Здание театра в имении «Хуторок» в 1915 году (фото из книги Н.А. Гангур и Д.И. Гангур «Бароны фон Штейнгель»).

Еще в подростковом возрасте будущий землевладелец был увлечен таинственной жизнью театра. Сценическое преображение, способ очутиться в необычном месте, стать другим персонажем, давали молодому человеку возможность неординарно проявлять себя, фантазировать.

Волшебство театра притягивало юношу, и он с удовольствие участвовал в домашних театральных постановках.

Первое упоминание об участии Владимира в самодеятельных спектаклях относится к периоду, когда семья Штейнгелей проживала в городе Киеве. Огромный дом, купленный отцом Рудольфом на Бульварно-Кудрявской, как нельзя лучше подходил для организации семейного театра, для сбора в нем благодарных зрителей. Зал всегда был полон. Это были представители любопытного киевского светского общества, желающее познакомиться со знаменитым «железнодорожным королем» и посмотреть на заново отстроенный баронский дворец. Многочисленные родственники, которые любили семью с удовольствием гостили у них. Друзья, уважительно относившиеся к баронам, старались не пропускать с членами семьи ни одной приятной встречи.

Каждые выходные и обязательно по праздникам устраивали семейные театральные дебюты. С самого утра в доме царила атмосфера подготовки к предстоящему спектаклю. Участники представления ходили по залам, повторяя роли, проверяли костюмы, осматривали готовность сцены. Это было непередаваемое ощущение предстоящей феерии, приятная суета. В такой атмосфере проходили годы юности молодого барона.

После внезапной смерти отца, Владимиру было необходимо срочно переехать в город Владикавказ, чтобы продолжить дела Рудольфа и достойно предстать перед городским обществом. Среди всей владикавказской деятельности молодого барона присутствовал и театр. Владимир Штейнгель организовал городской театральный кружок, в котором стал постановщиком спектаклей, играл в них главные роли. Среди выбранных им произведений, в сентябре 1897 года на суд зрителей были представлены комедия «Семейные пироги» и водевиль «На аристократический манер».

Жизнь в городе Владикавказе не была продолжительной. В озвученном в 1897 году завещании отца значилось, что его младший сын Владимир получает в наследство и экономию «Хуторок», находящуюся в Кубанской области Лабинского отдела, близ селения Армавир. Занимаясь оставленным ему от отца огромным имением, Владимир был поглощен в доселе неизвестной ему сельскохозяйственной деятельностью, но все-таки нашел и здесь место театру.

Вначале это были постановки под его руководством и с его участием в самом имении «Хуторок». Спектакли проходили на сцене специально выстроенного помещения. Актерами состояли как члены баронской семьи, так и служащие имения. Некоторые роли иногда доставались и простым работникам «Хуторка». Барон сам отбирал актеров, подбирал для них костюмы и определял им должное место в своих постановках.

На этом дело не закончилось. Новый владелец «Хуторка», активно участвующий в общественной жизни Армавира, представлял свои спектакли и на сцене армавирского театра. Так, в начале января 1915 года в газете «Отклики Кавказа» писали: «В воскресенье 4-го января 1915 г., в театре Меснянкина состоится спектакль-концерт в пользу детей воинов, ушедших на войну. Под режиссерством и личным участием барона Владимира Рудольфовича Штейнгель, его семьи и сотрудников «Хуторковского театра». Поставлено будет: «Помолвка в галерной гавани». Из жизни мелких чиновников 40-х годов в Петербурге. По желанию публики «Жизнь за царя», «Сцена у монастыря»…».

Барон был также частым гостем в Новочеркасском театре, куда ездил со своими друзьями смотреть новые сезонные постановки гастролирующих российских театров. Кстати, однажды он так увлекся одной из знаменитых служительниц Мельпомены Валентиной Пиантковской, что оставив на время свое знаменитейшее имение «Хуторок», уехал с театром, в котором играла прима, на гастроли по Северному Кавказу. Один из друзей Штейнгеля – эстрадный певец и актер оперетты Юрий Морфесси, в своих мемуарах вспоминал, как однажды выхватил из рук Владимира пистолет, из которого барон хотел застрелиться, не справившись с ревностью по отношению к примадонне. Разум барона взял верх. Гастролирующий театр был оставлен, но не оставлена любовь к самому театральному действу.

Владимир Штейнгель начинает приглашать в имение «Хуторок» театральные труппы, устраивает в усадьбе представления со знаменитыми актерами Российской империи. Афиши, сохранившиеся до наших дней, лучше всяких слов рассказывают о том времени, перенося в театральное прошлое баронской усадьбы. Читая их, понимаешь, какое место в жизни В. Штейнгеля занимал театр и сколько времени он посвящал любимому увлечению.

Ирина ЗЕНЦОВА, краевед