Сквозь время слышен бой часов…
Мерное тиканье механизмов создает расслабляющую атмосферу, река времени, не спеша, продолжает течь по руслу почти с вековой историей. Трудно поверить, но великое множество шестеренок, молоточков, пружинок, винтиков и маятников работают без перерыва и погружают в чарующий мир таинственных звуков.
Такова музыка времени коллекционера Алексея Козлова из станицы Прочноокопской. В выставочном зале местного культурно-досугового центра во второй раз прошла его персональная выставка старинных механических и кварцевых часов.
Старинные часы еще идут…
Старинные часы стали свидетелями судеб тысяч жителей станицы Прочноокопской и не только. Люди приносят коллекционеру образцы часов 50-80 годов, которые десятилетиями пылились на чердаках и в сараях, на полках шкафов. Время испытывает на прочность и это уникальное изобретение человечества. Как правило, все часы поступают в руки мастера в нерабочем состоянии, в неприглядном корпусе с потертой краской и отслаивающимся лаком, ржавыми механизмами и обломанными стрелками.
— Первыми старинными часами в большой коллекции стали простые на первый взгляд ходики «Русские узоры», которые понадобились мне для создания комнаты в стиле 70-х годов. После этого они долгое время пролежали в шкафу. А когда мне принесли «шалаш» — часы с кукушкой от сердобского часового завода «Маяк», у меня возник интерес к тому, как они устроены внутри и можно ли их запустить. Начал искать информацию на форумах в сети «Интернет», и мне удалось настроить механизм. Часы вновь стали работать. Обновил корпус. С этого все и началось, — рассказывает Алексей.
От мечты к реальности
В своем доме под тикающие предметы старины Алексей отвел отдельную комнату, в ней он и дает вторую жизнь ходикам. Еще три года назад это все былой мечтой, которую удалось реализовать благодаря огромному желанию собрать коллекцию и провести выставку. Тем более, соседи, узнав о новом увлечении Алексея, начали приносить ему редкие экземпляры: настенные, каминные, наручные часы.
— Мне подсказали, что старинные часы можно приобрести на «блошином рынке» в городе Армавире. Купил несколько часов и загорелся в полном смысле этого слова. Желание собрать коллекцию усиливалось с приобретением каждого очередного предмета старины, — делится коллекционер.
Не проходите мимо!
Истории поступления часов самые разные. Бывает так, что мастеру попадают в руки ходики с испорченным от времени механизмом, который невозможно восстановить, но с хорошим корпусом. Тогда Алексей ищет похожий механизм от других часов и интегрирует его в корпус времен СССР и наоборот.
— Все часы из коллекции прошли через мои руки: очищены, перемыты, смазаны и собраны. Порой сложно найти запасные части для механизмов по причине того, что заводы их уже не выпускают, приходится искать «доноров». Иногда процесс восстановления одних часов занимает до двух-трех месяцев, но это того стоит, чтобы услышать тиканье и увидеть ровное движение стрелок. Один старинный экземпляр нашел на мусорной площадке в городе Краснодаре, часы находились в весьма неприглядном состоянии. Жильцы больших городов часто за ненадобностью выбрасывают изделия из прошлого века. На этих отсутствовало стекло, стрелки были покрыты ржавчиной. Заклеил корпус, покрасил его, закрепил стекло и почистил механизм. Часы завода «Маяк» 1970 года выпуска продолжают отсчитывать время в XXI веке и отражают дух ушедшей эпохи, — рассказывает Алексей Козлов.
Сегодня коллекционер в основном старается приобретать неисправные часы, чтобы получить удовольствие от ремонта и сэкономить денежные средства. Мастер не может себе позволить тратить большую часть зарплаты на приобретение дорогих часов или запасных частей. Те, что перебрал своими руками — ценятся больше, признается Алексей.
Смена эпох под бой часов
За три года коллекционирования появилось много интересных экземпляров. Например, необычные часы «Урожай», сделанные в Советском Союзе в 1932 году (самые старинные в его коллекции). Приобрел их все на том же «блошином рынке». Рядом висят уникальные часы 1964 года выпуска, собранные к 47-й годовщине Октябрьской революции.
— Циферблат и механизм были полностью поржавевшие, местами деформированные. Приобрел их за 300 рублей, а на восстановление потратил в несколько раз больше. Рядом часы 1953 года, выпущенные на Орловском часовом заводе. Маятник для них изготовил из лакированной жести (временно, чтобы и их представить посетителям на выставке). Все часы, которые показываю мне дороги одинаково, — говорит Алексей.
Гордость коллекционера — массивные настенные часы с кукушкой. Кстати, внутри еще сохранилась оригинальная этикетка, содержащая название завода-изготовителя и правила пользования часами. Во время рассказа об этом экземпляре услышали бой работающего старинного механизма и увидели маленькую кукушку.
Еще одни ходики, настенные, длительное время провалялись на чердаке в одном из станичных домов. Друг коллекционера предложил их отыскать среди ненужных вещей и оценить состояние. Как оказалось позже, механизм был рабочим, а вот корпус полностью поврежден внешней средой и жучками. Имея навык резьбы по дереву, мастер изготовил новый корпус, и получились эксклюзивные часы, от которых посетители выставки были в восторге.
Гармония звука
В планах коллекционера — приобрести необычные старинные часы из прошлого века. Автор выставки уже нарисовал эскиз предмета на бумаге. Скорее всего, в ближайшее время, этот экземпляр станет центральным экспонатом. По задумке коллекционера следующая выставка откроется примерно через пять лет.
— Часы — это живые организмы, к ним нужен особый подход. Приятно, когда на мою выставку приходят люди старшего поколения. От увиденного у них появляется огонек в глазах, они с ностальгией вспоминают о прошлом. Когда механизмы работают в унисон, создается ощущение, что чувствуешь гармонию огромной Вселенной. Старинные и современные часы обязательно должны идти и отсчитывать точное время. В этом, на мой взгляд, и заключается их самая главная миссия, — добавляет Алексей Козлов.
Сегодня невозможно представить современную жизнь без часов. А старинные часы, которые были представлены на выставке Алексея Козлова, — это не только элементы интерьера, но и символы семейных традиций, молчаливые хранители истории. В них какая-то особая притягательная сила, заставляющая по-другому взглянуть на течение нынешнего времени.