Привычка — основа характера. Многие из них начинают формироваться в раннем детстве и бывают разные. Внимание остановим на плохих привычках.

 

Вредные привычки — это навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом состоянии и психики, тормозит развитие личности в целом. Любая вредная привычка далеко не безобидна — она является сигналом тревоги: малышу плохо. Закрывать глаза и думать, что все самой пройдет — заблуждение.

 

Народная пословица гласит: посеешь привычку — пожнешь характер. Беседуя с родителями и педагогами, наблюдая и анализируя детей с вредными привычками, замечено, что если ребенку что-то запрещать, бить по рукам, ругать, наказывать, проблема не решается, а усугубляется. Например, к сосанию пальчика добавляется плаксивость и нервные тики; к покачиванию из стороны в сторону. Все эти действия возникают для того, чтобы ребенок мог справиться с собственными переживаниями. Это может быть неудовлетворенная потребность в любви, в познание, ребенок пытается снизить свою тревожность, компенсировать недостаток внимания со стороны взрослых, преодолеть страх. Срабатывают защитные механизмы, и малыш срывает негативные чувства на собственном теле: грызет ногти, расчесывает болячки, сосет пальчик, то есть на подсознательном уровне старается причинить боль себе, возникает самоагрессия. В группе детей, ребенок с вредными привычками чувствует себя неуверенно, замыкается, отвлекается от процесса познания, в итоге происходит задержка его развития, инфантилизация.

 

Знание причин дает шанс, исправить ситуацию. Важно понять причины, которые порождают вредные привычки. Чего она замещает, что она дает ребенку. Консультирование и обследование родителей на анализ семейных взаимоотношений показало, что в большинстве случаев причина кроется в семье.

 

Это может быть:

— незрелость родительских чувств (тебя не ждали). Малыш чувствует их спрятанное недовольство, и погружается глубоко в себя;

— эмоциональная холодность родителей к детям — безразличие. Место родителей занимает кто-то другой, например, плюшевый мишка;

— любители семейных баталий. Родители слишком заняты собой и своими непростыми отношений, а ребенок лишь средство для манипуляций. Детство таких детей обходит стороной, и они всегда готовы, что ничего хорошего не случиться;

— оскорбительные и унизительные замечания. Вроде желали добра, хотели предостеречь от ошибок, а получили чувство вины, обиды и страха. Недостаток любви и внимания сильно ранит детскую душу;

— властные мамы и папа стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю и лишая возможности быть самим собой. Ребенок смотрит на мир настороженно — не доверяя ему;

— равнодушие взрослых к внутреннему миру ребенка, у него нет проблем, он просто балуется или притворяется. Родители не могут понять — значит, не способны помочь;

— вечно занятые родители. Здесь малыш неосознанно пристраститься к любой привычке, лишь бы попасть в поле зрения своих родных. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитают, чем не замечают»;

— отсутствие развивающей среды;

— неуважение к увлечениям ребенка, неумение заглянуть в детскую душу понять, что для него имеет ценность. Их обычные восклицания: «Совсем от рук отбился, безобразник! Хватит заниматься ерундой!»;

— в раннем и младшем возрасте — это может быть подражание, когда дети повторяют плохие и хорошие примеры.

 

Все вышесказанное может быть причиной возникновения вредных привычек. И это далеко не полный перечень.

 

Что же делать в таких случаях?

 

Не одергивать малыша, не делать ему замечаний, а тем более наказывать нельзя.

Прежде всего, проанализировать и определить стиль воспитания. Как вы общаетесь со своим чадом. Разговаривать на равных нелегко — проще превратить разговор в нотацию. После такого разговора ребенок не понимает, в чем он провинился и почему должен быть наказан, родительское негодование только усилит его протест, он погружается в себя и остается со своей бедой один на один.

Наличие вредной привычки — признак сильной тревожности или даже зарождающего невроза у ребенка.

 

Рекомендации в работе с детьми, проявляющими вредные привычки:

— обратиться к психологу, возможно даже к психоневрологу;

— определить стиль воспитания;

— не ругать и не наказывать;

— разговаривать с ребенком, интересоваться его внутренним миром;

— научить ребенка выражать свои эмоции словами, раскрывать их в игре, рисовании, творчестве;

— предложить ребенку заняться чем-то более интересным, что отвлечет его. «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» — переключить внимание на предмет или занятие, которое ему интересно. Увлечь интересными играми, занятиями. Ребенок обязательно должен быть чем-то занят;

— научить играть и сотрудничать с детьми. У ребенка не должно оставаться времени на вредную привычку;

— использовать кукольный театр, в котором будут действовать герои привычками. Прием — психологическое зеркало;

— использовать пальчиковые гимнастики, игры напряжение — расслабление, на внимание, подвижные игры, ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой несколько раз в день по 10-15 минут;

— дарить больше внимания, тепла и любви. Ничто не заменит прикосновений любящих рук матери. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую музыку. В любой ситуации сохранять спокойствие.

 

И, наконец, детские проблемы — отражение взрослых проблем. Начинать нужно с себя. В руках взрослых находится самое бесценное!

 

Людмила КУНИЦЫНА, воспитатель Новокубанского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних