Веселовский мост Ставрополь-Туапсинской железной дороги, сохранившийся около хутора Веселого Успенского района.

   

В предыдущих выпусках мы рассказали о предыдущих днях туристического маршрута, разработанного администрацией Новокубанского района, «Легенды великих имперских дорог Востока Кубани». Сегодня представляем вашему вниманию продолжение этой увлекательной поездки.

 

Второй день тура

 

Под защитой Прочного Окопа – образование Армавира

11.30-13.00 – переезд в населённый пункт Старая Станица, рассказ о быте казаков и гаев-черкесов, о роли железной дороги Ростов – Владикавказ в становлении и экономическом развитии города Армавира; посещение памятника архитектуры Армянская григорианская церковь, экскурсия в Армавирский историко-краеведческий музей.

В это же время, когда на правом берегу Кубани казаки обустраивали жизнь в крепости Прочный Окоп,  в 1839 году, на противоположном берегу возник армянский аул, населенный черкесо-гаями.

Черкесо-гаи – это армяне, поселившиеся среди горских племен и частично смешавшиеся с ними, перенявшие их быт и язык, но сохранившие христианскую веру вопреки исламизации, проводимой Османской империей.

Переселением горских армян из черкесских аулов занимался генерал Григорий Христофорович Засс, который в начале 1839 года окончательно определил место для основания нового объединенного поселения – на левом берегу реки Кубань, напротив крепости Прочный Окоп.

Генерал сообщал армянскому патриарху в Астрахани, что ему удалось собрать в горах 300 семей и поселить их на левом берегу Кубани напротив крепости Прочный Окоп. Поселение появилось ближе к устью реки Уруп на возвышении в том месте, где сейчас стоит армянская церковь.

Переселенцы расчистили прямоугольник земли и построили первые сакли на небольшой территории, ограниченной берегом реки Кубани и современными улицами Чичерина и Осипенко.

В первые годы аул представлял собой беспорядочное поселение: армяне жили в лесу в плохо устроенных саклях и шатрах. Спустя четыре года под руководством генерал-майора Безобразова селение было переустроено. Вокруг него был вырыт глубокий ров и насыпан земляной вал с двумя плетнями наверху. У трех ворот круглосуточно дежурила стража.

Вскоре после основания аула в центре поселения в 1840 году черкесо-гаи построили первую деревянную церковь. По прошению генерала Г.Х. Засса императорское правительство выделило на ее постройку ссуду в размере 2000 рублей серебром.

В 1843 году после пожара была построена новая каменная церковь, которая была торжественно освящена астраханским архиепископом Матевосом в 1861 году. Она получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). С конца 19-го века и по сей день эта церковь больше известна как Успенская.

В 1848 г.  аул получил название Армавир в честь первой столицы древнего армянского царства.

Переселение черкесо-гаев из горских аулов в новое поселение продолжалось. После отмены крепостного права сюда стали приезжать безземельные крестьяне из центра России и Украины. Аул стал больше похож на русское селение. А после того, как в 1875 году через него прошла Владикавказская железная дорога, аул переименовали в село.

Важнейшим фактором, повлиявшим на будущий рост и развитие Армавира, являлось его удачное географическое положение. Мирную и безопасную жизнь обеспечивало ему наличие крепости Прочный Окоп. В 20-ти верстах к югу, на правом берегу Урупа, находилось Георгиевское укрепление. На западе, по реке Лабе, одновременно с основанием Армавира, началась постройка Лабинской (Новой) укрепленной линии. Таким образом, Армавир был хорошо защищен от внезапных набегов горцев.

Удачное месторасположение селения, которое находилось на перекрестке важных дорог, впоследствии способствовало превращению Армавира в крупный торгово-промышленный центр, важный транспортный узел Северного Кавказа.

В лице переселенцев черкесо-гаев Россия обрела верных союзников и важных торговых посредников в мирных отношениях с горцами. Армавир с момента своего основания стал форпостом российского влияния в Закубанье.

Мощным стимулом для превращения Армавира в крупный торгово-промышленный центр становится строительство через него Владикавказской железной дороги, а затем и Ставрополь-Туапсинской железнодорожной магистрали.

Благодаря притоку иногородних переселенцев, уже к концу XIX века по количеству жителей селение сравнялось со средним российским городом. В Армавире складывается разветвленная городская инфраструктура. Ведется масштабная застройка, появилось электричество, а вместе с ним — телефон и водопровод.

Вскоре Армавир стал в один ряд с такими крупными городами, как Новороссийск, Екатеринодар и Ставрополь. Развитие торговли сопровождалось быстрым формированием промышленного потенциала города. Главное значение получают предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Здесь также развивается металлообрабатывающая, машиностроительная и химическая отрасли, действуют предприятия по обработке минеральных и волокнистых веществ, выпуску строительных материалов и др.

В начале XX века по годовым объемам промышленного производства Армавир занимал на Северном Кавказе второе место, уступая только Екатеринодару. Экономический потенциал, накопленный городом в конце XIX-начале XX веков, стал важной основой развития города в советское время.

 

 

Сокровища Армавирского краеведческого музея

 

Армавирский краеведческий музей был создан осенью 1904 г. как музей наглядных пособий «Обществом попечения о детях», возглавляемым общественным и политическим деятелем Кубани В.И.Луниным. Он имел около сотни экспонатов и располагался в одной из комнат Армавирской женской гимназии. Постепенно расширяясь, музей несколько раз менял адрес и, наконец, обосновался в Пушкинском училище (по совр. ул. Р. Люксембург).

 

Так выглядел в царское время железнодорожный вокзал Армавир-1 Владикавказской железной дороги.

В 1911 г. он изменил название и стал называться «Армавирский музей научных и прикладных знаний в память 19 февраля 1861 г.». В 1920 г. музей был взят на государственное содержание, в 1928 г. он получил прекрасное здание на углу ул. Ленина и К. Маркса. Существовало 3 отдела: краеведения, труда и санпросвета.

В августе 1942 г. при налете фашистской авиации музей был разрушен, полностью погибли фонды. В 1948 г. музею был временно предоставлен уцелевший особняк дом жилой промышленника Михаила Иосифовича Мисожникова (1900-е годы постройки) по ул. Ленина, 114, где он находится по сей день. В ноябре 1949 г. он вновь открыл свои двери для посетителей. Все экспонаты, составляющие основной и вспомогательный фонды, собраны послевоенным коллективом музея.

В музее собрана коллекция палеонтологических находок, включающая кости мастодонта, носорога, гиппариона саблезубого тигра и представителей ископаемой морской фауны. В их числе огромный череп (с бивнями) трогонтериевого слона, обитавшего на Кубани 250 тыс лет назад.

 

Хранятся археологические коллекции из экспедиций, которые проводятся на территории Средней Кубани, начиная с 1967 г. Среди них коллекция золотых украшений III тыс до н э (Майкопская и Северо-Кавказская культуры), V в до н э (скифская культура), II в до н э — II в н э (меоты и сарматы), VII в н э (аланы). Собрана уникальная коллекция скифских и половецких каменных изваяний. В основном, они найдены в окрестностях хутора Горькая Балка, несколько каменных статуй привезены из станицы Прочноокопской. Изваяния мужские и женские, изготовлены из серого песчаника и желтого ракушечника.

В коллекции имеется памятник киммерийской культуры — «оленный камень». Собрана коллекция чернолаковой и краснолаковой керамики и терракотовых статуэток.

Украшением музейного фонда является коллекция отечественного и иностранного оружия XVIII — XX вв. К ней относится оружие периода Кавказской войны XVIII — XIX вв. (кинжалы, шашки, кремневые и капсюльные ружья и пистолеты), а также гражданской (1917 — 1920 гг.) и Великой Отечественной войн (стрелковое, холодное боевое и парадное оружие).

В музейных фондах имеются коллекции: самоваров, в основном, тульского производства, мебели XIX — начала XX вв., «кузнецовского» фарфора, этнографическая коллекция, включающая предметы быта черкесо-гаев, русских, адыгейцев, немцев и других национальностей, проживающих в городе Армавире.

Коллекция предметов изобразительного искусства включает три этюда выдающегося русского художника М.В.Нестерова, написанные в Армавире.

 

Представляет интерес коллекция икон XIX — начала ХХ вв. С начала III тысячелетия особое внимание уделяется комплектованию коллекции православных икон образами Кубанских народных писем. Они традиционно отличаются по колориту и стилистике от икон, представляющих художественные традиции средней полосы России и ее Севера.

 В фондах музея хранится небольшая, но интересная коллекция древнерусских старопечатных и рукописных книг, дореволюционные издания журналов, газет, книг, дающая представление о развитии книги и книгопечатного дела.

Что касается темы туристического маршрута «Легенды великих имперских дорог», то в Армавирском краеведческом музее есть стенды, посвященные деятельности баронов Штейнгелей, а также Владикавказской и Армавир-Туапсинской железным дорогам. Есть собрание фотографий и документов, иллюстрирующих строительство и работу этих железнодорожных магистралей.

 

 

 

 

Мосты-призраки Туапсинки

13.00-14.00 – обед с дегустацией блюд традиционной кавказской кухни.

14.00-17.00 переезд в Успенский район, рассказ об истории строительства николаевской железной дороги («Туапсинки», «Хлебной дороги») Ставрополь – Туапсе;

17.00-17.30 – экскурсия по мостам — «призракам».

В публикации о первом дне путешествия по маршруту «Легенды великих имперских дорог» мы рассказывали историю создания железной дороги Ставрополь-Армавир-Туапсе и об участии в этом проекте известных купцов Якова Николенко и Захара Щербака.

 

 

2. Старинный мост через реку Кубань у станицы Прочноокопской. Сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и окончательно разрушен наводнением 2002 года.

 

Каменная Армяно-григорианская Успенская церковь г. Армавира была освящена в 1861 году. Она сохранилась до наших дней в своем первозданном виде.

 

Во второй день маршрута участники поездки познакомятся с одним из сохранившихся участков этой железнодорожной магистрали, который располагается на территории Успенского района около хутора Веселого. Это так называемый «Веселовский мост».

Несколько дальше в ст. Николаевской Успенского района сохранился целый комплекс построек этой железнодорожной магистрали: Мост, водонапорная башня, развалины железнодорожной станции, старинная мельница. Но время, запланированное на маршрут, уже не позволит осмотреть эти достопримечательности.

 

Веселовский мост Ставрополь-Туапсинской железной дороги, сохранившийся около хутора Веселого Успенского района.

 

Чем уникальны эти постройки? И почему они привлекают к себе множество туристов?

Дело в том, что при строительстве Туапсинки применялись наиболее революционные технологии того времени строительства инженерных сооружений, которых возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты.

Возможно, что сохранившиеся пролеты и так называемые «немецкие мосты» разрушенного участка Ставрополь — Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами в России. Образцами такого строительства как раз и являются «Веселовский» и «Николаевский» железнодорожные мосты, которые как призраки стоят в Прикубанской степи на фоне Ставропольской возвышенности. Самой железной дороги больше нет, а мосты сохранились.

 

Если к той части Туапсинки, что идет от Армавира до Туапсе судьба была благосклонна, и он успешно функционирует и в наше время, то участок от Армавира до Ставрополя был закрыт в 1922 году и разобран. Рельсы и шпалы этой ветки  были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) — Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 г.

От Ставрополя до Армавира трасса в 114 верст проектировалась и строилась инженером Александром Лашем и Иосифом Годзевичем. Это был самый сложный участок, где каждая верста дороги обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром. Но строили ее добротно, на века. Не даром часть ее построек сохранилась до наших дней.

Департамент Железнодорожных Дел в 1911 году утвердил смету на сооружение новой линии: Армавир — Ставрополь — Петровское, с ветками на Благодарное и Винодельное. Общая протяженность линии составила 334 версты, а проектная стоимость составила 25683920 рублей.

Если основной участок железной дороги от Армавира до Туапсе заработал с 31 августа 1911 года, то от Ставрополя через Армавир на Туапсе поезда пошли  в 1916 году. К Туапсе пошли первые составы со ставропольской пшеницей, продаваемой за границу.

Армавир-Туапсинская железная дорога имела большое экономическое значение прежде всего как транзитная магистраль, грузооборот которой все время возрастал. С 31 августа 1910 г. по 1914 г. было перевезено пассажиров 1 384 946 человек, грузов 73 762 337 пудов. Валовой доход дороги составил 4 734 013 руб.  В 1915 — 1917 гг. пассажирские перевозки составили 3.2 млн человек, а товарные — более 100 млн пудов. Общий валовой доход за эти же годы выразился в 9 млн рублей.

Основными грузами были лесные материалы, хлеб, масло, уголь, керосин, нефть, соль, поташ и др. Важнейшее место среди всех грузов занимали, лес и хлеб. Армавир-Туапсинская железная дорога (АТЖД) способствовала развитию промышленности края, увеличению населения, усилению его подвижности, росту рабочего класса. За период с 1909 г. по 1917 г. в Туапсе, Майкопе, Армавире возникают сравнительно крупные для этих мест промышленные предприятия металлообрабатывающей, машиностроительной, деревообрабатывающей, и пищевой промышленности. Кроме того, строятся заводы и мастерские в крупных кубанских станциях — Курганской, Белореченской и других. В связи со строительством и в ходе эксплуатации железной дороги формируются кадры железнодорожных рабочих.

 

18.00 – вручение сувенирной продукции, завершение маршрута, отправка туристов домой.

В заключение хочется сказать, что туристический маршрут «Легенды великих имперских дорог» — один из целого ряда вариантов интересных путешествий по территории Новокубанского района, разработанных администрацией муниципального образования Новокубанский район.

 

(Продолжение. Начало смотрите в № 41, 43, 44 от 14, 28 октября, 4 ноября 2021 года)

Статью подготовили Сергей Шептун и Евгений Замореев с помощью материалов, предоставленных администрацией Новокубанского района и Армавирским краеведческим музеем.

Опубликовано в номере №46 за 11 ноября 2021 года.