Ожесточенные бои солдат Красной армии с немецкими захватчиками проходили на всей территории города Новороссийска и в его окрестностях. На архивном фото высадка десантников (фото предоставлено автором).

9 сентября 1943 года началась Новороссийско-Таманская десантная наступательная операция, в результате которой 16 сентября, после ожесточенных боев, советские войска овладели городом-портом Новороссийском.

Наступление шло с трех направлений: атака с моря в Цемесской бухте, наступление от цементного завода «Октябрь» и атака с мысхакского плацдарма. Операция была завершена 9 октября 1943 года, когда последний немецкий солдат был изгнан с кубанской земли. Вражеские потери составили свыше 36 тысяч солдат и офицеров убитыми, около четырех тысяч пленными. Об этом рассказал брат — Игорь Владимирович Полевой. В 90-е годы, прозванные в народе «лихими», он трудился в транспортной фирме водителем. Часто приходилось бывать в Западной Европе, перевозил различные категории грузов. В одной из командировок вместе с напарником оказался в Бельгии.

Прибыли к месту назначения и зашли на территорию фирмы, которая была отделена от других низкорослой живой изгородью из декоративного кустарника. Водители сразу были атакованы сторожевыми собаками породы доберман. Спешно ретировались. Собаки, подойдя к изгороди и, злобно оскалив зубы, продолжали охранять свою территорию, не выходя за пределы ее границ. Брата поразило то, что собаки ни на метр не покинули пространство, видимо, они были «натасканы» только на охрану этой базы.

После обеда рабочий день у водителей закончился. Делать нечего, пришлось брату и его напарнику Евгению искать место для стоянки большегрузного авто. Западная Бельгия изобиловала судоходными каналами, служившими государству не одно столетие.

Найдя место на берегу у одного из каналов, расположились на отдых. Внимание привлекла самоходная баржа, которая на медленном ходу заняла место в судоходном «кармане» для стоянки. Флаг и герб Германии на рубке говорил о принадлежности судна к этому государству. Вскоре из рубки выскочила молодая женщина и, спрыгнув с баржи на берег, мастерски закрепила плавсредство канатами к чугунным тумбам. Из рулевой вышел настоящий «морской волк». Загорелое лицо со шкиперской бородкой, лихо заломленная морская фуражка с «крабом» на околыше. Выгоревшая на солнце тельняшка с широкими черно-белыми полосами подчеркивала принадлежность к морякам Европы (русских моряков отличает мелкая полоска). Дополнением формы бравого моремана были брюки, заправленные в сапоги с напуском на голенища.

С палубы баржи, груженной красным кирпичом, поднялась девушка 15-ти лет в купальном костюме и, свернув коврик и взяв в руки книгу, удалилась в каюту. Через несколько минут из рубки вышла молодая женщина и закрепила баржу к берегу. Привела в действие кранбалку и с помощью легких плоских строп опустила на берег легковую машину. В пути автомобиль крепился на крыше рулевой рубки. Вскоре мать с дочерью уехали на машине, а хозяин прохаживался вдоль баржи, с интересом поглядывая на соседей, которые на газовой печке готовили обед.

Брат Игорь, зная разговорный немецкий язык на бытовом уровне, произнес: «Камрад, ком цумир!» («Товарищ, иди к нам!»). Моряк со свойственной ему походкой, покачиваясь, подошел к водителям. Состоялось знакомство. Пригласили Вильгельма к столу.

Разговор между мужчинами перешел в доверительное русло. Вильгельм показывал на левый рукав рубашки, который был заправлен в поясной ремень. Чередуя немецкие и русские слова, произнес: «Осталась в Новороссийске. Земля Кубань». Руки не было по плечевой сустав.

Отдавая дань уважения гостю, Игорь и Евгений продолжали слушать рассказ. Вильгельм постоянно ругал Адольфа Гитлера, рассказывая о своей службе в Военно-морском флоте Германии, где обеспечивал охрану морских захваченных территорий в районе городов Новороссийска, Анапы, Феодосии.

В 1943 году в районе города Новороссийска, на рассвете, внезапно были атакованы советскими сторожевиками. От разрыва снаряда у борта судна он был сброшен взрывной волной в море. Сослуживцы успели кинуть ему спасательный круг. Выплыть самостоятельно не мог, было тяжелое ранение в левую руку. От артиллерийского огня катер затонул. Истекающего кровью Вильгельма, в числе других пленных, выловили из моря советские моряки.

После операции, проведенной в госпитале НКВД, и лечения находился пять лет в русском плену. Как инвалид работал в обслуге лагеря и конторщиком на стройке, восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство СССР. В 1948 году вернулся в Германию.

В разговоре с Вильгельмом часто звучали слова, подчеркивающие большое чувство вины немца за всю свою страну в целом, принесшей столько бед человечеству. С теплотой моряк отзывался о русских, у которых не было злости и ненависти к немцам. Вспомнил, как на стройке помогали друг другу выполнять задания.

Вот она — загадочная русская душа, которая ненавистна к врагу и при этом проявляет великодушие к тем, кого победили в 1945 году. Силу русского характера испытали на себе все завоеватели и получили мощный отпор. Этот рассказ, как назидание тем, кто хочет в очередной раз испытать Россию на прочность дружбы народов, которая проверена веками.

Станислав ПОЛЕВОЙ