Александр Чуцков с дочерью Эвелиной в Музее Мирового океана оценили разработку советских конструкторов — глубоководный аппарат «Мир — 1» (фото предоставлено А. Чуцковым)

Акванавт Анатолий Сагалевич 17 лет назад установил флаг России в точке географического Северного полюса. На глубину 4261 метр он погрузился в аппарате «Мир — 1». В самом западном областном центре Российской Федерации – городе Калининграде, сделал и триколор специального назначения.

Среди акванавтов планеты он единственный обладатель всех самых престижных наград в мире. На глубоководном аппарате «Мир — 1» А. Сагалевич погружался к затонувшему «Титанику» и на дно Северного Ледовитого океана. Его экипаж стал единственным, кто побывал в точке реального географического Северного полюса. За этот подвиг Анатолий Сагалевич получил золотую звезду Героя России. В общей сложности профессор провел в океане восемнадцать лет и погружался на глубину 6 тысяч 170 метров.

На творческой встрече в городе Светлогорске А. Сагалевич рассказывал о многом, но большее время посвятил истории о глубоководных аппаратах «Мир — 1» и «Мир — 2».

Первые погружения

Этот уникальный проект Советский Союз начал в 1985 году. На тот момент в мире не существовало глубоководных обитаемых аппаратов, которые могли бы погружаться на шесть километров. Еще до начала постройки аппаратов США установили запрет на передачу Советскому Союзу передовых технологий. Они не могли допустить первенства СССР в изучении больших глубин. Пытались убедить другие страны, что создание таких глубоководных аппаратов — проект не мирный, очередной виток гонки вооружений.

Финляндия была единственной страной, которая согласилась помочь Советскому Союзу. Она не входила в блок НАТО и не подписывала международный договор, который запрещал передачу новейших технологий странам Варшавского договора. Помогали финны не бесплатно. Но еще до постройки этих уникальных глубоководных аппаратов, технические эксперты США написали в отчете, что их создание невозможно. И ошиблись — в 1987 году «Мир — 1» и «Мир — 2» начали свои первые погружения.

— Идея аппаратов «Мир» и начальный проект были проработаны в академии наук СССР и в конструкторском бюро «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров института океанологии имени П.П. Ширшова. С применением глубоководных аппаратов «Мир — 1» и «Мир — 2» проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Аппараты «Мир» базировались на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», приписанного к Калининградскому порту, имеют глубину погружения до 6 километров, а такие глубины составляют 98% дна Мирового океана, — пояснил во время встречи Анатолий Сагалевич.

История киношедевра

Известный канадский режиссер Джеймс Кэмерон, совершивший с А. Сагалевичем 51 погружение на аппаратах «Мир» и называющий Анатолия своим ментором, узнал о советских глубоководных аппаратах, когда увидел документальный фильм о затонувшем «Титанике».

Режиссер тут же связался с Анатолием Сагалевичем и предложил вместе сделать художественный фильм. Но сначала Д. Кэмерон хотел лично увидеть «Титаник» на дне. И такую экскурсию режиссеру устроили. Когда он поднялся с четырехкилометровой глубины, точно знал, что будет снимать кино, но не знал, о чем оно будет. Анатолий Сагалевич тогда сказал:

«Сделай фильм о любви».

«А что для тебя любовь, Толя?» — спросил американец.

«Любовь — это полет» — ответил русский акванавт.

А потом весь мир увидел в «Титанике» знаменитую сцену полета, ту самую, где актеры Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет парят над океаном на носу лайнера.

Погружения к затонувшему «Титанику» занимали от восемнадцати часов до суток. Анатолий рассказывал, что перед каждым погружением к судну Джеймс Кэмерон махал рукой экипажу «Академика Мстислава Келдыш» и говорил: «Поехали!».

«Почему именно «поехали»?» — спрашивал его А. Сагалевич.

«Потому что, как Ю. Гагарин», — смеялся режиссер.

На дне Байкала

Настоящим «подводным Гагариным» был и остается Анатолий Сагалевич. Ему не раз предлагали попробовать слетать в космос. Но из-за перенесенной операции он вынужден был отказываться.

В его послужном списке более пятисот погружений. Он принимал участие в работах на затонувших подлодках «Комсомолец» и «Курск», погружался на дно озера Байкала почти на тысячу семьсот метров. Кстати, один из своих дней рождения Анатолий провел под водой. На пяти километровой глубине один из французских друзей-акванавтов подарил ему часы. А. Сагалевич носит их до сих пор.

На дне Байкала — самого глубокого озера в мире, было совершено много научных открытий. Одно из главных — большие холмы метана в твердом виде. В одном из погружений на дно Байкала членом экипажа в глубоководном аппарате стал Президент России Владимир Путин.

Коррозия не страшна

17 лет назад Анатолий Сагалевич снова заставил весь мир говорить о нашей стране, заодно опять вписав в историческое событие город Калининград. 2 августа 2007 года на дне Ледовитого океана в точке географического Северного полюса на глубине 4261 метр был водружен российский триколор. Аппаратом «Мир — 1», нырнувшим в ледяную тьму, управлял А. Сагалевич. А флаг из титановых сплавов сделали в калининградском конструкторском бюро «Факел». Космонавт Алексей Леонов сказал после погружения А. Сагалевичу:

«Анатолий, я первый в мире вышел в открытый космос, а тебе удалось побывать первым в подводном закрытом космосе, подо льдами Северного Ледовитого океана».

Как водится, на Западе началась критика экспедиции: пропаганда, в которой серьезным людям стыдно участвовать. При этом выражалась озабоченность тем, что Россия, похоже, решила показать, кто на макушке планеты хозяин. И следом к полюсу отправился ледокол «Оден» с американскими учеными на борту. Кстати, вместе с пилотом Анатолием Сагалевичем историческое погружение в Северном Ледовитом океане совершили полярник Артур Чилингаров и депутат Государственной Думы Владимир Груздев.

Вопрос из зала

Александру Чуцкову, присутствовавшему на встрече с Анатолием Сагалевичем в городе Светлогорске, особенно запомнился вопрос: «А сколько побывало людей в самой глубокой точке Мирового океана?». Акванавт ответил:

«На дно Марианской впадины, в так называемую впадину Челленджера, глубиной около 11 километров, погружались только три человека за всю историю! Океан, покрывающий большую часть нашей планеты, мы почти не знаем. Он изучен всего на 2-3%. Разве не парадокс? В океане нас ждет не меньше интересных открытий, чем в космосе».

В наши дни глубоководный аппарат «Мир — 1» стал экспонатом Музея Мирового океана в городе Калининграде, «Мир — 2» планируют выставить в музее Института океанологии в городе Москве. При этом оба смогут вернуться в строй, если понадобится. Многие специалисты считают, что «Миры» по-прежнему — лучшие.