Прославленный генерал Иероним Иванович Стебницкий получил земельный участок в размере 1012 десятин и 2125 сажень (фото предоставлено Владимиром Казанковым).

В 2023 году жители хутора Стебницкого отпраздновали 180-летие со дня основания населенного пункта. Но его история до настоящего времени остается малоизученной и несколько полузабытой страницей. Когда и при каких обстоятельствах появился этот населенный пункт — одна из главных тайн.

Существующая информация о хуторе скупа и концентрируется на спорных, предвзятых фактах. Это лишний раз говорит о том, что вопрос о происхождении х. Стебницкого еще не был предметом серьезного изучения. Между тем, открытой информации вокруг вполне достаточно, чтобы пролить некоторый свет на пробелы в истории.

С чего все началось?

Большую информацию о хуторе Стебницком на основе официальных документов и исторических фактов собрал наш земляк Владимир Иванович Казанков — казак станицы Бесскорбной, краевед, член Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца.

История зарождения нынешнего Стебницкого, как в капле воды, отражается в фактах, разбросанных в округе соседних населенных пунктов. Истории этих населенных пунктов похожи, но в каждом есть нечто свое, неповторимое.

Историческая панорама, на фоне которой был основан хутор, будет не полной, если исключить из нее такое событие как начавшийся колонизационный процесс заселения и освоения, богато одаренных природой, но опустевших после Кавказской войны пространств Северо-Западного Кавказа. Одним из способов колонизации и освоения этих благодатных земель, в частности Поурупья, стало частное землевладение. Именно здесь, в колонизационно-переселенческом процессе, стоит искать самую раннюю хронологическую грань истоков современного хутора Стебницкого.

В начале 70-х годов XIX века за службу на Кавказе и оказанные при этом в пользу Отечества подвиги генералам, офицерам и классным чиновникам Кубанского и Терского казачьих войск, а также, не принадлежавшим к казачьему сословию, генералам и офицерам бывшей Кавказской армии, крупным дворянам-чиновникам и горской знати, в зависимости от чина и класса, щедро жаловалось право владения крупными земельными наделами (от 200 до 2500 десятин каждому).

Высочайше утвержденное 23 апреля 1870 года «Положение об обеспечении взамен пенсии землею генералов, штаб-офицеров и обер-офицеров, а также чиновников казачьего войска, по нормам Положения 1842 года» устанавливало передачу указанных участков в полную потомственную частную собственность. То есть земельная собственность офицеров согласно этому нормативному акту автоматически превращалась в территориальные ядра образованных впоследствии на них хуторов.

Кто такой Стебницкий?

С названием населенного пункта на первый взгляд все просто: во всех известных дореволюционных документах хутор именовался Стебницким, по фамилии прославленного генерала Иеронима Ивановича Стебницкого — дворянина, российского геодезиста, начальника военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба, член-корреспондента Петербургской академии наук, автора более 40 научных работ, генерала от инфантерии.

История сохранила планы дач генерального и специального межевания 1746-1917 годов. В списке владельцев имеется запись: «В 1873 году, 22 сентября, тогда еще полковник Иероним Иванович Стебницкий, был пожалован участком в размере 1012 десятин и 2125 сажень». Анологичная информация имеется в Памятной книге Кубанской области за 1875 год.

Быстрое экономическое развитие края, его малонаселенность, нехватка рабочих рук, плодороднейшие почвы, сравнительно низкие цены на землю и ее аренду, а также правительственные мероприятия (издание Положения 1862 года «О заселении предгорий Западного Кавказа»), делали Кубань притягательной для крестьян из центральных губерний Российской империи. Народ буквально хлынул сюда. Переселение носило как целенаправленный, так и стихийный характер. Основную массу переселенцев составляли крестьяне Воронежской, Курской, Орловской, Полтавской и Харьковской губерний.

Получив землю в частную собственность, наименее склонные хозяйствовать на ней герои Кавказкой войны предпочитали, даже ни разу не появившись в своих «имениях», быстрее с ними расстаться. С течением времени большинство земельных участков были по различным причинам проданы (иногда неоднократно) другим лицам. Пользуясь безденежьем и хозяйственным невежеством импровизированных «помещиков», их всемилостивейшие пожалованные «латифундии» в большинстве случаев скупались за бесценок.

К примеру, соседний со Стебницким участок генерала Василия Константиновича Семчевского был продан армавирскому купцу Шахназарову.

В доме Тарасовых располагался пионерский лагерь «Ласточка», который в 70-е годы сгорел в результате пожара (фото предоставлено Ириной Зенцовой).

В поисках истины

К сожалению, исчерпывающей информации, которая позволяла бы достоверно датировать появление хутора Стебницкого нет, поэтому остается только предполагать. Если исходить из логики событий, появление населенного пункта можно отнести к началу 1870-х годов. Первое зафиксированное летописями упоминание хутора Стебницкого относится к 1882 году. Это знаменитый «Список населенных мест по сведениям 1882 года», составленный действительным членом Кубанского областного статистического комитета есаулом Е.Д. Фелициным, и изданный Кавказским статистическим комитетом в 1885 году в городе Тифлисе. К 1882 году «хуторок» разросся до 20 дворов (20 домов), в которых проживало оседло 148 душ иногороднего населения «великоросской народности», православного вероисповедания.

Как известно, статус оседлости согласно «Положению о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России» 1862 года, лица, не принадлежащие к войсковому сословию (иногородние), могли получить право оседлости только через покупку усадеб или пустопорожних мест на территории Кубанского казачьего войска. Получается землю под хутор Иероним Иванович или подарил, или продал переселенцам.

Приспособиться к новым капиталистическим условиям ведения хозяйства удалось немногим. Тем не менее, Стебницкие непосредственно с сельскохозяйственной стороны проявили себя активно. Близость к торгово-промышленному городу Армавиру и Владикавказской железной дороге делала этот район весьма привлекательным и для предпринимательства.

После смерти генерала Иеронима Ивановича Стебницкого владение участком перешло к потомкам. В так называемом «Списке землевладельцев Кубанской области и Черноморской губернии» за 1909-1911 годы, находим уже помимо фамилии Стебницкий (Евгений, Юлия и Александра) и другие фамилии: Ольга Капица, Вера Редзько, Людмила Соколовская, Евгения Камьшевская. Все они — ближайшие родственники. У выдающегося генерала было два сына и шесть дочерей. Евгений Стебницкий 1870 года рождения — один из сыновей генерала. Юлия Стебницкая 1864 года рождения — дочь генерала. Александра Стебницкая 1868 года рождения — астроном-математик, также дочь генерала. Вера Редзько 1873 года рождения — самая младшая дочь генерала Стебницкого.

Ольга Капица 1866 года рождения — педагог, специалист по детской литературе и фольклору — дочь генерала Стебницкого. Вышла замуж за военного инженера (позже получившего звание генерал-лейтенанта инженерных войск) Л.П. Капицу, а их сын (внук Стебницкого) — Петр Леонидович Капица (1894-1984) — советский физик, инженер и инноватор, лауреат Нобелевской премии 1978 года, дважды Герой Социалистического труда (1945, 1974 годы), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1943 годы). В свою очередь Петр Леонидович Капица являлся отцом выдающихся ученых: профессора, физика и популяризатора науки Сергея Петровича Капицы (1928-2012) и географа, член-корреспондента Российской академии наук Андрея Петровича Капицы (1931-2011).

К пятерым детям-наследникам, «Иеронимычам», впоследствии добавились еще две племянницы — Евгения Федоровна Калишевская и Людмила Соколовская. Эти фамилии у них появились после венчания. Обе внучки генерала, их мать Мария Иеронимовна (1859-1903) — самая старшая дочь генерала Стебницкого. Вероятнее всего, после смерти ее доля была разделена на две части.

Стоит отметить, что у генерала был еще сын Виктор Иеронимович (1861-1909), он получил юридическое образование и выбрал профессию юрисконсульта. По всей видимости, после смерти его доля была продана, это косвенно подтверждает уменьшенное количество земли — 827 десятин против 1012 десятин, которые были пожалованы генералу, а также воспоминания его дочери Н.В. Пигулевской (Стебницкой).

События меняли не только жизнь

Хутор благополучно просуществовал в Лабинском отделе до 1917 года. Это говорит о том, что дела у семейства шли успешно, сельское хозяйство развивалось на должном уровне и приносило определенную прибыль наследникам легендарного генерала. Жизненный путь многочисленного семейства Стебницких проходил в основном в городе Петербурге. Относительно того, бывали ли они в своем поместье, данных на этот счет нет. Зачастую в таких случаях хозяйством обычно занимался наемный управляющий. Предположительно все земельное пространство сдавалось в аренду. До революции хутор не только территориально, но и административно относился к городу Армавиру, то есть не имел своего органа управления, об этом гласит информация в Кубанском календаре за 1913 год.

Как известно, события 1917 года и Гражданской войны породили ожесточенные споры по аграрному вопросу, в том числе и на Кубани. Однако аграрную реформу Кубанская Рада так и не успела развернуть, все частновладельческие земли оставались за прежними собственниками и арендаторами. В 1923 году Кубчероблисполком утвердил новую административно-территориальную сеть Кубанской области, согласно которой хутор вошел в Армавирскую волость. Вероятно, в этот момент и поменялось название на Стеблиевский. Заслуги прославленного генерала перед государством и наукой не смогли поколебать отношения к нему новой власти, как к «классовому врагу».

После революции, несмотря на то, что новая власть сделала все, чтобы подавляющую часть дворян считали изгоями, потомки генерала Стебницкого никуда не уехали. Большинство сумели успешно реализовать себя и при новой власти. Ольга Капица (Стебницкая), мать знаменитого академика, стала профессором педагогического института имени А.И. Герцена в городе Ленинграде, Нина Викторовна Пигулевская (Стебницкая) — член-корреспондент Академии наук СССР.

В начале 1925 года, согласно «Декрету ВЦИК от 26 января 1925 года о Северо-Кавказском крае», хутор находился в Армавирском округе Армавирского района. В это время в населенном пункте впервые был создан местный орган власти (сельский Совет народных депутатов), который объединил в своем составе хутора Шах-Назаров и Радищев.

Ходят легенды

Нельзя не упомянуть и о том, что за более чем полутора веков в истории хутора появились легенды о местных жителях. Одна из них гласит: «На одной из усадеб стояло двухэтажное тарасовское здание, построенное на подобии буквы «П», если смотреть сверху. Первый этаж был кирпичный, а второй — из дерева крытый железом. В тарасовские владения до революции входили: лес, земли от реки Урупа до горы и значительная часть земель вокруг усадьбы. Хороший был сад вдоль горы и под ней на склоне. Старожилы рассказывали, что саженцы Тарасов приобретал даже за границей. Фрукты у него в саду были внушительных размеров и приятные на вкус. В имении Тарасовых были: конюшня, амбары для зерна, хлева для скота и птицы».

На самом деле, согласно историческим справкам, в Лабинском отделе у Артемия Михайловича Тарасова было имение площадью 887 десятин с усадьбой и садом, а рядом — небольшая пасека. В собственности торгового дома братьев Тарасовых в селе Вольном находилось имение, занимающее 5511 десятин земли. Территория усадьбы с садом занимала около 6 десятин. Здесь стояли многочисленные хозяйственные постройки, дома, конюшни и прочие службы.

Коммуна «Луч к рассвету пахаря» появилась в 1924 году в пределах хутора. В дальнейшем она сменила название на «Зерновую фабрику». Фабрика занималась выращиванием семян пшеницы и некоторых овощей на семена. Это было большое хозяйство. Старожилами «Зерновой фабрики» были Омельченко, Шкурко, Шейко, Василенко, Вдовенко, Каблучевы, Маляренко, Бокшинины.

Хутора Радищева до революции на картах не существовало, появился он предположительно в начале 1920-х годов «…с южной стороны современного села, недалеко от бывшего казачьего поста Орловский у «майского кургана» (местное название). Его возводили переселенцы, добровольно выехавшие из станицы Урупской (ныне — Советской). Хутор имел всего одну улицу (ныне — улица Дружбы)».

Согласно Постановлению от 28 декабря 1934 года Азово-Черноморского крайисполкома о разукрупнении ряда районов, из Армавирского района был выделен ряд районов, в том числе и Советский (станица Советская). В состав нового района вошел сельский совет хутора Стеблицкого.

Во время немецкой оккупации Советский район получил название Урупский. Однако с приходом советских войск название вновь поменяли на Советский. Район просуществовал до 1962 года: указом крайисполкома от 28 апреля он был упразднен с передачей территории в Новокубанский район. С этих пор хутор с названием Стеблицкий находился в составе района.

Вернули историческое название

В Постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края №1315 от 29 мая 2002 года «О присвоении наименований и о переименовании населенных пунктов на территории Краснодарского края» написано: «Поддержать предложение Совета депутатов Новокубанского района о переименовании хутора Стеблицкого Советского сельского округа в хутор Стебницкий».

Краснодарское отделение Русского географического общества, ставшее одним из инициаторов возвращения исторического названия населенному пункту в Новокубанском районе, осенью 2023 года на своих информационных ресурсах разметило информацию о том, что хутор Стеблицкий переименован в Стебницкий. В этом информационный повод для своих статей и репортажей увидели журналисты краевых средств массовой информации и напомнили читателям и зрителям о новости более чем 20-летней давности, которая, судя по комментариям подписчиков, вызвала большой интерес.

При подготовке статьи были использованы материалы: «Краткая историческая справка о Стебницком», автор — краевед В.И. Казанков; копии официальных документов, предоставленных специалистами библиотеки станицы Советской; исторические справки краеведа Ирины Зенцовой.