Не смотря на активно проводимую на всех уровнях антиалкогольную агитацию, за последнее время сводок об отравлении некачественной алкогольной продукцией в России не становится меньше. Только в июне 2023 года продажа сидра, изготовленного из технического спирта — метанола, унесла жизни 36 человек, из них — один ребенок, с тяжелыми отравлениями были госпитализированы 106 россиян.

Листая дореволюционные газеты, с удивлением обнаружил, что для нашего региона проблема алкогольных отравлений была актуальна 100 и почти 150 лет назад.

В газете «Кубанские областные ведомости» 16 ноября 1867 года хорунжий Иван Братухин из станицы Прочноокопской рассказал о печальной судьбе двух майкопских фотографов: «Из Майкопа в станицу Прочноокопскую прибыли два фотографа — Дьяченко и Савве, отставные подпоручики Кубанского пехотного полка. Здесь отставники занимались фотографированием станичников, но вскоре в станицу прибыли их конкуренты – другие мастера фотографии. Отставные офицеры отправились домой в город Майкоп, наняв для переезда телегу казака Ивана Коженова, занимающегося извозом».

— Утром, приблизительно в 9 часов, они отправились в путь на станицу Константиновскую, погода в этот день стояла весьма грязная, а тяжесть на повозке, запряженной плохими лошаденками, была значительна; поэтому подводчик Коженов, чтобы облегчить груз, шел с боку лошадей пешком, управляя ими, а пассажиры сидели в повозке,- рассказывает корреспондент.

Через 10 верст пути Дьяченко обратился к Савве: «Давай-ка, брат, выпьем водки, я что-то продрог». Савве достал бутылку и подал ее своему товарищу. Дьяченко приложил к губам бутылку, выпил и передал Саве, который в свою очередь приложился к бутыли.

Дьяченко спрыгнул с повозки и закричал: «Что, брат, ты сделал? Какую ты бутылку взял? Мы отравились!», и начал бросать в рот, лежащий на дороге снег. Савве сам выскочил из повозки, и начать также есть снег.

Они закричал на извозчика, чтобы он бежал в станицу просить о помощи, и Коженов, отстегнув лошадь, поскакал на ней в Прочноокопскую, оставив пассажиров одних.

Станичному атаману Коженов сообщил об отравившихся в два часа дня, который в тоже время распорядился отправить за лекарем Тальмонтом и выдвигаться к месту происшествия.

— Своих двух упряжных лошадей для лекаря дал станичный атаман, но Тальмонт не решился ехать на паре лошадей, и ждал до темноты — пяти вечера, возращения в станицу «тройки» — усталых лошадей, — негодует от нерасторопности медика корреспондент.

По пути Тальмонт застал только трупы отравившихся, ведется следствие. Фотограф Шульман, который осматривал бутылки, пояснил, что отставные офицеры отравились синильной кислотой – цианистым калием, так как в одной из бутылок был действительно яд, а в другой бутылке одинаковой формы — водка.

Кстати, автор статьи Иван Братухин — в то время заседатель полкового правления второй бригады, в период 1893-1898 годы был Майкопским городским головой.

Нередко отравление происходило по незнанию. Так, газета «Русское слово» в 1892 году писала: «Попытка поправить здоровье стоила жизни полицейскому. В городе Майкопе 15 ноября 1892 года скоропостижно умер майкопский полицеймейстер коллежский советник Филипп Александрович Кича. Покойный по ошибке принял вместо хинина стрихнин». Хинином в то время лечили лихорадку и малярию.

В марте 1908 года в бульварную газету «Раннее утро» попала полицейская сводка из города Майкопа. В статье «Страшная месть», присланной по телеграфу, неизвестный сообщал: «В Майкопе на днях в полицейской части отравлены водкой пять человек городовых полицейских. Двое из которых через час после приема скончались, а трое находятся при смерти», — говорится в статье.

По заключению, проведенному майкопскими врачами, водка была отравлена стрихнином – чрезвычайно токсичным веществом. Как выяснили следователи, роковая выпивка была куплена одним из городовых в трактире Гавриловой.

— Городовой, купивший ее, перед обедом угостил своих четверых сослуживцев, выпивших только по одной рюмке. Выяснено, что водка была отравлена с целью продажи ее околоточному Данилову, — сообщал корреспондент.

В 1916 году эта же газета рассказала о «последнем спектакле» антрепренера местного театра А.Ф. Ленина, который отравился, приняв 50 граммов опия: «Причина отравления — материальные затруднения», — предположили газетчики.

Виктор МАРКОВ, кандидат исторических наук