Наградной кубок, принадлежавший Валентине Догадиной, украсил коллекцию музея славы и достижений конного завода «Восход» (фото автора).

Наградной кубок, принадлежавший Валентине Догадиной, украсил коллекцию музея славы и достижений конного завода «Восход».

Такой бесценный подарок сделал Николай Самоволов – известный в конном мире селекционер и коннозаводчик, автор книг по коннозаводству и тренингу лошадей.

— Незадолго до своей смерти Валентина Догадина передала мне свой наградной кубок. Но его место в музее, как памятного знака о первых восходовских стартах в карьере первой женщины-жокея СССР, — отметил Заслуженный зоотехник Кубани и Почетный гражданин Новокубанского района.

Преданная лошадям и конному делу, мужественная и в то же время хрупкая Валентина Догадина родом из небольшой сибирской деревушки Черняевки, оказалась настоящим ипподромным бойцом (фото из сообщества «Конный завод «Восход»» социальной сети ВКонтакте).

Уже в 15 лет в спортивной копилке Валентины Догадиной было 17 побед. Стартовала она тогда в Хакасии на Абаканском ипподроме. В 1947 году, одержав уже 50 побед, получила звание жокея.

— Я была так рада, что встала на один уровень со многими признанными мастерами скакового дела, — рассказывала в одном из интервью жокей. — Такие знаменитые в прошлом жокеи, как Ян Груда, Станислав Треба, братья Лаксы не раз скакали со мной и не всегда выигрывали. А вот знаменитый в дальнейшем премьер-жокей Николай Насибов получил жокейство позже, чем я, хотя мы с ним одногодки.

Ее успехи в конном спорте отмечали Семен Буденный и Василий Сталин. Валентина Догадина защищала честь команды по конкуру «Кубанские казаки» на первенстве РСФСР, получила мастера спорта СССР и ушла в тренерскую работу. А Николай Насибов, покоренный необыкновенной девушкой-жокеем, сделал ей предложение руки и сердца, от которого она отказалась.

Валентина прибыла в «Восход» в начале сороковых после освобождения от оккупации из Хакасии в составе группы девушек сопровождения по перевозке лошадей для нашего конного завода из других конных хозяйств.

— Пришлось ехать 44 дня, потому что в первую очередь пропускали фронтовые эшелоны, — позже вспоминала В. Догадина. — Лошади остались без корма, начали грызть стены вагонов. Мне было их жалко до слез, но никак не удавалось раздобыть кормов, а стоянки следовали одна за другой… Помогли моряки, несколько вагонов с которыми прицепили к нашему составу ближе к концу пути. Они раздобыли сена и помогли поезду прибыть на место без задержек.

Осталась тренироваться в тренотделении конного завода «Восход». В 1948 году Валентине нужно было скакать в городе Пятигорске. Железнодорожный состав с лошадьми на пути встретился со встречным поездом. Гудки локомотивов так напугали стоящих в вагоне животных, что они в панике разбили все перегородки и начали метаться, пытаясь выпрыгнуть в открытую дверь. Валентина собой заслонила выход. Они на ходу вытолкнули девушку из состава, а вдоль полотна были навалены шпалы для ремонта путей. В результате тяжелая черепно-мозговая травма приковала ее к больничной койке.

После этого инцидента Валентину уже не допускали к скачкам. В те времена жокеи скакали без защитных шлемов и без специальных очков: голова не была защищена от травм ничем, кроме цветной матерчатой кепки. Поэтому после такой серьезной травмы любое падение с лошади могло закончиться фатально.

— Я решила поступить в сельскохозяйственный техникум, чтобы стать агрономом и на коне спокойно ездить по полям. Именно так видела эту профессию. А чтобы не скучать, пошла в секцию гимнастики, где довольно быстро получила первый разряд, — поясняла Валентина Догадина в последствии.

На Краснодарском ипподроме периодически разыгрывается именной приз в честь прославленной женщины-жокея, когда-то сама Валентина вручала его победителю.

Дина ДРОБИНА