящими листьями, стелющийся по газону у юго-восточного фасада старинной усадьбы, около апсиды, напоминает о своем названии. Барвинок – символ любви, счастья и вечной весны – довольно живуч и практически неувядаем; он расцветает первым, предвещая весну.

 

133-летний Николенский парк

 

 

Вокруг усадебного дома росли хвойные породы деревьев (сосны, ели), дубы, которые посадил Яков Николенко в ознаменование радостных событий – рождения пятерых своих сыновей. С древности дуб являлся символом долголетия, силы, мужества, крепости, поэтому выбор этого дерева был не случаен.

 

За домом, на северо-восточной стороне разбит обширный парк 1988 года закладки. В него уступами спускалась широкая кирпичная лестница с вазонами, установленными на невысоком парапете, сохранившаяся до наших дней.

 

Работы по обустройству парка шли одновременно с возведением дома. Липы, берёзы, сосны, ели привозились уже «взрослыми» по железной дороге. Для предохранения от заболоченности талыми, ливневыми и грунтовыми водами была создана дренажная система. Планировка представляла собой смешение типов английского пейзажного и французского регулярных парков: широкие прямые аллеи с многочисленными скамейками сменялись живописными лужайками и полянами, на одной из которых был устроен вольер для косуль.

 

На склонах близлежащих холмов насажены виноградники, кусты барбариса и яблони; за прудом и на участке по берегу р. Кубани – ясеневый лес.

 

В саду, кроме высокосортных фруктовых деревьев (преимущественно абрикос, яблоня, вишня), был малинник и большой участок клубники, посаженной между рядами абрикосовых деревьев. Здесь же находился виноградник, отделявшийся от сада узкой ясеневой посадкой. Старожилы до сих пор с ностальгией вспоминают о многочисленных пышных кустах сирени и «боскетов» из роз различных сортов.

 

Сад и виноградник орошались водой из близлежащего ерика с помощью специального водяного колеса, подававшего воду по системе желобов и канав на участки, требующие полива. Эта система действовала вплоть до 60–х годов прошлого века. Огород занимал несколько десятин, имел собственную систему орошения, отвода лишней воды. Но, как и сад с виноградником, до наших дней не сохранился.

 

За старинным Николенским парком ухаживает коллектив ФКП «Армавирская биофабрика». А администрацией Ковалевского сельского поселения разработан проект по его реконструкции в рамках краевой целевой программы «Комфортная городская среда». В проекте были учтены мнения специалистов по сохранению первозданного облика парка.

 

 

 

( Начало читайте http://svet-mayakov.ru/2021/04/28/жемчужины-туризма-имение-барвинок-ку/

Жемчужины туризма. Усадьбы купцов Николенко: сохранившаяся старина Кубани (продолжение)

или в  в печатном варианте «СМ»  № 13 от 1 апреля 2021 года.)

Продолжение следует

 

Материал подготовил Сергей Шептун с использованием материалов и иллюстраций из книг «Усадебное наследие Кубани» ученых Краснодарского государственного института культуры профессора Н.А. Гангур и магистра, исследователя Д.И. Гангур