У войны не женское лицо
Женщины, девушки вынесли на своих хрупких плечах всю тяжесть военных будней. Не все они воевали на передовой с оружием в руках, но без их труда не было бы победы.
Их умелые руки перевязывали раны бойцов и под огнем на передовой, и в медсанбатах. Они обеспечивали связь действующей армии. Зенитчицы отражали налеты вражеской авиации. Сложно перечислить все военные специальности, которым пришлось научиться женщинам в нелегкое военное время.
Вера Васильевна Деркунская, в девичестве Федоренко, с семьей пережила оккупацию в родном селе Новокубанском и в апреле 1943 года была призвана Новокубанским райвоенкоматом в Красную армию. В городе Армавире создавался 74-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи в непосредственном подчинении 52-й армии.
Получив солдатское обмундирование и ботинки 41-го размера, — пришлось набить их матерчатой ветошью, чтобы нога 36-го размера чувствовала себя комфортно. Напряженная учеба в течение полутора месяцев. Изучали типы советских и вражеских самолетов. На патефоне проигрывали пластинку с гулом самолетов, и будущие наблюдатели на слух определяли тип самолета и его характеристики. Изучали оружие, телефонную связь, несение караульной службы, на полигоне производили боевые стрельбы из винтовки. И вот присяга.
Первая самостоятельная боевая задача в станице Григорополисской. Отделения из шести девушек по очереди круглосуточно находились на наблюдательной вышке с биноклем, вглядываясь в небо. Услышав гул любого самолета, срочно по телефону докладывали в штаб о количестве и направлении движения самолетов. Штаб располагался в городе Армавире, данные с многих постов обрабатывались и
сообщались в штаб армии, а командиры принимали решение о концентрации сил ПВО
на нужном направлении.
Далее последовала передислокация в город Майкоп. В последующем фронтовые дороги пролегли через города Ростов-на-Дону, Харьков, Молдавию, Румынию. Вера Васильевна так рассказывала о житье-бытье в то время: «…А сколько мы, девушки, земли перелопатили при смене позиций: рыли окопы, сами строили землянки, чтобы в них зимой и осенью готовить пищу, прятаться от непогоды, а летом спасаться от жары во время отдыха после напряженной смены и несения караульной службы. Менялись каждые 2 часа. И так изо дня в день. Раз в неделю приезжал командир с проверкой, и старшина привозил продукты.
Первое время питание было скромное, много голодали, но под конец войны вещевое и продовольственное довольствие намного улучшилось».
Еще одна интересная судьба у участника обороны Северного Кавказа Марии Андреевны Кирилюк, в девичестве Сорокиной. Она владела
редкой военной специальностью — оружейник самолета. От ее знаний, умений и сноровки зависела огневая мощь
самолета в воздушном бою — сможет ли летчик, используя огонь авиационной пушки и пулеметов, выйти победителем в сражении с фашистскими асами. Попав в боевой 25-ый Краснознаменный авиаполк истребителей полковника Бушева, Мария Сорокина поняла всю полноту
ответственности, возложенную на нее.
Началось летнее наступление гитлеровцев на Кавказ. В Красной армии самолетов не хватало, а имеющиеся использовались на пределе возможности. Ночами шел ремонт, и днем у всех работа до упада — за короткие минуты отдыха летчикам нужно было подготовить самолет к следующему боевому вылету. Осенью и зимой самолеты были значимой помощью наземным войскам в обороне перевалов Кавказа. В начале 1943 года -наступление по всему фронту: Минводы, Ставрополь, Тихорецк, Краснодар. Авиаполк получил американские самолеты «Аэрокобра», что внесло некоторое осложнение в работу всех наземных служб, из-за надписей на них на английском языке. Приходилось на ходу осваивать новый самолет.
В весеннем небе над Кубанью в районе Малой Земли и «Голубой линии» разгорелись ожесточенные воздушные бои, в которых участвовали сотни самолетов с обеих сторон. Германские ВВС направили на Кубань лучшие авиационные полки, фашистские асы из эскадры «Удет»
встретили упорное противостояние советских летчиков во главе с героями Покрышкиным, братьями Глинки и другими советскими «соколами».
Впервые за всю войну краснозвездные самолеты завоевали превосходство в небе, используя новый маневр, так называемую «воздушную этажерку».
Многие думают, что служба в тылу — мед. Но это далеко не так.
По воспоминания женщин, служивших в то время в армии, было трудно: комендантский час, происки диверсантов, внезапные налеты авиации и обстрелы дальнобойной артиллерии противника. Было много убитых и раненых друзей и подруг, особенно в начальный период войны. Быт в полевых условиях тяжел: плохо приспособленные для жилья помещения, сквозняки, холод. Даже не получавшие ранений женщины нередко попадали в госпиталь на лечение.
Но порой военные дороги дарили незабываемые встречи. Об одной такой рассказывала Валентина Ивановна Марьясова, в девичестве Чужина, когда она служила поваром в Красной армии. Одно из самых ярких воспоминаний касается зимы 1942-1943
года. Случилась эта история в Марьинской роще в городе Геленждике. Сослуживцы Валя и Алла дежурили в столовой, ждали к ужину командный состав. Далеко за полночь прибыли уставшие и замершие военные. Отужинав, высокий статный полковник поблагодарил девушек, вручил
по шоколадке. Убрали со стола и помыли посуду. Алла сказала Вале: «Вот добрый человек — Леонид Ильич». Так состоялась незабываемая встреча с будущим руководителем страны Л.И. Брежневым.
Женщины внесли огромный вклад в дело разгрома врага своими ратными делами на полях сражений и трудовыми подвигами, отдавая все силы
для приближения победы.
Станислав ПОЛЕВОЙ.
Опубликовано в номере за 27 января 2022 года