В семейном альбоме сохранилась фотография 20-летней Нины — матери Любы Данильченко (фото предоставлено Константином Якуповым).

Продолжение. Начало в №13 от 30 марта, №19 от 11 мая, №29 от 20 июля 2023 года.

В начале марта 1953 года, ранним солнечным утром я проснулась в хорошем настроении. Прощай, детство! Теперь я девушка! Гражданка нашей великой Родины!

Передо мной почему-то промелькнула вся жизнь с горькими и радостными моментами, песнями и откровенными мечтами. Ах, если бы со мной рядом была мама, родная и самая близкая на свете. Мне исполнилось 16 лет.

Как редко пишет мне мама письма: одно-два в год. С каким нетерпением я жду от нее весточки. Миша и Валя пишут чаще, но мало. Отец и Надя не написали ни одного письма. Ну почему же?

Осталось пару месяцев, и я окончу семилетку, поступлю в техникум, уеду в город, стану студенткой. Часто буду ездить на свою малую родину — в хутор Стеблицкий, по которому, тоскуя, проливаю горькие слезы. Думаю о матери, отце, близких, родной хате, речке и неугомонных подружках.

Мамочка, напиши мне хоть пару строк в письме и мне сразу станет легче, улыбка сменит грусть, и я буду петь любимые песни.

Семилетка — первый рубеж

После уроков в одном из кабинетов собрался весь 7 класс — 34 человека. На повестке дня стояли три вопроса: о дисциплине, об учебе и приеме в кандидаты членов ВЛКСМ. Когда очередь дошла до меня при рассмотрении третьего вопроса, появились волнение и радость одновременно. Члены комиссии прочитали мое заявление, попросили рассказать автобиографию, задали несколько вопросов на тему устава организации. Все подняли руки — «за». Я задыхалась от счастья! Мне верили, товарищи принимали в свою комсомольскую семью.

20 марта я, Люба и Тоня Радюкины, Рая Шульга, Лора Дмитриева, Тая Василенко, Женя и Шура Бобрышевы, Николай Донсков, Коля Куликов и другие ребята с четвертого отделения поехали в село Ново-Кубанское на колхозном автомобиле, чтобы получить комсомольские билеты. Приехали в 9 часов 20 минут. Прогуливались по парку, учили устав ВЛКСМ. С 11 часов начали принимать по одному в здании райкома. В небольшой комнате за длинным столом, покрытым красной скатертью, сидели шесть членов бюро комсомола. На столе лежали тетради и карандаши, на стенах висели портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, К. Маркса и К.Е. Ворошилова.

Сердце бьется, стучит с огромной скоростью, мне кажется, что я горю невидимым пламенем, словно через меня проводят электрический ток. От волнения не хватает дыхания. Но пришлось ответить на вопросы.

— Как вы учитесь?

— Не плохо.

— Двойки есть?

— Нет.

— Газеты читаете?

— Да.

— Книги любите?

— Очень.

Успешно ответила на несколько вопросов из устава ВЛКСМ. Сидевшие за столом, приняли решение о том, что я — подходящая кандидатура для Союза молодежи. Мне и всем нашим ученикам вручили комсомольские билеты. Секретарь пожал нам руки и пожелал успехов в учебе, труде и жизни.

Это был самый счастливый день в моей школьной жизни. С этого дня я стала комсомолкой страны. Вступила в ряды передовой советской молодежи, чтобы быть лучшей во всем. Я подумала: «Много благородных дел у меня впереди, целая жизнь в такой прекрасной стране! Сколько подвигов можно совершить во имя торжества коммунизма! Нужно учиться и, овладев наукой, трудиться на благо Родины, на благо нашего героического народа».

16 мая 1953 года в последний раз пришла в школу. Семилетка окончена. Впереди экзамены по русскому языку и литературе, алгебре, геометрии, физике и географии, истории и Конституции СССР. Ежедневно повторяю пройденный за год материал, штудирую учебники до полуночи, чтобы сдать экзамены на «хорошо» и «отлично».

21 мая сдавали экзамен по русскому языку письменно. Класс был заставлен букетами из роз, петушков и полевых цветов. В углу стояли вазы с зелеными ветками, на тумбочке лежал пахучий чабрец.

На экзамене присутствовали: учитель Иван Митрофанович, директор Федор Матвеевич, учитель по немецкому языку Мария Федоровна. Иван Митрофанович прочитал экзаменационную статью «Дочь народа», и мы принялись писать изложение. Работу выполнила на «отлично». Это был счастливый и торжественный день.

Когда сдавала физику, мечтала, чтобы мне попался билет №3. И что же вы думаете? Я чуть не вскрикнула от удивления и восторга, когда вытащила из разложенных на столе белых листочков билет под №3. Ответила на «отлично». На оценку пять были сданы и все остальные предметы.

12 июня, когда был сдан последний экзамен, облегченно вздохнула. Позади, остались дни упорной подготовки. Все знания были переданы мне сполна. Я должна хранить их в памяти, чтобы опираясь на них уверенно идти вперед, овладевать наукой глубже и подбираться ближе к ее вершинам. Семилетка — первый рубеж в учебе, и этот рубеж взят! Спасибо тебе, родная школа!

На выпускной вечер все пришли с большими букетами цветов. Играла гармошка, и хотя многие из нас не умели танцевать парами, танцевали, как могли. Директор Федор Матвеевич вручил документы и пожелал счастливого пути в жизни, хорошей дальнейшей учебы в школе или учебном заведении. Жаль было расставаться, просто не верилось, что больше никогда не буду учиться в школе, где все было таким родным и знакомым.

Я получила свидетельство об окончании 7-ми классов и похвальную грамоту за отлично сданные экзамены. Как прекрасно! Счастью моему нет границ! Впереди — цветущая юность, дальнейшая учеба и труд.

Аудитория

Подала документы в Армавирский механико-технологический техникум имени А.И. Микояна на масло-экстрационное отделение. Была зачислена в число студентов без экзаменов, потому что имела похвальную грамоту. Мое счастье плескалось через край. Родина мне предоставила просторное здание техникума, кабинеты для лекций, лабораторные комнаты и спортивный зал.

Первый раз захожу в техникум, читаю расписание уроков. Теряюсь, не знаю в какой класс мне заходить. Напротив слова «аудитория» стояли цифры. Что такое аудитория, не знала, а спрашивать стеснялась. Когда прозвенел звонок и студенты направились в свои группы, я осталась в коридоре. Преподаватели тоже направились в свои группы. Спросили меня, почему не захожу.

— Не знаю, — пробормотала я, — в какой класс мне заходить.

— А, вы не нашли свою аудиторию, — догадался учитель и подошел к расписанию, висевшему на доске.

Разобрались, нашли группу. В первый день знакомили нас с правилами учебы, поведения и дисциплины в техникуме, показывали кабинеты и лаборатории. Руководителем нашей группы стал Дмитрий Михайлович Исаков — преподаватель истории. В начале нашего знакомства он произнес пламенную речь: «Вы должны ответить на заботу отличной и хорошей учебой. Родина и партия хотят, чтобы вы стали образованными специалистами. Занятия посещайте регулярно, не пропускайте лекции. Добросовестно овладевайте наукой, не упускайте драгоценное время, которое стремительно мчится вперед. Упущенное наверстать будет трудно. Учиться отлично — ваш патриотический долг. Вы должны помогать отстающим, воспитывать их в духе борьбы с трудностями. У вас не должно быть «штурмовщины» перед экзаменами, каждый день надо использовать для пополнения знаний. От сессии до сессии глубоко изучайте каждую учебную дисциплину, выполняйте свои практические задания, активно участвуйте в общественной жизни. Получите дипломы и каждый будет трудиться на благо Родины».

Город — не деревня

Началась счастливая, волнующая студенческая жизнь. Все было новым для меня: и занятия в техникуме, и квартира на улице Энгельса, и город, и магазины, и наличие транспорта. Я была стеснительная с учителями, студентами и с хозяйкой на квартире. Неразговорчива и молчалива. Это отразилось на моей успеваемости. Бытовые условия были плохие, я плохо питалась, а впроголодь наука в голову не шла. Но все же, решила стать настоящей студенткой. Меня часто вызывали в канцелярию и в учебную часть, хотели узнать причину моей слабой успеваемости. Я молчала и обещала исправить оценки. Растерялась от нового места учебы и проживания.

Судьба открыла мне одно обстоятельство, которое стало терзать мое сердце. Различные мечты и волнения не выходили из головы. Во время объяснения урока учителем, я почти не слушала его, мои мысли были далеко от них. Одной из причин были плохие условия на квартире: в маленькую комнату часто забегал сын хозяйки и мешал учить уроки. Из еды в основном были хлеб, арбуз и чай. Не было керосинки, чтобы приготовить суп.

За учебу в первом семестре заплатила 75 рублей. Мама дала мне 40 рублей до 25 сентября — дня получения стипендии размером 140 рублей. Нужно было купить книги, хлеб и сахар. Тарелка борща в столовой стоила 2 рубля.

Из полученной стипендии 30 рублей отдавала за квартиру, и столько же оплачивал техникум. Итого — 60 рублей. На оставшиеся 110 рублей в месяц можно было жить кое-как, а если честно, сводить в столовой концы с концами. Я видела, как другие студенты тратили на питание по 300-500 рублей в месяц. Позже появилась керосинка. Я привозила из дома картофель, лук, подсолнечное масло, чтобы сварить суп или борщ, если была капуста. На приготовление обедов уходило много времени и практически не оставалось его на подготовку уроков. На выходные ездила домой в хутор и зачастую «зайцем» — денег не хватало. Часто приходилось ходить пешком.

Поездка из края в край

6 ноября решила поехать к бабке и деду в станицу Косякинскую с таким расчетом, чтобы вернуться в город Армавир 8 ноября к вечеру. После занятий в 4 часа выехала на машине, шофер направлялся в город Ставрополь. В кузове сидели пассажиры, ехавшие в населенные пункты Горькую Балку, Каменобродскую, Филимоновку и Новомарьевскую. Стало темнеть, когда приехали в Горькую Балку. Я предполагала, что водитель поедет через станицу Косякинскую и сижу себе в кузове, укутавшись в шинель, которую захватила из квартиры хозяйки, чтобы не замерзнуть в дороге. Слезли три пассажира, машина поехала дальше.

Выглянув из кузова на дорогу, увидела, что едем по незнакомой холмистой местности. Спросила сидевших в кузове людей: «Куда мы едем?» Ответили: «В Каменобродку».

— Но мне надо в станицу Косякинскую.

— Что же ты не слезла в Горькой Балке? — Ответили они.

Приехали в Каменобродку. Несколько человек слезли и отправились по домам. Я тоже слезла с машины, но куда идти в ночь? Боюсь проситься к кому-нибудь переночевать.

Продолжение следует.

Ирина ЗЕНЦОВА